ГлавноеБылоеВы думаете, играть – это радость?... Это мука... Богдан Сильвестрович Ступка...

Вы думаете, играть – это радость?… Это мука… Богдан Сильвестрович Ступка…

Опубликовано

АВТОР: None

Коллеги скончавшегося сегодня Богдана Ступки не могут сдержать слез из-за утраты. Напомним, актер умер вчера на 71-м году жизни в Киеве. Режиссер Владимир Бортко, снявший Ступку в фильме «Тарас Бульба», вспоминает, как тот вел себя на площадке: «В одной сцене, где его сжигали на костре, он сымпровизировал — вырвал руку из цепи и перекрестился. На нем было 18 кг железа, жара жуткая, но он держался. На площадке я называл его Тарас Сильвестрович. Я считаю, что Ступка был скрипкой Страдивари, и с ним умер не только Тарас Бульба, но и десятки людей, которых он сыграл. Умер большой актер, и я скорблю со всем народом». Федор Крат, продюсер Киевского Международного фестиваля (его один год возглавлял Ступка) рассказал нам, что общался с Богданом Сильвестровичем по телефону месяц назад…

  • Лучшие цитаты…
  • Я уверен, чтобы человеку глупости в голову не лезли, его всегда надо загружать работой так, чтобы он мертвым домой приходил.
  • Делай дело честно, с душой — и твое к тебе придет. Это не значит, что завтра появятся золотые горы. Надо быть терпеливым, но истину золотых слов для нынешнего поколения закрывают золотые горы.
  • Вы думаете, играть – это радость? Это мука.
  • Театр изображает, так сказать, жизнь. Но там не по-настоящему умирают, погибают и так дальше. Там играют в это все. Играют в жизнь. Театр – продолжение жизни. Ты возносишься чуть-чуть над реальностью, но это та же реальность, только в художественной форме. Театр – не побег из жизни, просто человек нашел другую ее форму. Все связано, оно ж не бывает отдельно: жизнь – это жизнь, театр – это театр.
  • Я не люблю войну, потому что с детства боюсь стрельбы. Мне было всего три года, но я хорошо ее помню. Помню, как немцы давали детям шоколад. Как предупреждали: сейчас тут начнется битва, уходите из домов. И теперь всю жизнь меня преследует страх. Этот страх иногда заставлял меня драться, идти против больших людей. Может быть, именно из-за него я и пошел в кино. Ведь в кино ты легко можешь спрятаться — это не ты, это всегда кто-то другой.
  • Пусть говорят, что хотят, а я живу, как живу и всегда хочу спать.
  • Я мог стать химиком, звездочетом. Была у меня такая страничка в биографии: я работал во Львовском университете лаборантом-вычислителем по переменным звездам, и один старый профессор говорил мне: я из тебя, Богданчик, сделаю астронома. Не получилось.
  • Я человек без слабостей. Курить бросил, поесть никогда особо не любил, пью умеренно. Одним словом, сала не люблю, горилку не употребляю. Скучно даже.
  • Раньше я был у женщин не особо популярен. А сейчас на старости лет вдруг начал нравиться — и молодым, и средним, и бабушкам. Сегодня в Киеве рано утром иду по театру, а навстречу мне идет наша работница и говорит: «Ой, какое же чудо, что первый мужчина, которого я сегодня встретила, — это вы». А я чего? Я дальше пошел.
  • Сам я ничего не ставлю, не хочу пополнять когорту бездарных режиссеров.
  • Ну, а зарабатывать деньги нужно? У меня семья большая, нас восемь человек. И я как охотник, добытчик должен быть в работе. Кроме того, всегда надеешься, что сможешь что-то сделать, вытянуть слабый сценарий. Но не все от тебя зависит. Стараешься-стараешься, а выходит не так, как задумывал.
  • Устал, конечно, мотаться по аэропортам, вокзалам, поездам, самолетам. Возраст серьезный подступает, давление подскакивает, все-таки не мальчик, мне уже 68 лет.
  • У нас очень трудно быть министром. Потому что заведено у нас так: если ты артист — ты хороший, а если стал министром — ты уже плохой. Причем сразу, на следующий день.
  • Главное, сынок, дотянуть до 70-ти, а потом живи, сколько хочешь.
  • Нас всех научили быть с двойным дном. Помните фразу «Мы говорим «партия» — подразумеваем «Ленин», мы говорим «Ленин» — подразумеваем «партия»? И так всю жизнь — одно говорим, другое подразумеваем.

