Президент России Владимир Путин примет сегодня участие в 30-м саммите Россия-ЕС, который состоится в Брюсселе… Несмотря на юбилейный номер встречи, она пройдет в подчеркнуто рабочей обстановке, торжеств не запланировано. Дискуссия на ней обещает быть насыщенной и практической, но никаких прорывных решений ни российская, ни европейская стороны не ожидают… «Россия была и будет стратегическим партнером Евросоюза. На предстоящем саммите мы рассчитываем на всеобъемлющую дискуссию по всем темам, представляющим взаимный интерес и вызывающим озабоченность сторон», — заявил перед встречей глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Он и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей будут представлять на этом саммите Евросоюз… Здесь будет рассмотрен стандартный набор тем и проблем двусторонних отношений. Как ранее сообщил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, главными из этих тем станут кризис евро и его влияние на российскую экономику, трудные переговоры по визовым вопросам, разногласия в области энергетики, последствия вхождения РФ во Всемирную торговую организацию /ВТО/, угроза регионализации конфликта в Сирии. Кроме того, будут обсуждаться и «наши задачи в контексте начавшегося с 1 декабря председательства России в Группе двадцати, где ЕС тоже участвует». Приоритетами российского председательства являются стимулирование экономического роста и борьба с безработицей, что чрезвычайно актуально и для Европы.
Россия и ЕС в равной степени заинтересованы в спасении евро и восстановлении экономического баланса в Европе. Продолжение кризиса, в частности, ведет к экономическому спаду, в первую очередь, в зоне евро, которая в третьем квартале этого года вновь погрузилась в рецессию. Следствием этого стало повышение нестабильности на рынке энергоресурсов, основанное на опасениях снижения спроса на них и падения цен, что может больно ударить по российской экономике.
По словам Чижова, здоровье европейской валюты «волнует Россию и потому, что активы в евро составляют около 40 проц наших золотовалютных ресурсов».
По визовой тематике пока приходится констатировать, что сроки введения безвизового режима между сторонами не просматриваются.
Переговоры между Россией и Евросоюзом в этой области идут по двум направлениям. Первое — дальнейшая либерализация визового режима, предусматривающая, в частности, расширение списка категорий граждан для посещения стран ЕС по упрощенной процедуре. Очередным шагом здесь может стать предоставление права на краткосрочные безвизовые поездки в ЕС обладателям служебных паспортов. Однако даже это, казалось бы, несложное решение сталкивается с сопротивлением целого ряда европейских государств.
Вторым направлением являются собственно переговоры о введении безвизового режима. На саммите Россия-ЕС в декабре 2011 года в Брюсселе был утвержден перечень совместных шагов по подготовке к этому. К настоящему моменту стороны уже воплотили их в жизнь, однако следующий этап — начало переговоров о переходе к такому режиму — пока не начался.
«Переговоры об упрощении визового режима — это, по сути, актуализация текста соглашения 2006 года /об упрощении визового режима и реадмиссии — прим. корр./, — пояснил Чижов. — Там есть ряд моментов, уточняющих положения действующего соглашения и в чем-то его расширяющих».
«Камнем преткновения стал один вопрос: о распространении того безвизового режима, который соглашением 2006 года предоставлен обладателям дипломатических паспортов, также на обладателей служебных паспортов, — отметил российский постпред. — Для того, чтобы это соглашение можно было подписать, необходимо соответствующее решение обеих сторон». По его словам, в случае с Евросоюзом «требуется квалифицированное большинство в Совете ЕС, то есть большинство 27 государств- членов». «У некоторых стран Евросоюза — не буду называть поименно — пока, несмотря на все наши разъяснения, остаются вопросы. Дискуссии идут вокруг категорий лиц, которым выдаются служебные паспорта, категорий самих паспортов, категорий поездок с этими паспортами. Сугубо технические вопросы, но за ними, безусловно, стоят политические мотивы», — отметил дипломат.
