ГлавноеБылоеПеременная оптика Запада, или Международный полицейский без сдержек и противовесов...

Переменная оптика Запада, или Международный полицейский без сдержек и противовесов…

Опубликовано

АВТОР: None

Всемирный полицейский комитет, следящий за сохранением мира, о котором Франклин Рузвельт рассказывал как о своем проекте Иосифу Сталину 29 ноября 1943 г. в Тегеране, нашел свое воплощение в Совете безопасности ООН (СБ ООН), главные уставные черты которого более или менее совпадают с рузвельтовским полицейским комитетом…

Уже на следующей, Ялтинской, конференции «Большой тройки» в феврале 1945 г. возникли и разногласия по поводу права вето, которыми предлагалось наделить постоянных членов СБ ООН, т. е. Великобританию, Китай, СССР, США и Францию. В проекте, представленном госсекретарем США Эдвардом Стеттиниусом, право вето ограничивалось в тех случаях, когда держава — постоянный член СБ, и сама является стороной в конфликте. Американский проект предполагал, что в этом случае конфликтующая держава воздержится от голосования, в согласии с тем принципом, что никто не может быть судьей в собственном деле.

Новости партнеров

Принцип столь похвальный и представляющийся столь очевидным, что его пытались провести в жизнь не только в феврале 1945 г, но и в сентябре 2014- го. Президент Польши Бронислав Коморовский, пребывая в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН, практически повторил ялтинское предложение, сделанное американцами в 1945 г., рекомендовав так модифицировать право вето, чтобы держава, замешанная в конфликт, не имела права им воспользоваться. Коморовский не скрывал, что под такой державой он имел в виду Россию, степень вовлеченности которой в гражданскую войну на Украине такова, что по вопросам, связанным с этим конфликтом, голосовать России негоже. Согласно Коморовскому, процедура голосования в СБ должна быть изменена так, чтобы Россия была обязана самоустраниться от принятия решения по украинскому конфликту. Логично предполагая, что остальное доделают прочие державы. В данном гипотетическом случае Россия будет лишена права голоса, Китай один не станет лезть на рожон, а прочие постоянные члены СБ станут за Киев горой. И демократично, и результат предсказуем.

В Ялте против проекта госсекретаря Стеттиниуса (теперь, как выясняется, также и президента Коморовского, но в 1945 г. это еще не было известно) резко выступил премьер Великобритании Уинстон Черчилль, приведя конкретный пример: «Если будет принято предложение президента, и Китай попросит возвратить ему Гонконг, то Великобритания будет иметь право высказать свою точку зрения и защищать ее, однако Великобритания не сможет принять участия в голосовании (…). Со своей стороны Китай имел бы право полностью изложить свой взгляд по вопросу о Гонконге, и СБ должен был бы решить вопрос без участия британского правительства в голосовании».

Черчиллю такой подход к делу показался неправильным, и его точка зрения была услышана: право вето, которым располагают постоянные члены, не подлежало и до сей поры не подлежит ограничению. Однако теперь пришли другие времена (да и Гонконг, кстати, уже давно не британский), и польский президент опять вернулся к сюжету 1945 г.

Проблема в том, что простодушными доводами Черчилля возражения против так хорошо выглядящего «Никто не должен быть судьей в своем деле» не исчерпываются. Вопрос в том, что степень вовлеченности данной державы в конфликт может быть определена весьма различным образом в зависимости от того, какой результат предполагается получить. Если цель — лишить данную державу права вето в СБ, то в качестве верного доказательства ее прямой вовлеченности в конфликт сгодится решительно все. От обнаруженных служащей госдепартамента Дженнифер Псаки свидетельств тому в социальных сетях (ведь известно, что там пишут только правду, и ничего, кроме правды, и даже слово «фейк» там неведомо) до, например, простого факта, что данная держава непосредственно граничит с зоной конфликта. Если граничит — не может быть не вовлечена.

Напротив, если цель — сохранить за данной державой право вето и подтвердить ее статус незаинтересованного арбитра, то и для этого сгодится решительно все. То, что важные лица администрации США дневали и ночевали в Киеве, когда вся каша заваривалась, конечно, ни о какой вовлеченности говорить не может. Равно как о ней нимало не свидетельствуют многочисленные заявления официальных лиц США, заранее решивших для себя, кто прав, а кто виноват, какие факты в ходе конфликта имели место, какие не имели, и подтвердивших это мнение своими санкциями, наложенными без всякой ООН. Если надо, то и санкции — никакая не вовлеченность.