«Я ездил к нему в больницу, мы гуляли в парке, разговаривали. Кстати, лежал он не в вип-палате, а в обычной». А Сергей Гармаш, когда мы до него дозвонились, с трудом мог говорить: «Я все знаю, но простите, приеду на похороны, поговорю, сейчас не в силах». Роман Балаян в последний раз общался с актером на его юбилее.

Новости партнеров
  • Биография…

    Богдан Сильвестрович родился в селе Куликове Львовской области. Отец Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя — главным концертмейстером. Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов.

    У самого же Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа, стучал на барабане, ну а потом в ансамбле «пенсии и пьянки» занимался конферансом.

    Богдан Ступка окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.

    Много лет Богдан Ступка – являлся художественным руководителем Украинского национального академического драматического театра им. Ивана Франко.

    Самой первой, и действительно звездной в кино, стала работа Богдана Ступки в прославленной картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной».

    В фильме описывается освобождение румынской части Украины в 1939 году Красной армией. Ступка сыграл бендеровца, одного из братьев Звонарей, что родом с Буковины, причем, как оказалось такого привлекательного, что все будто с ума посходили. Орест Звонарь подался во время войны в отряд украинских националистов, уведя с собой и дочь священника Дану, желанную для всех троих братьев. И в итоге всех перипетий покончил с собой.

    Новости партнеров

    Актеру вообще чаще обычного поручали отрицательные роли в кино. Особенно впечатляющим получился небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» (1990). В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» (1993) он был ни кем иным, как Семичастным, а в драме Режиса Варнье «Восток – запад» (1999) полковником из органов, чинящим препятствия «возвращенцам», наивно поверившим своей родине.

    Большинство картин, в которых Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (70-е, 80-е, 90-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Настоящий успех к Богдану Ступке пришел лишь в 21 веке. Новое тысячелетие для актера началось с работы в исторической драме украинского режиссера Николая Засева «Черная рада», рассказывающем о борьбе за гетманскую власть на Украине в XVII веке.

    Историческую тему Ступка продолжил в достаточно спорном фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу».

    Настоящий успех к актеру пришел в 2004 году. В то время Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая.

    В фильме «Свои» Богдан Ступка потрясающе сыграл пожилого, но крепкого и волевого мужика, который пострадал от Советской власти в период раскулачивания

    Не менее запутана и сложна ситуация в «Водителе для Веры», истории любви генеральской дочки к водителю и нелюбви КГБ к генералу накануне краха «хрущевской эпохи».

    Как шутил сам Ступка, за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III и король Лир, генерал в «Водителе для Веры», гетман Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», у Сергея Бондарчука в «Красных колоколах» – Александр Федорович Керенский, и, конечно же, Брежнев в «Зайце над бездной».

    В последние годы Богдан Ступка стал нередко играть в сериалах. В 2007 году режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам нового сериала по гоголевскому «Тарасу Бульбе», где Ступка играет Тараса.

    Новости партнеров

    В фильме Киры Муратовой «Два в одном» Богдану Ступке досталась очень неожиданная роль. Там он сыграл «полового гангстера». В молодости герой актера был грозой женщин, но постарел, растерял всех своих подруг. Чтобы не встречать Новый год в одиночестве, он заставляет дочь найти ему женщину, которую случайно увидел из окна. И, в конце концов, влюбляется в нее.

«Месяц назад его ближайший друг сказал мне, что ему совсем стало плохо. В больницу к нему не ездил, а зачем? Спросить: «Как ты там?» У человека такое состояние. Самый смешной случай у меня был связан с ним в 1966 году. Я был ассистентом режиссера во Львове, и он, чтобы сняться в фильме, уверял меня, что окончил Краковскую театральную школу. Хотя учился во Львове. А когда он стал известным актером, я ему это припомнил: «Чего ты мне наврал?» — говорю. А он: «Ну, бывает». Алена Бабенко снималась с ним в последней картине. «Мы очень с ним дружили. Он называл меня дочкой, я его папой».