Он выразил уверенность в том, что, как только вопрос служебных паспортов будет снят, «дорога к подписанию соглашения будет открыта, и это пойдет на пользу тем, кого такое адаптированное соглашение касается непосредственно». «Это отнюдь не только государственные служащие со служебными паспортами. Это и сотрудники неправительственных организаций, и журналисты. Кроме того, будет уточнена процедура оформления многократных виз — вплоть до пятилетних — и расширена практика их выдачи», — пообещал постпред.
Коснувшись возможных сроков введения полноценного безвизового режима для краткосрочных поездок между Россией и ЕС, Чижов предположил, что «неким естественным рубежом» для этого могла бы стать предстоящая Олимпиада 2014 года в Сочи. «Я всегда был и остаюсь противником того, чтобы ставить какие-то искусственные временные рамки любым переговорным процессам. Но в данном случае речь идет о естественном рубеже. Надежда сохраняется, но гарантий, разумеется, никто не дает», — заявил он.
Что касается энергодиалога и разногласий между ЕС и Россией по «третьему энергопакету», то здесь принципиально новым элементом стало начатое этой осенью антимонопольное расследование Еврокомиссии /ЕК/ в отношении «Газпрома», связанное, в частности, с применением положений «третьего энергопакета» к контрактам с рядом государств Восточной Европы.
Впрочем, Чижов не исключает, что «Газпром» «вполне может выиграть это дело».
«Это расследование вполне может завершиться в пользу «Газпрома”. Такие прецеденты уже были, в том числе и в российской практике, — сказал дипломат. — Хотелось бы, чтобы это дело излишне не политизировалось и не обрастало лишними эмоциями с обеих сторон». По его словам, даже если ЕК не откажется от своих претензий к российской компании, дело «может быть урегулировано досудебным мировым соглашением, или, в крайнем случае, «Газпром” может обратиться в суд, где победа Еврокомиссии тоже далеко не предопределена».
Комментируя ранее в интервью ИТАР-ТАСС ход этого расследования, Чижов отметил, что считает его «следствием политики отдельных стран ЕС», которые пытаются «национализировать трубопроводы».
«Это решение в большой степени связано с политикой отдельных стран — членов Евросоюза. Тем более, что уже есть публичное заявление признательного характера со стороны правительства Литвы», — отметил он, имея в виду заявление Вильнюса, который приветствовал начало расследования против «Газпрома». По оценке литовского премьера, «это важное решение ЕК может в значительной степени изменить ситуацию на европейском рынке газа и поведение «Газпрома” как в нашем регионе /Прибалтике/, так и во всей Восточной Европе». Литва еще в январе 2011 года подала жалобу в ЕК на «злоупотребление «Газпромом” доминирующим положением на рынке». ЕК не скрывает, что этот документ стал одним из формальных поводов для начала расследования.
«Да, «Газпром” обеспечивает 100 проц поставок газа в Литву. Но кто виноват в его доминировании на этом рынке, принимая во внимание, что именно по требованию Евросоюза Вильнюс был вынужден закрыть Игналинскую АЭС?» — заключил российский постпред.
Впрочем, тема «третьего энергопакета» не исчерпывается только расследованием в отношении «Газпрома». Еврокомиссия также проявляет значительный интерес к российскому проекту газопровода «Южный поток». По мнению еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, в соответствии с энергетическими нормами ЕС, оператор будущего газопровода «будет обязан обеспечить к нему доступ для прокачки газа независимых компаний».
«Вокруг «третьего энергопакета” в Европе вообще сложилась парадоксальная ситуация: инвесторы готовы вкладывать реальные деньги только в те инфраструктурные проекты, которым предоставляется исключительный статус, выводящий их из-под действия «третьего энергопакета”, — отметил Чижов.
Новым направлением в переговорах является торговое сотрудничество в рамках ВТО. Практически сразу после завершения процесса вступления России в эту организацию Евросоюз сделал ряд заявлений о несоблюдении Москвой принятых там норм.
