ГлавноеАналитикаВызов для «Ростеха»

Вызов для «Ростеха»

Опубликовано

Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче 92,31% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности, госкорпорации «Ростех». Этот процесс должен занять не более полутора лет

Уже известно, что ОАК уготовлено центральное место в авиастроительном кластере госкорпорации, в который также входят ОДК, «Технодинамика», КРЭТ и холдинг «Вертолеты России». Так вот численность персонала всего этого кластера теперь увеличится до 293 тыс. человек и превысит суммарное количество работников Airbus и Boeing вместе взятых. Но при этом ни по финансовым показателям, ни по производительности труда укрупненная структура даже близко не сравнится с лидерами отрасли. Ее суммарная выручка после присоединения ОАК вырастет более чем в полтора раза и превысит 17,7 млрд долларов. Но это все равно примерно в четыре-пять раз меньше, чем у грандов мирового авиастроения. Еще хуже обстоят дела с производительностью труда. Сейчас у нашей авиастроительной корпорации она составляет примерно 71 тыс. долларов на человека, тогда как у Boeing – 663 тыс. долларов, а у Airbus – 577 тыс. долларов. Заметим, что в самом авиационном кластере «Ростеха» производительность труда еще ниже — всего 60 тыс. долларов в пересчете на одного сотрудника.

Новости партнеров

Но главная проблема наших авиастроителей – это гигантские производственные мощности, которые несоразмерны с количеством выпускаемых самолетов. Так, общая площадь заводов ОАК превышает 40 млн кв. метров. Это больше, чем у всех ведущих авиастроительных компаний мира вместе взятых. Например, у Boeing около 10 млн кв. м. производственных площадей, а у Airbus — порядка 15 млн. И это при том, что американцы и европейцы ежегодно делают примерно по 800 самолетов всех типов, а мы не производим и полутора сотен. Ясно, что обширные площади требуют чрезмерных расходов на содержание. Их избыток у ОАК сложился исторически и объясняется тем, что многие российские авиазаводы до сих пор организованы по принципу натурального хозяйства. То есть они, помимо прочего, имеют литейные и кузнечные производства, сами выпускают инструмент и оснастку. На эти так называемые низшие переделы продукции приходится более трети всех производственных площадей ОАК, а на занятых там сотрудников тратится чуть ли не 40% всего фонда оплаты труда. При этом ни на одном из наших авиазаводов до сих пор нет полноценного конвейера для выпуска финальной продукции.

Наконец, в отличие от грандов мирового авиастроения мы очень мало инвестируем в техническое перевооружение своих производственных мощностей. Так, если капитальные затраты Airbus составляют примерно 3,5 млрд долларов в год, то у ОАК этот показатель в семь раз меньше – менее 500 млн долларов в год.

И очевидно, что теперь решением всех этих вопросов должен будет заниматься сам «Ростех». Главе госкорпорации Сергею Чемезову предстоит не только провести реформу своего укрупненного авиационного кластера, но и повысить производительность труда. «Актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке. Поэтому первоочередные задачи, которые стоят перед нами — оптимизация процессов управления и производства. Необходимо исключить дублирование функций, оптимально загрузить мощностей, выстроить технологическую, производственную, закупочную кооперацию между производителями авиатехники и комплектующих», — сообщили в «Ростехе».

Как это будет сделано, догадаться, в общем-то, несложно. Во-первых, в новых российских самолетах резко вырастет доля комплектующих отечественного производства, которые выпускаются той же «Технодинамикой», ОДК и КРЭТ. Это позволит эффективнее использовать производственные мощности авиационного кластера «Ростеха», сократить издержки, а возможно и снизить цену на финальную продукцию. А, во-вторых, можно ожидать резкого роста инвестиций в техническое перевооружение заводов, а также в автоматизацию производственных процессов.

Так, «Ростех» уже выразил готовность выделить 50 млрд рублей до 2025 года на программу создания нового среднемагистрального самолета МС-21. Непосредственно в этот проект предстоит вложить еще как минимум 279 млрд рублей. Кроме того, 258 млрд рублей потребуется инвестировать в переоборудование предприятий, а также в продолжение опытно-конструкторских работ. При этом сейчас, по данным Счетной палаты, дефицит финансирования программы МС-21 уже составляет около 107 млрд рублей. А значит, госкорпорации придется где-то изыскать недостающие ресурсы и более эффективно расходовать уже имеющиеся. Часть средств «Ростех» сможет сэкономить проведя оптимизацию структуры своего авиационного кластера. По словам вице-премьера России Юрия Борисова, по предварительным расчетам совокупный эффект от интеграции ОАК в «Ростех» в период до 2025 года может составить порядка 120 млрд рублей. Но для реализации всего проекта МС-21 этого явно недостаточно. Так, что «Ростеху» предстоит серьезно подумать над тем, где взять еще как минимум 159 млрд рублей.

expert.ru



Запад раскалывает свара за контроль над киберпространством

«ЕС должен быть распущен», требует американский миллиардер Илон Маск. А все потому, что Европа, по мнению госсекретаря США Марка Рубио, совершила «нападение на все...

Алексей Живов: Нашим ИЛам пора летать

Кроме ИЛ-96М Воронежский ВАСО должен был уже давно начать производство необходимого для армии и логистики ИЛ-112. Не смотря на 100%-ю готовность самолета, никакого движения...

Юрий Баранчик. Кому в Европе нужна война

В контексте идущей СВО в СМИ и в соцсетях, по понятным причинам, основное внимание уделяется ходу боевых действий, конкретным боевым эпизодам, картам ЛБС и...

Читайте также

По всей Украине прогремели мощные взрывы

Ночью по всей Украине прогремели мощные взрывы, под удар попали военные и энергетические объекты. Местные...

Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Украинская пропаганда работает истерично и очень однообразно. Да и методического разнообразия у нее не...

Ростислав Ищенко: Зеленский против Мадуро. И Трамп на белом коне

Если изложить опубликованную новую Стратегию национальной безопасности США в стиле заявлений Трампа, то получится...