Комментируя проходящие сейчас в Берлине переговоры между Зеленским, с одной стороны, и Уиткоффом и Кушнером – с другой, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не ставит перед собой никаких конкретных сроков мирного урегулирования.
«Россия ждет, что США проинформируют ее об итогах переговоров по украинскому урегулированию в Берлине. Сейчас Москва и Вашингтон не обсуждают ход берлинских переговоров. Установление сроков в украинском урегулировании – неблагодарное дело. Россия не хочет вести мирные переговоры по украинскому урегулированию в мегафонном режиме», – заявил Песков.
Новости партнеров
Это довольно правильная позиция, отражающая, в том числе, и нашу нелюбовь к твиттерной дипломатии, заменившей в последнее время нормальную, кропотливую, а главное ответственную и вдумчивую работу, без которой добиться приемлемого результата просто нельзя.
Впрочем, смотря что считать приемлемым? Если стоит задача всё испортить, заболтать и превратить фарс, как у наших украинских визави, то лучшей тактики чем вести дискуссии через СМИ и соцсети и не придумаешь.
А именно этим сейчас занимаются Зеленский и Ко, не желающие признавать своего поражения. И как раз в этом кроется, пожалуй, главная опасность «мира по Трампу», которого пытаются сегодня достичь его спецпосланник и зять.
Скажем, что толку подписывать какие-то бумаги, что, возможно, дадут основание президенту США поставить себе очередную галочку в графе «миротворчество», если завтра или послезавтра, когда того же Трампа уже не будет, этот конфликт вспыхнет вновь, подогреваемый реваншизмом киевского режима и его европейских союзников.
На днях мне попался материал Bloomberg, который строится вокруг одной очень опасной мысли о том, что Украина на самом деле не проиграла войну на поле боя, но рискует проиграть её политически. Мол, принимаемые сегодня на переговорах решения, как считает главком ВСУ Сырский, всё чаще зависят не от динамики событий на фронте и реального положения дел на ЛБС, а от их интерпретации в глазах Вашингтона и лично Трампа.
Ссылаясь на мнение украинских военных, Bloomberg настаивает на том, что российское продвижение остаётся медленным и затратным, даже несмотря на превосходство в численности и ресурсах.
«Прорывов нет – есть изматывание. И в этом контексте любые заявления о «неизбежном крахе» Украины не факт, а политическая конструкция, выгодная тем, кто хочет ускорить сделку», – говорится в публикации.
Новости партнеров
По мнению авторов статьи, Россия, не одержала стратегической победы, а лишь добилась стратегического эффекта, навязав Западу обсуждение мира в логике уступок, а не в логике сдерживания. И в этой парадигме важен не столько контроль над территориями, сколько над восприятием происходящего.
«Кремль рационально эксплуатирует усталость Запада и смену риторики в США, где прагматизм всё чаще подменяет мобилизационный пафос. Украина удерживает фронт, но теряет контроль над нарративом, в котором её уязвимость преувеличивается, а российские ограничения игнорируются. Итог: речь уже не о том, кто побеждает, а о том, кто объявит войну завершённой и на чьих условиях. Если решение будет принято из чувства усталости и в пользу «фиксации», это не приведёт к миру. Это лишь создаст временное равновесие, в котором обе стороны будут считать себя недооценёнными и готовиться к следующему раунду», – резюмирует издание.
Разумеется, можно не соглашаться с подобной трактовкой реального положения дел. Тем более, что несоответствия действительности более чем очевидны. Можно спорить о деталях, выводах, нарративах и прочем дискурсе – всё это очень увлекательно, но абсолютно непродуктивно.
И тем не менее в одном авторы публикации абсолютно правы. Пользуясь спортивной терминологией, можно сказать, что отсутствие однозначной, объективной победы нокаутом, а не по очкам, даёт «проигравшей» стороне не только возможность утверждать, что её «засудили», но и вполне естественное в таких случаях «право на реванш».
И это, не говоря уже о том, что реваншистские настроения и без того будут довольно сильны в украинском и в какой-то степени европейском обществе, как это было с той же Германией после Первой мировой. Именно на этом реваншизме, собственно говоря, Гитлер в своё время и пришёл к власти.
И в такой ситуации даже тонны исписанной бумаги, на которой будут зафиксированы «гарантии безопасности», «пакты о ненападении» и прочая словесная эквилибристика, не уберегут нас от того, что Украина, вооружаемая и подталкиваемая Западом, вновь подготовится и во вполне обозримом будущем начнёт второй раунд этого противостояния.
Насколько я понимаю, стратегия России как раз и заключается в том, чтобы установить мир, фиксирующий новое равновесие сил в Европе на очередные 50, 80 или даже 100 лет. А раз так, то нынешнее американское «полумирие» не может устраивать нас априори.
Да, фактически мы скованы в своих решениях нарастающими проблемами в российской экономике и риском начала Большой войны с Европой, которая никому в России, разумеется, не нужна, что бы там по этому поводу ни думали полоумные европейские политиканы.
Новости партнеров
Но если сегодня при посредничестве США нами будет подписано мирное соглашение, в рамках которого Украину не победят, а политически вынудят признать поражение, мы не добьёмся искомого результата, лить ухудшив в целом ситуацию для себя. И риск этого крайне велик.
Что же нужно? А нужен коренной перелом в войне, такая ситуация на фронте, при которой сама идея «переиграть всё впоследствии» даже не могла бы зародиться в головах украинцев и европейцев.