По словам еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, «вместо того, чтобы использовать статус нового полноправного члена ВТО для активизации реформ, Россия даже не выполняет собственных обязательств”.
В числе торговых проблем между Россией и ЕС де Гюхт назвал «завышенные пошлины и сборы с импортируемых автомобилей” и запрет на ввоз в Россию отдельных видов скота из стран Евросоюза, которые не удовлетворяют «завышенным ветеринарным требованиям”.
Комментируя по просьбе корр. ИТАР-ТАСС эту проблему, Чижов заявил: «Я не верю в торговые войны. Россия вела переговоры о присоединении к ВТО более 18 лет — дольше, чем Китай. Уступки по вопросам о торговых режимах были сделаны всеми сторонами”.
Говоря о российских ветеринарных и фитосанитарных нормах, Чижов отметил: «Речь здесь идет не о торговле, а о здоровье, а вопросы защиты здоровья российских потребителей — не в компетенции ВТО”. В России эти нормы по отдельным положениям гораздо жестче, чем в Евросоюзе, что Брюссель зачастую рассматривает как косвенный способ защиты российского рынка от европейской сельскохозяйственной продукции. В связи с этим многие наблюдатели считают, что первый иск ЕС к России в суд ВТО будет связан именно с пересмотром норм торговли сельскохозяйственной продукцией. Впрочем, пока, несмотря на все заявления, Евросоюз не подал в ВТО ни одной официальной претензии к РФ.
С другой стороны, успешное завершение процесса присоединения к ВТО должно, по словам постпреда, «открыть дорогу к активизации переговоров о новом соглашении о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС” в 2013 году.
Примечательно, что тема норм ВТО оказалась тесно связана с проблемами «третьего энергопакета”. В частности, российский дипломат отметил, что, по оценкам России, «отдельные положения „третьего энергопакета» вообще несовместимы с нормами и правилами ВТО”. Однако переговоры по этой теме идут пока на экспертном уровне и вряд ли скоро будут вынесены на уровень глав государств.
ЕС является главным внешнеторговым партнером России, а она, в свою очередь, — третьим партнером ЕС после США и Китая. По данным европейского статистического агентства — Евростата, за период кризиса дефицит торгового баланса Евросоюза в отношениях с Россией значительно вырос: если в 2009 году он составлял 52 млрд евро, то в 2011 году достиг 91 млрд евро. 79 проц российского экспорта в Европу составляют энергоносители, за счет которых удовлетворяется 29 проц энергопотребностей 27 стран ЕС.
Ситуация в Сирии обещает доминировать на внешнеполитической площадке саммита. Страны ЕС сегодня все более активно стремятся оказывать содействие сирийским мятежникам. Сообщество находится в одном шаге от официального признания оппозиции «единственным законным представителем сирийского народа”, что автоматически поставит вне закона, с точки зрения государств ЕС, руководство республики во главе с Башаром Асадом. Ведущие страны сообщества также выступают за пересмотр режима европейского эмбарго на поставки в Сирию оружия, что позволит начать открытое военное снабжение боевиков. Все эти шаги являются поводом для серьезной озабоченности со стороны РФ…
В преддверии саммита Сергей Лавров дал нтервью телеканалу «Евроньюс»…
Вопрос: Какую из тем саммита Россия-ЕС Вы бы выделили как главную и наиболее актуальную?
С.В.Лавров: Считаю, что у нас в принципе устоявшаяся повестка дня в отношениях с Евросоюзом. Все ключевые вопросы прорабатываются в течение года. На саммиты, проходящие дважды в год, выносятся основные заключения, доклад о том, в каком состоянии находится та или иная тема на повестке дня России-ЕС… Традиционно энергодиалог является «становым хребтом» нашего сотрудничества. Это достаточно продвинутая и доверительная форма взаимодействия, которая охватывает самые разные аспекты энергобезопасности Европы. Запущены обе ветки «Северного потока», есть возможность строить дополнительные. Начато сооружение «Южного потока». Многие страны Евросоюза объявили его своим национальным проектом.