  • Пятерка лучших ролей Богдана Ступки по версии ИА РИА Новости:

    «Белая птица с черной отметиной»

    Кинодебют Богдана Ступки — и весьма успешный — состоялся в 1971 году в фильме «Белая птица с черной отметиной» украинского режиссера, обладателя призов Каннского кинофестиваля Юрия Ильенко («Лебединое озеро. Зона»). Действие картины разворачивается в украинском селе с 1937 по 1947 год. Главные герои – семья Звонарей, отец Лесь и двое сыновей, один из которых служит в Красной Армии, а второй, Орест в исполнении Ступки, является членом движения украинских националистов под предводительством Степана Бандеры. Фильм завоевал премию «Серебряные сирены» на фестивале в Сорренто и «Золотую медаль» ММКФ.

    «Огнем и мечом»

    В 1999 году Богдан Ступка сыграл в фильме польского режиссера Ежи Гоффмана «Огнем и мечом», снятом по роману Генрика Сенкевича. Актеру досталась роль Богдана Хмельницкого, полководца, Запорожского гетмана и предводителя восстания украинского народа против Речи Посполитой в XVII веке. Актер изобразил своего героя неоднозначным персонажем, одновременно хитрым, властным и опытным военным, при этом свято верящим в данное ему свыше предназначение. Фильм «Огнем и мечом», состоящий из 4 серий, стал одной из самых кассовых и высокобюджетных польских картин и завоевал несколько призов национальных и международных кинофестивалей.

    «Свои»

    В фильме российского режиссера Дмитрия Месхиева «Свои» (2004) Богдан Ступка исполнил роль деревенского старосты Ивана Блинова, в доме у которого на хуторе под Псковом в 1941 году прячутся от немцев советские военнопленные. Жизнь молодых героев, окруженных врагами, оказывается во власти старика, которому нужно решить «свои» они или «чужие», прятать и подвергать себя как сообщника угрозе расстрела, или же сдать беглецов и спасти свою жизнь. Сложность в том, что один из молодых людей – родной сын Ивана Блинова. Эта роль принесла Богдану Ступке «Нику» и Серебряного «Святого Георгия» ММКФ за лучшую мужскую роль.

    «Тарас Бульба»

    Одной из самых запоминающихся работ Богдана Ступки стала роль Тараса Бульбы исторической костюмной драме Владимира Бортко, экранизации повести Николая Васильевича Гоголя. Актер предстал здесь в образе уманского полковника, верного защитника родной земли и отца двух сыновей, от которых он ждет такой же преданности родине, силы и достоинства. Бортко, выступивший также в качестве сценариста, говорил о герое Ступки: «Бульба — человек, абсолютно точно знающий, как все должно быть на самом деле, и приходящий в ярость, когда его идеалы не реализуются». Роль в фильме «Тарас Бульба» принесла Богдану Ступке «Золотого орла» за лучшую мужскую роль.

    «Дом»

    Одну из своих последних ролей Богдан Ступка сыграл в эпической криминальной драме Олега Погодина «Дом» (2011), где предстал в образе главы семьи Шамановых, несколько поколений которой живут в огромном поместье посреди донских степей. Герой Ступки, волевой и суровый старик, всеми правдами и неправдами пытается удержать в кулаке сыновей и дочерей, устанавливая строгие порядки и возводя дом-крепость. И закрывает глаза на то, каким путем достигается материальное благополучие. Впрочем, ни самые крепкие стены, ни самый сильный характер не способны привести к миру и покою – все рушится, когда старший сын Шаманова Виктор, который не был в родных краях 25 лет и все это время зарабатывал деньги не самым честным путем, возвращается в отчий дом. А за ним по пятам движутся киллеры. Напряжение в доме нарастает, родственники, до этого момента жившие, казалось бы, в согласии, припоминают друг другу старые обиды и проклянают отца за деспотизм. И теперь ни герой Ступки, ни возведенная им крепость не смогут предотвратить кровавую расправу в финале.

Ольга Сумская говорит, что за несколько дней до смерти Ступки ей приснился вещий сон: «Мне приснился Богдан Сильвестрович на фоне деревьев и неба. Я подхожу к нему и говорю: «Богдан Сильвестрович, почему молчите?» А он посмотрел на меня засмеялся и ушел. Получается, он так со мной попрощался. В моей памяти он останется бодрым, с горящим взглядом. За его обаяние он был обожаем женщинами. Мы играли с ним мужа и жену в первом украинском сериале «Капкан». Он мог осыпать комплиментами, а через минуту входил в кадр и плакал, как ребенок. Главное, что он оставил, — своего сына и внука».

