ГлавноеАналитикаКак правильно ответить на американские санкции

Как правильно ответить на американские санкции

Опубликовано

Очередной виток американских антироссийских санкций снова заставил задуматься о форме и составе нашей реакции – не в формате гневных заявлений, а по-настоящему, по-взрослому

Несмотря на все встречи в верхах и переговорный процесс различных форматов и уровней, США остановиться уже не в состоянии. Словно впавший в безудержную панику утопающий, они судорожно тянут под воду любого, до кого могут дотянуться. Причина происходящего секретом не является: по итогам 2017 года дефицит внешнеторгового баланса достиг 566 млрд долларов, что является худшим результатом с 2008 года. С абсолютным большинством партнеров Вашингтон торгует в убыток. Самый большой – 370 млрд долларов – с Китаем. Дальше идут: страны ЕС – 151,4 млрд; Мексика – 71,1 млрд; Япония – 68,8 млрд; Канада – 17,6 млрд долларов.

Новости партнеров

За что США не любят Россию

На этом фоне Соединенным Штатам торговые отношения с Россией следовало бы беречь, холить и лелеять, так как они являются одним из немногих направлений, приносящих прибыль. Но тут на первое место выходит вопрос геополитики. Действия Москвы на международной арене слишком очевидно и чрезвычайно сильно подрывают авторитет Вашингтона как единственного мирового гегемона. А это главная основа американского экономического благосостояния.

Просто для примера. Объем российского газового экспорта в ЕС составляет порядка 195 млрд кубометров. При его средней цене там в 200 долларов за тысячу кубов общая экспортная выручка «Газпрома» составляет около 39 млрд долларов в год. Которые могли бы стать американскими в случае успешного перекрытия российских поставок в Европу и их замещения американским сжиженным природным газом.

Впрочем, хватает и других поводов не любить нас. Не имей Брюссель дешевого и большого поставщика энергоносителей, он бы был куда более сговорчив в торговых переговорах насчет стали, алюминия, автомобилей и многих других товаров, по которым американские производители у себя дома проигрывают конкуренцию. В некоторых источниках даже выдвигается предположение, что, «не будь русских», дефицит торгового баланса США с ЕС мог бы легко сократиться минимум вдвое, а то и до нуля.

Страшны ли санкции?

Так что санкции против России Америке необходимы остро. И пока «град на холме» сохраняет ощущение мирового экономического лидерства, он будет пытаться реализовывать это преимущество. В какой степени новый санкционный пакет действительно нов, а в чем является лишь ремейком уже давно действующих норм – вопрос отдельный.

Сильно спорной выглядит и угроза «удара по российскому внешнему долгу». Даже в грозно выглядящем проекте санкции предлагается ввести только против новых российских заимствований, не трогая уже существующих держателей.

Новости партнеров

Да и тут тоже не все так легко. Кроме США, в российские государственные долговые бумаги активно вкладываются инвестиционные фонды из Европы, Китая, Индии и ряда других стран. Учитывая общее сокращение объема наших заимствований, проблема выглядит далеко не такой серьезной, как ее раздувают либеральные СМИ.

Другой вопрос, что эти действия американских властей являются однозначной агрессией, а следовательно, требуют очевидных ответных мер. И вот с ними у нас сейчас возникает действительно проблема.

Простой, очевидный, неправильный ответ

Так как санкционная война с Западом идет уже далеко не первый день, нами, кажется, накоплен некоторый, в том числе положительный опыт, позволяющий некоторым ура-патриотам даже размахивать шашкой – если что-то продавать нам отказываются США, то давайте и мы им кислород перекроем тоже! Что там у нас для них есть критичного? А действительно, что?

На ум сразу приходят ракетные двигатели РД-180, которые Америка у нас закупает в обход всех собственных санкций. Потому что со своими у них проблема. Что бы там ни происходило у Илона Маска (а ничего хорошего там не происходит) и прочих конкурентов, без наших двигателей NASA не сможет обойтись минимум до 2025-го, а то и 2028 года. Можно ли их отгрузки заблокировать, и пусть запускают своих астронавтов на МКС с помощью батутов? Можно. Вполне. Однако каким получится результат подобного шага?