Так что мы движемся достаточно уверенно в направлении повышения энергобезопасности европейского континента. Хотим — и об этом неоднократно говорил Президент России В.В.Путин — чтобы Евросоюз, определяя правила игры на своей территории, делал это с уважением к заключенным ранее обязательствам, в частности, соглашениям о защите инвестиций. Дело в том,что если применять «третий энергопакет» ретроспективно — а такие попытки есть — он будет вступать в прямое противоречие с обязательством не ухудшать условия ведения бизнеса. Подобные обязательства взяты по двусторонним каналам между Россией и странами ЕС. Они также содержаться в действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. У нас есть конкретные предложения, как сделать, чтобы ЕС реализовывал свои права, и в то же время не страдали, не нарушались действующие соглашения.
Вопрос: То есть основная тема саммита – экономические вопросы?
С.В.Лавров: Обсудим также ситуацию с новым Базовым соглашением с ЕС — более широкую тему, чем просто экономическое взаимодействие. После вступления России во Всемирную торговую организацию, в том числе при активной поддержке ЕС, думали, что вопросы торгового и инвестиционного режимов, которые пока тормозили заключение нового Базового соглашения, будут быстро оформлены в соответствии с решениями, принятыми в рамках присоединения нашей страны к ВТО. Партнеры хотят большего — «ВТО плюс», иными словами, дополнительных уступок с нашей стороны. Объясняем, что это нереально.
Мы только осваиваемся в рамках обязательств, взятых по линии ВТО. Надо понять, как будут приспосабливаться к этой ситуации российский бизнес, промышленность, сельское хозяйство, банковский сектор и т.д. Надеюсь, что возобладает здравый смысл, и мы сможем быстро подписать соглашение. На данном этапе не можем пойти дальше, чем было условленно при вступлении в ВТО. Но на последующих этапах, об этом неоднократно говорил Президент В.В.Путин, мы готовы двигаться в сторону зоны свободной торговли и к более глубоким формам интеграции.
Президент России выдвинул идею создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана. Говоря о человеческом измерении этого пространства, важно как можно скорее продвинуться к введению безвизового режима. Год назад был согласован «Перечень совместных шагов», которые требуется сделать с обеих сторон, включая обеспечение биометрическими паспортами граждан, которые будут путешествовать, а также повышение эффективности контроля на границах, заключение соглашений о реадмисии. Все это делается. Мы посещаем страны Европейского союза, а председатель Еврокомиссии посещает нашу страну и смотрит, как реализуется «Перечень совместных шагов». Рассчитываю, что в ближайшее время мы сможем доложить друг другу, что «Перечень» исчерпан, все шаги предприняты, и мы можем перейти к переговорам по соглашению об отмене виз для краткосрочных поездок граждан.
Еще одна весьма перспективная тема – сотрудничество во внешнеполитической сфере, прежде всего, в области кризисного регулирования. Есть проекты документов, которые могли бы заложить правовую основу нашего взаимодействия, в том числе и при проведении миротворческих операций. У нас уже есть такой опыт. Мы вместе (с ЕС) работали на Балканах, в Африке — Центральноафриканской Республике и Чаде. Сейчас проводится антипиратская операция «Аталанта» при координации с аналогичными действиями российского Военно-морского флота. Это будет основным содержанием нашего взаимодействия на достаточно длительный период, так как все эти темы – долгоиграющие. Рассчитываю, что прогресс будет, может быть, не очень быстрым, но достаточно устойчивым.
Вопрос: Сейчас основной международный кризис — сирийский. Изменятся ли в какой-то степени позиции ЕС и России после объединения оппозиции Сирии и ее признания Францией, США?
