ГлавноеАналитикаСтрана подкидышей и публичных домов. Тёмная изнанка «России, которую мы потеряли»

Страна подкидышей и публичных домов. Тёмная изнанка «России, которую мы потеряли»

Опубликовано

Листая подшивки петербургских газет конца XIX — начала ХХ века в Российской национальной библиотеке, я заметил, что в разделе о происшествиях очень много сообщений либо о подброшенных младенцах, либо об обнаружении умерщвлённого младенца. Почему это происходило в столице Российской империи?

Страшные находки

Новости партнеров

С подачи ряда кинематографистов и публицистов мы должны только и делать, что лить слёзы по России, потерянной в 1917 году. Достаточно вспомнить фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли», который вышел в 1992-м. В этой подаче дореволюционная Россия предстаёт христолюбивым и благополучным царством-государством по главе с помазанником Божьим. И жили бы мы счастливо, поживали, если бы большевики на деньги германского кайзера это царство не разрушили, чтобы вместо него построить государство, в котором жить нельзя.

Кстати, фильм всё того же Станислава Говорухина «Так жить нельзя» стал лауреатом IV российской кинематографической премии «Ника» (1991 год) сразу в трёх номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучший сценарий». И это очень хорошо показывает настроения тогдашней богемы. Правда, через 20 лет после того, как «Так жить нельзя» вышел на экраны, Говорухин признался: «Я совершил очень низкий поступок, сняв вот эту картину, от которой многие из вас в бешеном восторге». Так или иначе, этот фильм Говорухина, наряду с другими произведениями перестроечного киноискусства, например, «Собачьим сердцем» Владимира Бортко, нанесли сокрушительный удар по самосознанию советского человека, чем содействовали разрушению советского строя и советского государства.

А какую Россию мы потеряли в 1917-м? Россия была гигантской империей. Возглавлял её помазанник Божий. Государственной религией было православие. Всё так. По идее, подданные Российской империи должны были бы придерживаться христианских норм поведения. И тем не менее — что ни день, то сообщение об убийстве младенца или криминальном отказе от детей.

Вот доказательства.

«29-го июня, в 10 часов утра, из реки Карповки, против дома №24, вытащен всплывший труп новорождённого младенца мужского пола, который помещён в покойницкую Петербургской части» («Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» №141, 1 июля 1900 года);

«29-го июня, в 4 часа пополудни, в доме №17 по Апраксину переулку в подвале найден труп новорождённого младенца женского пола. Тело младенца отправлено в покойницкую Обуховской больницы, а к поиску виновных приняты меры» («Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» №142, 2 июля 1900 года);

«В ночь на 6-го июля у спуска набережной реки Фонтанки, против дома №197, были усмотрены подкинутые два младенца около недели от рождения, по-видимому, близнецы. Младенцы эти были завёрнуты в женскую рубашку, и на их шеях надето по крестику. Оба младенца отправлены в с-петербургский Воспитательный дом» («Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» №146, 7 июля 1900 года);

Новости партнеров

«12-го июля, в 11 часу вечера, на Лесном участке, на Объездной улице, усмотрен неизвестно кем подкинутый младенец женского пола. Крестьянка Елисавета Данилова, проживающая в доме №14 по Выборгскому шоссе, изъявила желание взять младенца к себе на воспитание.

12-го июля, днём, в Удельном парке был усмотрен неизвестно кем подкинутый живой младенец мужского пола 2—3 месяцев от рождения. Младенец этот отправлен в воспитательный дом, а к розыску виновных приняты меры» («Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» №152, 14 июля 1900 года).

И дальше с такой же периодичностью. Сейчас в нашей стране, в контексте переживаемого ею демографического кризиса, в моде пропаганда многодетности. Один депутат Государственной думы, лидер одной из фракций, в эфире одной из ведущих радиостанций страны громогласно призвал сограждан обратиться к многодетной традиции предков. Послушать нынче некоторых российских политиков, так создаётся впечатление, что народ наш до 1917 года очень сильно заботился о своём преумножении. А создатели фильма «Мумия» — так те вообще ничтоже сумняшеся обвинили в убыли русских людей большевиков в связи с тем, что те разрешили аборты и учредили свободный гражданский брак.

Я вовсе не против многодетности. Но я против мифологии. До революции детей рожали как бы «про запас». Детская смертность в Российской империи была очень высокой. Открываем исследование Николая Александровича Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы», изданное в 1912 году, и читаем: «В 1905 г. из каждой 1000 умерших обеих полов в 50 губерниях Европейской России приходилось на детей до 5 лет 606,5 покойников, т.е. почти две трети. Из каждой 1000 покойников мужчин приходилось в этом же году на детей до 5 лет 625,9, из каждой 1000 умерших женщин — на девочек до 5 лет — 585,4. Другими словами, у нас в России умирает ежегодно громадный процент детей, не достигших даже 5-летнего возраста, — страшный факт, который не может не заставить нас задуматься над тем, в каких же тяжёлых условиях живёт российское население, если столь значительный процент покойников приходится на детей до 5 лет».

