ГлавноеИнтервью«Северный поток-2» угодил в идеальный шторм

«Северный поток-2» угодил в идеальный шторм

Опубликовано

Госдепартамент США поставил ультиматум Европе из-за трубы «Газпрома»

Соединенные Штаты, не сбавляя темпа, продолжают давить на Россию и ее европейских партнеров по проекту «Северный поток-2». Буквально виснут на трубах, пытаясь любыми способами остановить строительство газопровода.

Накануне американский Госдеп фактически выставил ультиматум компаниям-подрядчикам, потребовав в срок до 20 января 2020 года прекратить все связанные с «Северным потоком-2» работы, если они не хотят попасть под американские санкции.

Новости партнеров

Особенно бросается в глаза формулировка, с которой американское внешнеполитическое ведомство требуют подчинения: европейцы, участвующие в газовом проекте, должны «немедленно продемонстрировать добросовестные усилия по прекращению своей деятельности».

Как известно, 20 декабря президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет на будущий год, который предусматривает положение о санкциях в отношении компаний, занятых на строительстве газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

Фирмам, которые пойдут против, обещают ограничить все транзакции в американской юрисдикции, отрезав, таким образом, от рынка США, а их руководителям перекроют въезд на территорию США и заблокируют недвижимость и активы.

21 декабря швейцарская компания-трубоукладчик Allseas объявила о прекращении работ по укладке труб по дну Балтийского моря на неопределенный срок. К тому момент газопровод уже был построен примерно на 93% от своей проектной трассы: из необходимых 2460 км уложено более 2300 км.

В Европе, где доля российского газа в общем потреблении, как ранее заявлял наш министр энергетики Александр Новак, составляет 45%, действиями американцев, конечно, возмущены.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен даже публично осудила американские штрафные меры, заявив, что ЕК «категорически против» применения санкций в отношении европейских компаний, которые участвуют в проекте на законных основаниях.

Другое дело, реально что-либо противопоставить Вашингтону европейские лидеры и брюссельская бюрократия не могут. Даже несмотря на то, что реализация проекта согласуется в полной мере с интересами Европы.

Новости партнеров

Впрочем, риторика уже не имеет смысла.

«Северный поток-2» российские власти в пику любым препонам обещают ввести в строй. Изначальные сроки, понятно, будут сдвинуты. Но до конца 2020 года газопровод в Европу предполагается запустить в эксплуатацию. Во всяком случае, так сказал журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.

При отказе швейцарской компании продолжать укладку труб, к работам, как он пояснил, можно будет подключить трубоукладчик «Газпрома» «Академик Черский», который сейчас находится в дальневосточном порту Находка.

Вопрос лишь, справится ли одно судно со всем объемом работ? И есть ли на нем необходимое оборудование?

— Заявление Госдепартамента, это, по сути, разъяснение тех санкций, которые были приняты ранее, — комментирует перспективы «СП-2» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Когда Трамп подписал закон об обороне на 2020 год, в нем были отдельные пункты о санкциях, в которых указывалось, что все компании, в частности, и владельцы судов-трубоукладчиков, должны отказаться от предоставления любых услуг для достройки «Северного потока-2».

Швейцарская Allseas, чьи суда как раз задействованы в прокладке труб на Балтике, подала, со своей стороны, заявку на разъяснения: а что все это значит? Поскольку такова стандартная процедура для санкций. И компания должна была получить ответ от американского Минфина — ведомство, согласно существующим правилам, обязано дать еще отдельные разъяснения конкретно для швейцарцев. Пока их нет.

Но и общие разъяснения тоже довольно неоднозначны. С одной стороны, там написано, что все компании должны немедленно закончить работы. С другой стороны, это «немедленно» растягивается на тридцать дней — до 20 января. И это тоже вызывает вопросы…

Когда эта бумага вышла, я посмотрел по трекеру, где находятся в данный момент суда-трубоукладчики. Вскоре после того, как Трамп подписал военный бюджет с включенными туда санкциями, они остановились и отошли в акваторию на границе Дании и Германии. Там простояли где-то три дня и дальше двинулись в датский порт Нюрбургринг. Потом одно из них — Pioneering Spirit — самое большое в мире, уникальное судно этого класса, отправилось в норвежский порт, неподалеку от города Кристиансанн. Там оно стоит и сейчас. Второе судно — Soliter — все еще в Нюрбургринге.

Новости партнеров

То есть, швейцарские трубоукладчики, по крайней мере, утром в субботу стояли на месте и никуда не двигались.

Посмотрим, что будет завтра-послезавтра. Как все-таки им объяснили эти санкционные законы. Можно ли, допустим, им вернуться и закончить с укладкой труб до 20 января или нельзя.

В принципе, этого времени им будет достаточно для завершения работ. Там где-то порядка день-полтора хода и, пожалуйста, укладывайте — времени с лихвой, чтобы все закончить.

— Там примерно 160 км осталось?

