ГлавноеАналитикаКитайцы завоевывают мир: миллиард пошел в музеи

Китайцы завоевывают мир: миллиард пошел в музеи

Опубликовано

Начнем с одиночного, но очень эффектного факта: в истекшем году почти один миллиард китайцев посетил музеи у себя в стране.

Вообще-то Китай с его населением в 1,386 миллиарда человек хорошо умеет щекотать нервы такими цифрами. На самом деле речь всего-то о том, что каждый китаец, кроме стариков и младенцев, побывал в музее хотя бы раз. Но вспомним афоризм, приписываемый ветерану американской дипломатии Генри Киссинджеру: если каждый китаец купит у нас хотя бы по иголке, это будет очень хороший бизнес (на самом деле поговорке больше ста лет, она существовала и до Киссинджера, но это частности). Большое население создает эффект больших цифр, но музеи — это далеко не то же самое, что продажа или покупка иголок.

Новости партнеров

Самое важное здесь в том, как уверенно и грамотно китайские стратеги развития страны смешивают бизнес, культуру и политику, в том числе внешнюю. Начало января по всему миру — пиршество статистики за ушедший год, и вот мы смотрим, как разные китайские ведомства уверенно протягивают логическую цепочку: культура делает людей лучше — она приносит доходы и ускоряет экономику — она также укрепляет положение страны как мирового лидера.

Например, книги. За истекший год страна переломила грустный тренд, наблюдаемый по всему миру — разгул интернета и закрытие книжных магазинов, тех, где настоящие бумажные книги. Есть, оказывается, такое место, где магазины, наоборот, открываются и наличествуют в 86,7 процента крупных торговых комплексов страны, и одна лишь книготорговая государственная компания «Синьхуа» открыла таковые в 198 точках только одной провинции. При этом продажи книг не обязательно растут (хотя не уходят в убыток) — многие заходят в такие магазины, чтобы что-то там съесть и заодно полистать книги, это модно. А моду эту поддерживает государство, в том числе поощряя сниженную аренду на подобные торговые точки. Прошлый год, напомним, прошел под знаком осознания миром, что Китай реально претендует на роль глобального технологического лидера, отнимая первенство у США. Но такого лидерства не было бы, если бы не рост общего уровня образования и культуры в стране.

И опять о музеях. Они, конечно, в Китае бывают разные, в том числе (из личного опыта) — музей фигурок из теста или чисто местного способа резать кружевные фигурки из цветной бумаги. Но вот доклад Академии социальных наук, анализирующий тренды в туристической отрасли. Для начала, гласит он, внутренний и въездной туризм стали более цивилизованными, в том числе потому что на местах объединили управления по туризму и культуре. Туризм также сделал скачок по чисто финансовым показателям: он по итогам 2016 года генерирует 12,47 процента внутренних розничных продаж, а в прошлом веке этот показатель был вдвое ниже. Такое происходит и потому, что четко видна система: приехал в другой город — пошел, кроме всего прочего, в местный музей.

А дальше разговор у аналитиков плавно перетекает к теме туризма международного. Известно, например, что есть такая стратегическая инициатива как «Пояс и путь» и по большей части речь там о создании мощной инфраструктуры торговли через всю Евразию (в том числе через Россию) — от китайского побережья до портов Средиземноморья и дальше. Дороги, коммуникации, склады… Но кто-то в Китае внимательно отслеживает и то, что с момента появления этой инициативы турпоездки людей вдоль «Пояса и пути» в Китай выросли лишь на десять процентов, то есть на миллион человек, зато в обратном направлении рост взрывной — более чем на 15 процентов в год, превысил 27 миллионов. В итоге «Пояс и путь», вдобавок ко всему, формирует туристическую отрасль с объемом продаж в 110 миллиардов долларов.

И это не говоря о культурном сближении народов и прочей геополитике. Интересно, как эта геополитика все время находится в поле зрения аналитиков, оценивающих даже вроде бы несущественные мелочи — вот, например, бой на мечах в доспехах. Здесь материал на боевую тему не скрывает зависть к россиянам: они по этой части (называемой движением реконструкторов) обгоняют Китай и прочие страны. И есть полный смысл с нами в подобной сфере соревноваться: вот хотя бы знаменитые на весь мир японские самурайские доспехи, напоминающие небольшой чешуйчатый шкаф с рогами наверху, — да ведь пошли они от китайского доспеха династии Мин (1368 — 1644). И то же с броней корейской или вьетнамской. А меч катана — как насчет минского «полумесяца зеленого дракона»?

Политический вывод автора материала таков: участие в фестивалях реконструкторов помогает распространять китайскую броню и в целом культуру по всему миру. Культуру страны распространяли пока что кухня, в меньшей степени живопись и в наибольшей — конечно, кино. Известны ежегодные кассовые битвы на китайском рынке между Голливудом и местной все более качественной продукцией. В этом году к регулярным отчетам на указанную тему добавилось нечто новое: выход Индии на какие-то заметные позиции внутри китайского рынка — по сути, индийский кинобум.

А это, кстати, еще одна очень горячая для всего мира тема: какая цивилизация более успешно завоевывает другую, а заодно и мир в целом — китайская или индийская? Насколько они совместимы друг с другом? Это геополитика в чистом виде, но развивающаяся в сфере прекрасного. Главное, повторим, здесь в том, что аналитическое сообщество Китая отлично видит связь между тем, как турист заходит в музей, и выходом страны на лидирующие позиции в мире. Лидерство — это когда глобальное мышление свойственно не только высшим руководителям, а еще множеству людей в стране. В Китае такого рода мышление явно стало нормой для очень многих.

Новости партнеров

ria.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Одобрен неожиданный удар по России: в НАТО все же решили воевать за Украину

То, что неизбежное поражение Украины станет кошмаром и разгромом для ЕС и НАТО, очевидно...

Юрий Баранчик: Разберём, что приняли в Еврокомиссии про российские деньги

Представленный Еврокомиссией проект использования замороженных российских активов в качестве источника финансирования для Украины —...

Михаил Делягин. Почему всё не так, или Россия в поисках нормальности

Почти каждый болезненно переживает всё более откровенную враждебность бюрократии, которую многие по советской инерции...