В исследовании «Россия в цифрах» обобщены и проанализированы материалы Всероссийской переписи населения 1897 года. Я понимаю, о чём пишет Рубакин. Моя бабушка, Анна Георгиевна Маева, была десятым ребёнком в семье и единственным выжившим (моя прабабушка, Пульхерия, по семейным преданиям, была уверена, что Бог не забрал её десятого ребёнка благодаря тому, что она совершила пешее паломничество из её родной Одессы к мощам Киево-печерской лавры). Исследование Николая Александровича Рубакина было переиздано в 2012-м, но вряд ли об этом знают наши политики.

Петербургские подавалы

Ясно, что политикам некогда читать книги, в библиотеках листать дореволюционные газеты. Им важно быть в тренде. Но если бы политики всё же полистали дореволюционные газеты, они бы задались вопросом, почему в те благословенные времена женщины бросали тех, кого выносили в своей утробе, а порой, идя на смертный грех, умерщвляли плод своей плоти.

Кто это? Что это за женщины такие? Назовём несколько вариантов. Либо какая-то жена рабочего, не могущего прокормить «лишний рот», либо рабочая женщина, которая, живя в городе, не хотела рожать «про запас», либо какая-нибудь деревенская девица, которая приехала в Петербург на заработки и «понесла» от случайной связи, либо уличная девка. Причём все варианты порой могли сойтись в одном лице. Крестьянка могла работать на каком-нибудь предприятии, например, на мануфактуре, и подрабатывать иногда проституцией.

Новости партнеров

Проституция в прекрасной России прошлого (в отличие от «большевистской совдепии») была разрешена. Ещё 8 октября 1843 года в Санкт-Петербурге при медицинском департаменте был создан Врачебно-Полицейский комитет (ВПК) для надзора за уличными женщинами. В российской столице существовало два разряда проституток: бланковые (те, кто работал самостоятельно) и билетные (те, кто работал в публичных домах). Так, в 1879-м в Петербурге насчитывалось 206 «гнёзд разврата».

Пунктами вербовки в публичные дома часто служили… полицейские участки, куда в ходе облав по трущобам Петербурга забирали девушек, как правило — крестьянок, без документов. В докторской диссертации Петра Евграфовича Обозненко «Поднадзорная проституция в Санкт-Петербурге по данным Врачебно-Полицейского комитета и Калинкинской больницы» механизм этой вербовки описан следующим образом:

«Перед несчастной бездомной девушкой проходят толпы сытых, весёлых, нарядных женщин. Какими счастливыми и довольными они выглядят! Как шумно и развязно они ведут себя! С каким почтением смотрят на них полицейские служители! Нет ни следа того презрения, насмешек, которые бы встретили такие продажные женщины в родной деревне девушки. „Встань под надзор Комитета! Я тебя обую и одену», — шепчет ей на ухо содержательница дома терпимости. В душе несчастной девушки начинается жестокая борьба: после нищеты, грязных, вонючих трущобных углов — всё кажется ей роскошью, перспектива лёгкой, весёлой, обеспеченной жизни отуманивает её мозг».

Вчерашние крестьянки составляли 65% сексуально-продажного контингента столицы Империи. 29% процентов петербургской армии жриц любви составляли представительницы городского сословия — мещанки. Прежде чем заняться торговлей собственным телом, эти женщины работали портнихами, папиросницами, шапочницами, чулочницами, башмачницами. Особенно много было портних.

«Этот класс ремесленниц — самый обширный в столице; нигде нет такой конкуренции, такого упадка цен, такого превышения предложений над спросом», — объясняет Обозненко.

Борис Ильич Бентович в книге «Торгующие телом. Очерки современной проституции», изданной в 1907 году, отмечает, что большинство мещанок начали жизнь в городских трущобах:

«Дети и подростки тут знают всё и видят всё. Самые несдержанные бесчинства разврата проходят перед ними как нечто привычное и нормальное. Ничего нет удивительного, что девушка, воспитанная в такой среде, сливается с течением грязного, зловонного потока».

Удовлетворение клиентов, как правило, происходило в разваливающихся угловых квартирах: полы со щелями, покрытые толстым слоем грязи; обои, испещрённые пятнами раздавленных клопов; чёрные от копоти потолки; грязные оконные стёкла.

«Воздух в этих квартирах настолько удушлив, что даже летом, при открытых окнах, почти невозможно дышать. Во всех щелях — мириады клопов, тараканов и других насекомых», — засвидетельствовал санитарный врач Аркадий Николаевич Рубель в отчёте за 1899 год.