С.В.Лавров: Наши западные партнеры на ранней стадии этого кризиса однозначно встали на одну сторону – на сторону оппозиции. Они заявили, что Б.Асаду не место в этом мире и что он нелегитимен. Наверное, рассчитывали, что режим быстро падет. Сейчас многие из них признают, что это было не совсем правильно. На начальном этапе кризиса отказывать режиму в легитимности, на мой взгляд, было ошибкой. Сейчас более реалистично выглядит позиция, которая требует от обеих сторон немедленного прекращения насилия и начала переговоров без предварительных условий.
Мы с самого начала занимаем такую позицию. Последовательно работаем с режимом и всеми без исключения группами оппозиции. Говорим им одно и то же — «вы должны подумать о своем народе, о своей стране. Договоритесь о прекращении огня. Садитесь за стол переговоров, назначайте делегации, которые будут их вести. Договаривайтесь о том, какой переходный механизм от прежней системы к чему-то новому, более демократическому и открытому нужен вашему государству». Такой подход был согласован 30 июня с.г. в Женеве на встрече «Группы действий». Россия четко соблюдает обязательства, записанные в принятом на той встрече коммюнике: заставить все сирийские стороны прекратить стрелять, назначить переговорщиков и договариваться о механизмах переходного периода. Именно эти мысли, обозначенные консенсусно в Женевском коммюнике, мы доносим достаточно напористо до правительства Сирии и всех оппозиционных групп. Наши западные партнеры, к сожалению, не выполняют взятые на себя в Женеве обязательства и делают ставку исключительно на победу оппозиции. И при этом говорят, что если бы Б.Асад ушел, то можно было бы начинать переговоры.
Надо выбирать приоритеты. Если приоритет – спасение жизней, то нужно усаживать сирийские стороны за стол переговоров без предварительных условий. Если же приоритет «свалить» Б.Асада, тогда надо исходить из того, что это потребует еще какого-то времени и значительного количества новых жертв среди простых сирийцев. Попытки представить дело таким образом, будто Россия только скажет Б.Асаду, и он сразу уйдет, — абсолютно провокационны с негодными средствами. Все прекрасно знают, что это от нас не зависит.
Вопрос: Вы допускаете возможность победы оппозиции и ухода Б.Асада?
С.В.Лавров: В этой войне победителя не будет. Идет война на взаимное уничтожение. Жуткие вещи происходят в последние дни внутри и вокруг лагеря палестинских беженцев. Палестинцев пытаются втянуть в эту внутреннюю междоусобицу. Они расколоты. Часть из них за режим, часть за оппозицию, причем одни за одну из групп, другие за другую. Эта воронка засасывает все глубже все новые и новые слои населения, включая теперь уже и палестинских беженцев. Не будет победителей в этой войне — думаю, все это прекрасно понимают. Но единожды сказав, что с Б.Асадом не будут вести никаких разговоров, люди сами загнали себя в ловушку и не знают, как из нее выйти. История знает случаи войны на истощение. Ничем хорошим это никогда не кончалось.
Вопрос: Готова ли Россия признать объединенную сирийскую оппозицию?
С.В.Лавров: Нам не надо никого признавать. Мы работаем со всеми без исключения сторонами, которые представляют определенные группы сирийской оппозиции. Готовы работать с «Национальной коалицией», любой другой конфигурацией, которая возникнет у оппозиции на этом политическом «поле». Главное не в том, чтобы «признавать», главное в том, чтобы всех «толкать» в одном направлении. А если признание какой-то одной группы используется с единственной целью – поставить на нее деньги, оружие, морально-политическую поддержку – значит, это вмешательство в конфликт на стороне одной из групп. Вот и все.
Вопрос: Еще одна актуальная тема, которая, наверное, портит отношения России с ее западными партнерами, — принятие Конгрессом США «закона имени С.Магнитского». В Госдуме сейчас обсуждается ответная реакция. Консультировались ли депутаты с МИД по этому поводу?