— 160 — это общая протяженность обеих ниток. На самом деле, где-то по восемьдесят, но первая строится быстрее, вторая — чуть медленнее.

До того, как Allseas приостановила работы, первому судну-трубоукладчику оставалось 10−12 дней, чтобы завершить их полностью, а второму — порядка 14−16 дней.

Поэтому посмотрим, как они воспримут эти разъяснения…

На днях появилась информация, что наш «Академик Черский» вышел из Находки. Но я буквально только что смотрел на трекере, судно стоит в Находке и никуда не двигается.

Поэтому откуда берется информация, что оно вышло в Балтийское море, тоже непонятно.

— Министр Новак говорил, что «Академик Черский» будет достраивать газопровод, если партнеры откажутся из-за санкций. А там есть необходимое оборудование для этого?

— В общем-то, это судно оборудовано всем необходимым и отвечает довольно жестким требованиям для работы в датской акватории.

У на есть еще трубоукладочные баржи «Фортуна» и «МРТС Дефендер» — обе принадлежат компании «Межрегионтрубопроводстрой». В немецкой акватории закончить все работы может «Фортуна», судно стоит сейчас в германском порту Мукран, где находится основной пункт снабжения для «Северного потока-2». Но в датской акватории «Фортуна» не может работать — ей не хватает оборудования.

А «Академик Черский» полностью отвечает всем требованиям.

Принципиальный вопрос сейчас один: берется ли Allseas достраивать трубопровод, если к ним никакие санкции до 20 января применяться не будут, или же швейцарцы перестрахуются и решат уйти совсем? Это будет ясно в понедельник.

А дальше — либо швейцарские трубоукладчики возвращаются и заканчивают все, либо наш «Академик Черский» — идет из Находки в Балтику. Даже если он потратит на это полтора месяца и будет один обе ветки достраивать, к июню, думаю, успеет. А к августу пусконаладочные работы проведут.

В течение 2020 года, вопрос, когда конкретно будут построены все участки и «СП-2» запустят в эксплуатацию, думаю, не стоит.

На будущий год у нас есть договор на 65 млрд. кубов транзита через Украину. Важно ввести в строй трубу к 2021-му — там транзит через Украину можно снизить до 40 млрд. кубов. «Газпрому» хотелось бы к этому времени эксплуатировать уже «Северный поток-2».

— Но с запуском, как минимум, на год мы все равно оползали, получается?

— Год, это в худшем случае. В том варианте, если достраивать будет «Академик Черский». А если швейцарцы вернуться, то они все закончат в течение двух недель, может, чуть больше. И дальше — все. Пусконаладочные работы — два месяца. В любом случае можно будет запустить газопровод на полную мощность во второй половине 2020 года.

Таким образом, есть два сценария. Первый — это достраивают швейцарцы, и мы где-то в апреле-мае получаем газопровод. А второй — придется подключать наше судно «Академик Черский». И мы, наверное, только во второй половине года получим готовую морскую часть, и то непонятно, когда точно — сентябрь, октябрь или может ноябрь.

— Тут как раз логично задать вопрос: почему мы так легкомысленно отнеслись к воздействию санкций на наших партнеров и никак не оценили риски? Может, нам нужны собственные суда-трубоукладчики, раз уж мы занимаемся трубопроводами?

— У нас есть, по крайней мере, три таких судна. В российской акватории работают, в основном, они.

Другое дело, что мы редко строим в международных водах. «Турецкий поток», «Северные потоки» — один и два, «Голубой поток» — вот, по сути, и все.

Грубо говоря, построили за год, а дальше? Что с этими судами делать? Надо искать им заказы на международных рынках.

svpressa.ru





Российские мегамаршруты лишают Запад контроля над торговлей

Запад признает, что Россия может стать новым центром мировой торговли благодаря двум своим новым маршрутам – Северному морскому пути и транспортному коридору «Север –...

Ростислав Ищенко. Почему Россия более важна для Китая, чем Китай для России

Политолог, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в еженедельном проекте «Ищенко о главном» на канале «Украина.ру» оценил развитие отношений России и Китая и их перспективы, объяснил, почему российские...

Алексей Живов. Курс рубля в условиях СВО

Низкий курс рубля к валютам вероятных противников выгоден сейчас только и исключительно крупным сырьевым экспортерам: нефть, уголь, удобрения, металлургия. Причем если раньше ЦБ и другие...

Читайте также

Кошмар Зеленского: Шойгу каждый месяц формирует новый армейский корпус

Bloomberg: никакой мобилизации в России не будет, желающих служить по контракту — десятки тысяч Вранье...

«Фронт рухнет»: СМИ раскрыли, что Россия приготовила ВСУ в зоне СВО

Российская армия может в скором времени полностью обрушить фронт ВСУ, сообщает Business Insider со...

Китай и Запад перетягивают украинский канат

Визит канцлера Германии Олафа Шольца в КНР запомнился прежде всего церемонией встречи главы ФРГ...