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА. В марте этого года в Театре Франко открывали камерную сцену имени Сергея Данченко, куда впервые за время болезни приехал и Богдан Ступка. Все до последнего сомневались, что он будет — уже очень плохо он себя чувствовал, ходил с тростью, каждый шаг давался ему с большим трудом. Но он, как франт, вошел в театр в строгом костюме с бабочкой. А после праздничной части, когда в зале остались друзья и родственники, огорошил всех своей фирменной фразой: «Ідемте, дзьобнем?» Сам повел всех к столу через зеркальный зал, и на фуршете ему принесли кресло, в котором он и просидел весь вечер. Поднимал тосты, говорил, что празднуем не открытие сцены, а день его Ангела-хранителя. С каждым, кто подходил к нему с поздравлениями, чокался, но в вине мочил только губы, и ел маленькими кусочками блины с красной рыбой. А когда гости стали расходиться и желать ему здоровья или сочувствовать, он резко их обрубал: «Все буде добре!»

ЗРИТЕЛИ ОБ АКТЕРЕ. Узнав о смерти любимого артиста, люди понесли цветы к Театру Франко. «Такое ощущение, словно родного деда потеряла», — рассказала нам киевлянка Олеся. То и дело слышались фразы: «Как жаль терять такие таланты!», «С ним ушла целая эпоха. Таких артистов больше не будет»… Те, кто не смог прийти к театру, сокрушались о потере в Сети. «Как узнала о его смерти, не могу успокоиться, все время плачу. Он был таким родным», — пишет Olga. «Мне посчастливилось даже «поиграть» с ним на одной съемочной площадке, я был в массовке. Когда фотографировался с ним, аж дыхание перехватывало», — пишет на форуме Dvijok.


Украина скорбит… 

К театру в центре Киева, где служил актер, жители столицы несут охапки цветов и зажигают свечи в память о нем.

Богдана Ступку часто называли главным украинским актером. И это не случайно. За всю историю независимости страны у нас просто нет (и в ближайшее время, увы, не предвидится) артиста, который был бы столь же востребован дома и за рубежом — в России и Польше. Причем Ступка не только снимался у великих, но еще и дружил с ними: Ежи Гоффманом, Отаром Иоселиани, Павлом Чухраем, Кшиштофом Занусси. С удовольствием актер снимался и у начинающих — ради интересного сценария мог пожертвовать своим обычным гонораром, как это было с фильмом «Дом». В его фильмографии — 100 картин. И среди них что ни фильм — то событие: «Огнем и мечом», «Молитва о гетмане Мазепе», «Свои», «Восток—Запад», «Водитель для Веры», «Тарас Бульба». Кто еще из наших артистов может похвастать такой фильмографией? Правильно — никто.

Что удивительно, многим актерам нужны годы, чтобы добиться подобной известности. А вот Богдан Сильвестрович взял свое сразу — с первых ролей. «Белая птица с черной отметиной», «Солдаты свободы», «Забудьте слово «Смерть» — сплошная классика. И это вовсе не везение, а личная заслуга актера. Это его кровь, пот и талант. На площадке он не щадил ни себя, ни режиссеров — выкладывался по полной программе. Отсюда любовь зрителя и многочисленные награды-регалии. А если не было приличных сценариев (в «мертвые» для кино 90-е годы), то он просто играл в театре — за ширпотреб не брался. Понятное дело, что такого актера звали переезжать на «постоянку» в Москву — отказался, остался в Киеве. Ступка говорил нам: «Мечтаю получить «Оскар». Не успел. Нам очень жаль, Богдан Сильвестрович. В наших сердцах — все «Оскары» ваши.

Анастасия Искрицкая,Ирина Миличенко, Алекс Панченко 

http://www.segodnya.ua/

http://www.kinofilms.ua/star/

http://focus.ua/society/

 



Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Стыдно и смешно: западные эксперты разоблачили военную гордость России

Вчера без духовых и струнных оркестров произошли два события, которые при определенных условиях могут...

Путин сформулировал главную угрозу для Европы

Еще неделю назад Владимир Путин говорил о том, что если Европа хочет воевать с...

Карибский кризис 2.0: Почему Дональд Трамп не решился объявить войну Венесуэле

За «черными танкерами» Николаса Мадуро стоят внешние силы? Война США против Венесуэлы могла начаться вчера....