ГлавноеМненияУравнение с ошибкой: будет ли Эрдоган извиняться

Уравнение с ошибкой: будет ли Эрдоган извиняться

Опубликовано

АВТОР: None

27 мая на пресс-конференции в Греции президент России Путин заявил, что Турция хочет восстановить отношения с Россией. «Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили, — сказал Путин, — Зачем это было сделано, я до сих пор ума не приложу». А также добавил: «Мы ждем каких-то конкретных шагов с их стороны. Пока их нет».

31 мая президент Турции Эрдоган заявил, что Турция действительно хочет восстановить отношения с Россией. Но не понимает, каких именно конкретных шагов ждет от него Россия. А также добавил, что «не понимает, как отношения между государствами были принесены в жертву из-за совершенной пилотом ошибки».

Новости партнеров

Вам эти два высказывания ничего не напоминают? Да это же уравнение. Попробуем отринуть чувства, унять праведный гнев, и предпримем попытку решить это уравнение с помощью формальной логики.

На первый взгляд, оба этих встречных заявления кажутся равнозначными. Оба государства хотят восстановить отношения друг с другом. Руководители обоих государств не понимают, зачем вся эта конфронтация. Оба государства находятся в сложнейших внешнеполитических ситуациях. В обоих государствах внутриполитическую повестку диктует патриотический дискурс. Да мы похожи до степени смешения, разве что нас в Сирию звали, а Турцию — нет.

Ну то есть все эти вот одинаковые вводные, как луковую шелуху, можно очистить, вынести за скобки. Как можно вынести за скобки сонм взаимных обвинений. Мы обвиняем их в том, что они поддерживают террористов (покупают у запрещенной в России ИГИЛ нефть и оставляют ей оружие). Они обвиняют нас в том, что мы поддерживаем террористов (поставляем курдам системы ПВО). Мы обвиняем их в обстрелах мирных сирийцев. Они обвиняют нас в обстрелах мирных сирийцев. Мы обвиняем их в вывозе ценностей. Они обвиняют нас в нарушении воздушного пространства. Мы обвиняем их в гибели самолета. Они обвиняют нас в гибели вертолета. Вообще два открытых рядом окна интернет-браузера с запросами «Россия обвиняет Турцию» и «Турция обвиняет Россию» доставят вам много медийного удовольствия.

Но если избавиться от всей этой медийной шелухи, если закрыть оба окна браузера и очистить ситуацию от дипломатического белого шума, то она будет выглядеть так:

Россия считает, что отношения с Турцией были разрушены из-за уничтожения российского самолета и одного из его пилотов. Турция считает, что отношения с Россией были разрушены из-за того, что российский пилот ошибся.

Вот, собственно, и вся концептуальная разница. При всей схожести подходов и ситуаций, в турецком отношении к этому конкретному эпизоду двухсторонних отношений отсутствует русский пилот. Есть только какая-то его «ошибка», а самого его нет. После «ошибки» пустота, ничего не было. И здесь красивая русско-турецкая симметрия нарушается. На каждой стороне уравнения — не Россия и Турция. Нет, на одной стороне — ошибка, а на другой стороне — русский пилот.

Совершил русский пилот ту ошибку (то есть — попал в воздушное пространство Турции) или нет — вопрос сложный.

Новости партнеров

С одной стороны, формально он мог и попасть. В том месте, где произошла трагедия, турецкая граница делает выступ. Самолет летит со скоростью в сотни километров в час, а Ближний Восток — не Сибирь, там такие расстояния, которые подобными самолетами преодолеваются за секунды. Да вот же сам президент Турции Абдулла Гюль в 2012 году говорил по поводу сбитого Сирией турецкого истребителя: «Это обычная практика для боевых самолётов — иногда пересекать и покидать границы, если учесть их скорость над морем. Такие вещи не являют собой дурные намерения, они просто случаются из-за сложности контроля на скоростях реактивных самолётов». И с ним согласны, например, военные Израиля, которые на нарушения своего воздушного пространства российскими самолетами, воюющими в Сирии, смотрели сквозь пальцы.