С.В.Лавров: Безусловно, эта тема сейчас у всех на слуху. В медийном пространстве она — одна из наиболее обсуждаемых. Я считаю, что предпринятый Конгрессом США шаг был абсолютно ненужным, контрпродуктивным. Любая страна, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет право и пользуется этим правом закрывать без объяснения причин въезд на свою территорию тому или иному гражданину другой страны. Когда же из ситуации устроили «шоу на Капитолийском холме», мне показалось, что за этимстоит нечто иное, нежели желание добиться правды. Тем более, добиваться правды по вопросу, который находится на рассмотрении в суде другой страны, когда судебное разбирательство не закончено и приговоры не вынесены – это достаточно аррогантная штука.
Но американцы к этому привыкли. Они любят поучать других, особенно это заметно у ряда конгрессменов, включая инициаторов «закона имени С.Магнитского». Считаю абсолютно естественным, что наши парламентарии отвечают и делают это не по принципу «мы тоже найдем какую-нибудь нерешенную проблему, незавершенный судебный процесс и вмешаемся в ваши внутренние дела». Они отвечают по конкретным фактам, которые уже закрыты американским правосудием. Например, факты оправдания или наказания лишь условными сроками с освобождением в зале суда американских граждан, которые убивали, насиловали или издевались над приемными детьми из России. Суды уже состоялись, возмутительные по своей мягкости приговоры вынесены. Если сравнивать их с вердиктами американским родителям, которые своих собственных детей так или иначе неправильно воспитывали, сразу будут очевидны «двойные стандарты».
Предлагается в наш список включить также людей, которые были причастны к незаконному похищению российских граждан, в т.ч. В.А.Бута и К.В.Ярошенко в Таиланде и Либерии, с нарушением законов этих стран, прав россиян, которых осудили на огромные сроки только за намерение. Сравниваем это с приговорами, вынесенными убийцам наших детей: за реальные преступные действия человек получает условный срок и освобождается в зале суда.
Вопрос:Означает ли это, что нужно полностью запрещать право усыновления российских детей американскими семьями, тем более что сейчас депутаты придают расширительное толкование этому закону для многих стран?
С.В.Лавров: Не думаю, что мы должны запрещать усыновление американскими семьями российских детей. Мы были близки к тому, чтобы всерьез рассматривать подобную меру на стадии, когда не получалось заключить с американцами Соглашение о сотрудничестве в области международного усыновления. Действительно, тогда наши дети не были ничем защищены, у нас не было даже возможностей их посещать через наши дипломатические учреждения в США. Мы с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астаховым всерьез рассматривали возможность обращения в наши соответствующие компетентные структуры с предложением «заморозить» усыновление/удочерение американскими семьями до подписания такого соглашения. Но теперь оно подписано и уже вступило в силу. Соглашение пока еще не прошло проверку временем и конкретными делами. В частности, во Флориде живет усыновленный американскими родителями Максим Бабаев. Родителей с тех пор лишили прав. Мальчик сейчас временно находится в опекунской семье. Но мы к нему не можем получить консульского доступа, хотя он гарантирован подписанным с американцами Соглашением, вступившим в силу осенью с.г.
Обязанность Госдепартамента США — обеспечить нам такой доступ. Если мы прекратим усыновление, это означает только одно — мы должны денонсировать это Соглашение. Если мы его денонсируем, не будет никакой правовой возможности требовать доступа к нашим детям. Хотя бы только поэтому не стал бы так далеко идти в нашей реакции.
Вопрос:Как отреагирует Россия, если одна или несколько стран ЕС присоединятся к «закону имени С.Магнитского»? На Кипре начали расследование в отношении нескольких банков в связи с отмыванием денег якобы российских чиновников.
С.В.Лавров: Деньги, к сожалению, отмывают по-прежнему и не только российские граждане — были случаи и с европейскими государствами. Это явление, которое мы все хотим побороть. Вступили в силу соответствующие конвенции для России и всех стран ЕС. Но пока данное явление еще до конца не искоренено.