Естественно, что такой диалектический подход к вопросу о вовлеченности может быть продемонстрирован не только в случае с Украиной, но и с другими краями земного шара. Например, на Ближнем Востоке будет очевидно, что США и Франция совершенно не вовлечены в конфликт вокруг Сирии, и боевые вылеты их самолетов в данном регионе — это никакая не вовлеченность, а высшее беспристрастие и равноудаленность. И столь же очевидно будет, что Россия вовлечена также и в данный конфликт по самые уши, отчего и по данному вопросу ее необходимо лишить права вето.

Предложение Коморовского предполагает избирательное и ad hoc лишение права вето тех постоянных членов СБ, позиция которых по вопросу, служащему предметом рассмотрения прогнозируема и нежелательна. Явно имеется в виду Россия, о чем польский президент говорил открытым текстом, в перспективе, очевидно, и Китай.

Новости партнеров

Англия и Франция в настоящий момент настолько идут в кильватере американской политики, что лишение и их права вето вряд ли актуально. Хотя как сказать: Франция сегодня ведет себя идеально с точки зрения США, а в 2003 г., накануне вторжения США в Ирак вела себя гораздо менее лояльно. Нынешний президент Франции Олланд не вечен, и не надо зарекаться: все может быть.

Пока, впрочем, Франция ведет себя в высшей степени лояльно и предлагает свою формулу, ограничивающую право вето. Если Коморовский имеет в виду отдельные державы (читай: Россию), то его французский коллега Олланд призывает ограничить право вето для всех без разбору, но в тех случаях, когда речь идет о массовом нарушении прав человека, геноциде etc.

Здесь тоже похвальная в принципе идея о том, чтобы в таких прискорбных случаях международный полицейский действовал стремительно и без промедления, портится маленьким вопросом: кто будет определять степень массовости нарушения прав человека? Кто будет определять, геноцид ли перед нами, когда все процессуальные сдержки у полицейского отменяются, или все же не геноцид, и решение должно приниматься по строгой процедуре, со всеми сдержками и противовесами, одни из которых как раз и является право вето.

Это не праздное любопытство. На Украине, в бывшей Югославии и в множестве других мест мы неоднократно имели случай наблюдать, как международное сообщество, возглавляемое США, обладает переменной оптикой. В одних случаях оно зоркое, как горный орел, в других — слепое, как подземный крот. В зависимости от того, чьи права нарушаются, и хочется ли в данном случае международному сообществу кушать или не хочется. Один список вооружений, применяемых в Донбассе демократической и европейской Украиной против некомбатантного населения и не вызывающих никакого волнения в международном сообществе, может многое сказать о том, какая тут развернется диалектика.

Конечно, можно сказать, что международный полицейский должен разить стремительно, не обинуясь никакими сдержками и противовесами, а Бог на небе узнает своих. Но эта крестоносная логика не у всех вызывает согласие, да и Олланд вроде бы не крестоносец, а сущий атеист.

Вообще говоря, и сама ООН, и нынешняя структура СБ, и полномочия постоянных членов СБ, включая право вето, — все это есть наследие Второй мировой войны и является частью ялтинского миропорядка, уже не существующего. ООН сохраняется по инерции, ибо полное ее упразднение было бы слишком скандальным. Но инерция может быть более или менее длительной, и в интересах благоразумных держав продлевать существование хоть какого-то института международного права и его частей (того же права вето), а не доламывать их поскорее и с каким-то диким упоением…

Максим Соколов

Читайте также:

По инициативе Франции в конце этой недели на Генеральной Ассамблее ООН состоялась дискуссия, на которой обсуждался вопрос о лишении России права вето на голосованиях в Совете Безопасности ООН… Сегодня правом блокировать любые важнейшие решения Организации Объединенных Наций наделены пять постоянных членов Совбеза: Россия, Китай, Великобритания, США и Франция. Основных претендентов на получение статуса постоянного члена четверо – это Германия, Япония, Индия и Бразилия. Они считают, что мир изменился, и современный Совбез уже не может исходить из принципа участия той или иной страны во Второй мировой войне, это анахронизм. Выступая на … Читать дальше »


Новости партнеров


Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень...

Украинская молодежь отказалась воевать даже за большие деньги

Усилия украинских властей пополнить ряды ВСУ молодежью обернулись полным провалом. Те, кто все-таки решил...

Еврогадюшник разворошили: Могерини взяли, Каллас и фон дер Ляйен приготовиться

Нагревшие руки на воровстве помощи Украине евробюрократы начинают сдавать друг друга Бывший верховный представитель Европейского...