Примерная цена одного РД-180 составляет порядка 10 млн долларов. Общий объем поставок до 2025 года оценивается в тридцать изделий. Много это или мало, можно судить по интервью генерального директора НПО «Энергомаш» Игоря Арбузова агентству Интерфакс. Поставки в США формируют половину выручки предприятия, на котором занято больше 4400 высококлассных специалистов. Логично предположить, что прекращение поставок в США вынудит руководство задуматься над пересмотром штата, потому что никаких альтернативных рынков сбыта продукции у него не существует.

Будет ли такой «ответ» действенным для США? Скорее всего, нет. Это лишь несколько ускорит пилотируемую программу SpaceX, которая по плану предусматривает тестовые испытания собственного «дракона» в пассажирском варианте уже в сентябре-октябре текущего года. Так что популярный мем про батуты реальное положение дел несколько преувеличивает, тогда как количество собственных сложностей для нас, безусловно, возрастет. Плюс возникнет благодатная почва для либеральных критиков – смотрите, санкции-то действительно работают, заявят они.

Точно та же картина с титаном. В реальности Россия контролирует всего 19,39% общего объема его производства в мире и экспортирует 70% производимого в стране этого металла. Примерно половину – в США. Отказ от поставок для российской экономики будет иметь эффект, аналогичный запрету на продажи ракетных двигателей. Станет ли от него «американцам плохо» – вопрос риторический, ибо нам точно станет, а США найдут альтернативный источник поставок.

Новости партнеров

Примерно таким же образом дело обстоит буквально со всеми нашими ключевыми экспортными направлениями в США. В совокупном объеме российского экспорта доля США составляет всего-навсего 4,6%, что почти равно сегменту Италии (4,2%) и Японии (3,8%), а также практически вдвое уступает размеру нашей торговли с Нидерландами. В США мы поставляем золото и редкоземельные металлы для электронной промышленности (в частности, для Apple), научную и исследовательскую аппаратуру, прессовое оборудование и навигационные электронные карты. При этом у торгующих с Америкой предприятий степень значимости этого направления колеблется от значительной до основной. В ряде случаев, как с теми же ракетными двигателями, неосторожное размахивание санкционной шашкой неизбежно приведет к кризису в целых наукоемких, а значит, наиболее для государства важных отраслях.

Продавать и не покупать

Означает ли это, что Россия не может ничем на американские санкции ответить, а значит, и дергаться в ответ ни в коем случае не должна, чтобы ненароком не сделать еще хуже? Безусловно, нет. Хоть эту войну и начали не мы, но, как верно однажды в интервью отметил российский президент, если драки невозможно избежать, значит, надо драться решительно и эффективно. Вот именно в эффективности и кроется ключ к ответу.

Решение задачи заключается не во внешней демонстрации «превосходства в крутости», а в ответном создании условий, когда противник будет ощущать ущерб от собственных действий. Причем в наиболее значимом для себя месте – на банковском счету. Наглядный тому пример – российский ответ на европейские санкции «за Украину и Крым». Мы не прекратили продавать Европе востребованные там наши товары. Мы отказались у них брать их (!) товары – в частности, продовольственные. Результат известен. В Брюсселе уже через полгода стали признавать, что экономическая война с Россией несет Европе существенные убытки и ее надо бы как-нибудь заканчивать. Что мешает этот опыт распространить на США?

Конечно, наша доля во внешнеторговом обороте Соединенных Штатов мала – нокаутирующего удара мы не нанесем, даже если полностью прекратим закупки: на нас приходится порядка 1% американского экспорта. Но, во-первых, лиха беда начало, а во-вторых, российский опыт поможет и другим странам, которые пытаются освободиться от торгового гнета Вашингтона.

Давайте посмотрим, что мы у них покупаем, и прикинем, что из этого списка можно сократить. 2,6% американских поставок к нам составляет продовольствие. Мало того, что без него мы легко можем обойтись вообще, да еще место для отечественных производителей на собственном рынке освободится. Между тем, в экспорте США продовольствие занимает около 10%, и итоги переговоров Трампа с Китаем и Евросоюзом наглядно показывают критичность продовольственного экспорта для США. Почему бы не добавить им в этом деле сложностей? Мы что, не можем обойтись без их соевых бобов? Их в мире больше купить не у кого? Или мы не в состоянии наладить их собственное производство?