Не думаю, что европейские страны юридически имеют возможность присоединиться к «закону имени С.Магнитского». Я слышал, что в Европарламенте обсуждается вопрос о том, чтобы просто продублировать, «проштамповать» документ, принятый на Капитолии, сделать его решением Европарламента. Если стремление взять пример со «старшего брата» возобладает, это будет печально, потому что такой разворот ничего не добавит в том, что касается конкретного продвижения к решению вопросов, беспокоящих европейцев в отношении России и граждан России — в отношении европейцев.
У нас ведется диалог по правам человека, в рамках которого мы друг другу говорим по-партнерски, что бы мы хотели изменить в наших отношениях, что мы хотели бы видеть в наших странах в том, что касается уважения и соблюдения прав и основных свобод наших граждан. Такой формат – правильный, и им нужно и дальше пользоваться. У России поддерживается диалог по правам человека и с ЕС, и с США — в рамках Президентской комиссии с американцами действует рабочая группа по гражданскому обществу. Чтобы диалог был более транспарентным, в Государственной Думе с участием Министерства иностранных дел России прошли слушания по правозащитной тематике в Евросоюзе и США. Итоги слушаний по ЕС были обобщены в соответствующий доклад, который накануне саммита Россия-ЕС распространен в странах Евросоюза. Он не задиристый, а фактологический. Наши собеседники в Брюсселе и других европейских столицах после ознакомления признали, что документ основан на конкретных данных и убедительно показывает нашу взаимную заинтересованность решать вопросы, пока еще реально затрудняющие жизнь людей на обширных Евроатлантическом, Евразийском пространствах.
Мы серьезно обеспокоены положением национальных меньшинств, в частности русскоязычных, в Эстонии и Латвии – этим позорным явлением безгражданства. Для Европы, «колыбели» христианской цивилизации, это жутко. Тем более, что эти люди имеют удостоверения личности, в которых в графе «национальность» написано «alien» («чужак»). Не знаю, как с этим можно мириться. Есть многочисленные рекомендации Совета Европы, ОБСЕ и Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации о необходимости, как минимум, поскорее сделать первые шаги и хотя бы предоставлять автоматическое гражданство новорожденным в семьях «неграждан», а также пожилым людям, учитывая, что они едва ли смогут освоить язык в той степени, в которой это требует достаточно жесткий закон. Никакого, к сожалению, движения не происходит. Мы постоянно говорим об этом с нашими латвийскими и эстонскими коллегами.
Безусловно, нас беспокоит попустительство в отношении героизации нацизма, попыток переписать историю, поставить палачей и освободителей на одну доску, одинаково к ним относиться, а то еще и дискриминировать ветеранов, которые освобождали Европу. Все это известно и проявляется далеко не только в Эстонии и Латвии, но и в ряде европейских стран, где марши нацистов начинают вызывать тревогу.
Положение мигрантов в Европе — тема, которую также нужно обсуждать и по которой мы можем взаимополезно обмениваться информацией, оценками и опытом. Я бы шел по этому пути, а не по тому, который позволяет «отметиться» перед своей публикой, своим электоратом: вот какой, мол, я жесткий, вот как я могу лихо в Россию ткнуть пальцем. Зачем? Предпочитаю откровенный конструктивный разговор. Как и в случае с Сирией, нужно делать выбор в пользу приоритета: спасти жизни или свергнуть режим. Здесь — то же самое.
Если целью является достижение конкретных улучшений в правозащитной области, то надо работать спокойно, конкретно, без шума. Если же цель — публично пошуметь, тогда так и надо сказать: я хочу пошуметь и не желаю добиваться результата. Нельзя рассчитывать, что кто-то будет «из-под палки» брать под козырек и говорить: извините, вы на нас накричали, поэтому мы поняли, что были неправы, теперь будем хорошими. Это человеческая сущность, и все это прекрасно понимают. Те, кто шумят, наверное, имели и такую цель…
По материалам… /news.mail.ru/ /www.mid.ru/