С другой стороны, турецкие военные явно ждали этой возможной ошибки русского пилота, поскольку сбили наш штурмовик не с земли, а с воздуха. Причем на земле, совершенно неожиданно, оказались несколько камер, которые с высоким разрешением снимали падение сбитого самолета. То есть — тоже знали, где самолет будет сбит и будет падать.

Но давайте просто предположим, что русский самолет действительно совершил роковую ошибку, и принципиальные турецкие военные, стоящие начеку (пусть даже в засаде!), сбили его над своей территорией. Запишем: минус одно очко на нашей стороне.

Что произошло дальше? А дальше русский пилот был самым циничным и зверским образом убит. Убит людьми, имеющими непосредственное отношение к Турции. Сравнивать пусть и дорогостоящий, но кусок железа, со смертью человека, конечно, тоже цинично, но разрешите мне это полемическое допущение. Запишем: минус одно очко на стороне Турции.

Ошибка на ошибку. Президент Эрдоган не понимает, как взаимоотношения между странами могли быть принесены в жертву из-за ошибки пилота. Мы не понимаем, как взаимоотношения между странами могли быть принесены в жертву из-за ошибки президента Эрдогана.
На одной стороне уравнения — мертвый русский пилот. На другой стороне — Эрдоган.

Погибший русский пилот перед турецкой границей извиниться не может. А вот живой президент Эрдоган перед Россией за ее убитого им военного и перед семьей этого убитого им военного извиниться еще может.

И совершенно не понятно, что еще тут президенту Эрдогану может быть не понятно.

Это же элементарные рассуждения, второй курс любого профильного вуза. Голая логика. Извинения и компенсация семье погибшего. О чем и говорят российские власти. Они, правда, говорят еще и о компенсации за самолет. Но это, мне кажется, как раз могло бы быть предметом дискуссии.

Новости партнеров

А вот извинения и компенсация за смерть человека предметом дискуссии быть не могут.

И именно здесь для самого президента Эрдогана кроется спасительный компромисс. Ведь если ему так хочется восстановить взаимоотношения с Россией (а в этом году Турция только на туризме теряет 9 миллиардов долларов, и это не считая закрытия экспорта продуктов в нашу страну), но при этом совершенно невозможно с внутриполитической точки зрения извиняться перед другой страной за защиту границ своей — то начни с извинений за гибель пилота. Сделай тот самый первый шаг, который внутриполитически приемлем и для тебя.

Ведь и для нас погибший пилот, подполковник Олег Пешков, полагаю, гораздо важнее, чем самолет.

Максим Кононенко

ria.ru





Захар Прилепин. Личная просьба министру

При первой же возможности попросил бы Андрея Рэмовича ротировать те 300 тысяч мобилизованных, что почти безвылазно находятся на фронте почти два года. Это не...

Захар Прилепин: Возьмутся за руки друзья, им в одиночестве нельзя.

Перестройка начиналась (я помню, тогда все смотрели телевизор, и я тоже) с бесконечных бард-концертов. Выступали один за другим барды, несли в массы новую-старую искренность, подмигивали,...

Начала ли российская армия наспление на Харьков?

По Харьковской области идёт противоречивая информация из военных ТГ-каналов и офиц. Киева - вроде бы с утра началось масштабное наступление нашей армии, освобождены несколько...

Читайте также

Нестрига — адрес нового ада для ВСУ на Днепре. Кто выживет под ФАБами, того убьют свои

Представитель укровермахта сообщил об огненном вале, который сразу же обрушивается на любой бандеровский десант На...

Особая речь Путина

Сегодня на инаугурации была произнесена особая речь. Речь Государя. Кого благодарил Путин в самом...

Москва напугала Британию — и всю Европу — до потери дара речи

В Европе происходит нечто загадочное. Пошли вторые сутки, как британский посол (как и его французский...