Что там дальше? 23% – доля машин, оборудования и аппаратуры, 13,2% — химической продукции, 11,9% – закупка транспорта. Калькулятор и таможенный справочник подсказывают, что примерно 48% всего, что Россия закупает в США, она может получить и из других источников – например, из куда более лояльных к нам Европы или Китая. Не говоря уж о том, что самое время задуматься о собственных национальных программах развития наукоемких производств. В конце концов, когда-то надо начинать производить и собственные станки.

Правильная стратегия всегда многозадачна

Почему такой шаг эффективнее запрета на поставки титана? Потому что он создает финансовые проблемы и увеличивает безработицу у них, а не у нас.

У кого взять бобы или сою, мы найдем. Их, кроме США, в массовых количествах производят Бразилия, Аргентина, Индия. Любая их них с радостью предложит свои услуги взамен выбывших из гонки американцев. Более того, это открывает еще и широкую гамму чисто политических возможностей на международной арене.

Для блокирования аргентинских поставок правительство США неизбежно будет вынуждено политически давить на местные власти, что не прибавит их любви к Вашингтону, а значит, осложнит его положение на американском континенте.

Еще интереснее выглядит приглашение Индии заменить Штаты в поставках соевых бобов. Тут получается классическая шахматная вилка. Белому дому придется утереться ввиду слишком большого желания как-нибудь склепать американо-индийский геополитический союз, нацеленный против Китая.

Следовательно, им не понравится, но они утрутся. Что нам, собственно, и надо. Нам ведь без разницы, у кого покупать? А вот у американских сельскохозяйственных корпораций со сбытом возникнут проблемы. Потому что на дворе, если кто не в курсе, кризис перепроизводства и острый дефицит платежеспособных покупателей. Не купленную нами у них сою не купит больше никто. Даже крупнейший ее мировой потребитель – Китай, в качестве ответных мер на американские санкции тоже объявивший заградительные пошлины на сою из США.

А мы что? Мы ничего! Рынок ведь свободный, правильно? Почему автомобили надо брать именно американские? Они чем-то лучше японских, корейских или европейских? Или часы, которые вместе с инструментами и аппаратами составляют 8% нашего импорта из США – их нельзя заменить на швейцарские? Опять же появляется прекрасный повод встретиться с властями альпийской республики, так сказать, поговорить за жизнь, обсудить возможности расширения торгового сотрудничества. Мне почему-то кажется, что с их стороны возражений не поступит. А там, глядишь, еще какие-нибудь точки взаимных интересов обнаружатся, в том числе в области сокращения европейских санкций. Оно, конечно, не гарантировано, однако практика показывает, что расширение взаимовыгодного торгового сотрудничества довольно быстро приводит и к политическому сближению.

* * *

Если уж бить, то так, чтобы больно было не нам, а прежде всего противнику. Только так гегемона можно вернуть в берега реальной жизни и добрососедства. А вы говорите – батуты. Баловство это все. К серьезным вопросам относиться нужно только серьезно.

tsargrad.tv





Ростислав Ищенко. «Вакуум легитимности» Зеленского как способ обнулить победу в СВО

Первым идею «вакуума легитимности» Зеленского после марта-мая начал вбрасывать через свои СМИ Порошенко, до которого никак не доходит простая вещь: если даже звёзды сойдутся...

Российские мегамаршруты лишают Запад контроля над торговлей

Запад признает, что Россия может стать новым центром мировой торговли благодаря двум своим новым маршрутам – Северному морскому пути и транспортному коридору «Север –...

Битва за Часов Яр может стать последней для элитного батальона OPFOR, подготовленного американцами

Сырский уже не «генерал 200»: кто и за что повысил в звании самостийного главкома Как «туман войны» можно охарактеризовать информацию о сражении за Часов Яр,...

Читайте также

Александр Дугин. Легитимность Путина и идеология либерализма

ПАСЕ приняла резолюцию о том, что не признает Владимира Путина легитимным президентом, а саму...

Поляки показывают предел поддержки киевского режима

Руководство Польши то заявляет о возможности ввести на Украину войска, то внезапно полностью опровергает...

Итоги СВО-недели: новые изделия по врагу и «становится тяжелее»

Ключевым явлением прошедшей недели специальной военной операции стал единодушный хор больших и малых военачальников...