Моя судьба как-то астрально, видимо, связана с судьбой Ходорковского. Мы оба круто её поменяли в конце 2003 года, правда, с разной степенью добровольности. Так уж получилось, что в Москве я был неподалеку от эпицентра разворачивающихся событий. Мой авантюризм (теперь изрядно поистраченный) и стечение обстоятельств привели меня в предвыборный штаб партии «Яблоко», где я ничего не делал, а мне за это платили приличную зарплату. Ничто так не способствует деградации человека, как синекура, и летом 2003 года я сломался психологически и сбежал из Москвы.
Но до этого я успел понаблюдать «вторжение» империи Ходорковского в «Яблоко», «накат» на ЮКОС со стороны прокуратуры, тяжёлую дилемму Явлинского и крах партии «Яблоко», который произошёл задолго до проигрыша на выборах в Госдуму.
Новости партнеров
Мало кто сейчас помнит, но весной 2003 года был такой эпизод. Прокуратура провела обыск в одной пиар-конторе и изъяла там из сейфа сумму в несколько сотен тысяч долларов. В конторе все сделали круглые глаза и сказали: «Не знаем, чьи деньги». Контора была связана с ЮКОСом, а заодно обслуживала партию «Яблоко». Эдакий корпоративный круговорот денег — мы вам деньги на политборьбу, но будьте добры, тратьте через эту контору. Тут же после обыска обозначился Сергей Митрохин с возгласами «Наезжают на Яблоко!», отчего все решили, что деньги были «яблочные». Но они были не «яблочные», а были даны ЮКОСом для организации публикаций против Генпрокуратуры.
Итог тех боестолкновений оказался неожиданным. Большая часть «страшных олигархов» поджала хвосты, а меньшая даже прибежала в Кремль с предложением раздербанить ЮКОС совместными силами. До того бытовало мнение (в том числе — в Кремле, Генпрокуратуре и т.д.) о том, что олигархи невообразимо сильны, а особенно — ЮКОС. А тут — надо же, как быстро посыпались.
А ЮКОС той весной готовил «операцию» по получению большинства мест в Госдуме. «Люди ЮКОСа» вставлялись в партсписки, отбирались и финансировались одномандатники (причём от разных партий). Впрочем, дальше первого транша дело не пошло.
Довольно странная ситуация с моим отношением к «делу ЮКОСа» тогда и позже. Сам я не считал Ходорковского невинной жертвой. Была борьба за власть между кланами, он в ней проиграл. Скажу честно, до сих пор не знаю, в чём Ходорковский виноват, а в чём — нет. Басманному суду я не верю, в возможность честно заработать миллиарды долларов в 90-е — тоже.
(процитировано частично)
пишет аналитик Алексей Мазур
Новости партнеров
http://www.politonline.ru/