Спрос на шлюх возрастал, как отмечают современники, после длительных постов. В эти дни на Сенной площади вырастали деревянные кабинки, где происходили случки. Санитарные врачи ужасались: сенные «подавалы» не выходили из кабинок по 18 часов в сутки. Приблизительно та же картина наблюдалась рядом с Никольским рынком, окружённым трущобами и доходными домами. Ласки в этом районе стоили всего ничего: 30—50 копеек. Для сравнения: на Сенном рынке за 50 копеек продавали килограмм несвежей требухи или сотню раков.

Недалеко от Сенной была налажена и торговля детским телом. В доме №51 по Садовой улице, напротив Юсуповского сада, близ Малковых трущоб, где обитали представители социального дна, в 90-е годы XIX века располагалась гостиница «Белград», куда, по свидетельствам очевидца, «по грязной лестнице поднимались какие-то мужики, похожие на торговцев, в больших барашковых шубах, и вели за руки крохотных девочек».

Александр Иванович Фёдоров в брошюре «Позорный промысел» (1901 год) приводит ответы девиц на вопрос, почему они занимаются проституцией. 21% ответили, что им «захотелось погулять», столько же заявили, что «это лёгкий заработок», 17,5% торговали собой из-за того, что «не хватает заработка»; 14% — из-за того, что «потеряли рабочее место»; 9,5% «сманили подруги»; 6,5% «отвыкли работать»; 5,5% заблудили по той причине, что «бросил любовник», а 5% — потому, что «запьянствовали».

Фёдоров рассказывает интересный случай. Приходит молодая и красивая девушка лет 17-ти, «просто, но чисто и прилично одетая», в публичный дом и настойчиво просит принять её. При гинекологической проверке выясняется, что она — девственница. По этой причине девушке отказывают в её просьбе. На следующий день она является опять и заявляет, что минувшей ночью утратила невинность с господином, которого сама пригласила.

«Это ещё не вкусившая запретного плода! — восклицает автор брошюры „Позорный промысел». — Чьё тут было влияние? Скорее всего, знакомство с потерявшими уже стыд сверстницами!»

Естественно, для проституток частые «случки» оборачивались рождением нежелательных детей, от которых они избавлялись, а для их клиентов — венерическими заболеваниями. Так, львиная доля коммерческих объявлений в «Петербургском листке» — это реклама лечения сифилиса.

Петербургские травиаты

Нельзя утверждать, что власти не обращали внимания на «падение нравов». Та же брошюра «Позорный промысле» была напечатана в типографии Санкт-Петербургского градоначальства. Била в набат и общественность. Так, в январе 1900 году в Петербурге было основано Российское общество защиты женщин (РОЗЖ), целью которого было «содействие предохранению девушек женщин от опасности быть вовлечёнными в разврат и возвращению уже падших женщин к честной жизни».

А за 14 лет до этого вышло в свет исследование известного петербургского журналиста и писателя Владимира Осиповича Михневича «Язвы Петербурга», в котором он в частности на основе изучение полицейской отчётности описал процесс вовлечения в девушек в проституцию.

«Из книги г. Михневича мы видим, что зараза идёт сверху вниз, от богатых классов к бедным, от образованных к необразованным. В высших классах развилась роскошь, привычки жить не по средствам, стремление к лёгкой наживе, к вредным, позорным наслаждениям. Очевидная вещь, что и лечение должно идти тоже сверху вниз, посредством „оздоровления» той среды, из которой распространяются язвы роскоши, хищений, продажности, проституции и. т.д.», — читаем мы в рецензии на исследование Михневича в журнале «Русская мысль».

В «Язвах Петербурга» Михневич касается и демографии: «Может быть, не найдётся другого города более антисемейного, чем наша северная Пальмира — „краса полночных стран». Прежде всего, поражает огромное, совершенно исключительное преобладание в составе петербургского населения числа холостых и не состоящих в брачных парах индивидуумов над числом семейных людей».

Автор рецензии в «Русской мысли» на исследование Михневича, полагая, что лечение «язв общества» начнётся с оздоровления его верхов, показал себя очень наивным человек. Верхи продолжали гнить. Если «мужики» пользовались «подавалами» на Сенной площади или на Никольском рынке, то «господа» прибегали к услугам «дам с камелиями».

Борис Бентович оставил портрет некой Татьяны Г.: «32 года. Интересный тип образованной проститутки. Бывшая гувернантка. Не красива, но очень чутка и интеллигентна». Эта самая Татьяна Г. жила с двумя дочерями на руках. Чтобы поддержать себя и их, записалась сразу к трём сводням, «которые весьма ценят остроумных и интеллигентных особ». Работы было хоть отбавляй. Зарабатывала Таня по 300—400 рублей в месяц. Денег хватало на дорогие оригинальные наряды, воспитание дочерей, съём просторной квартиры с окнами в сад и содержание прислуги. Конечно, дома никто не догадывался, чем занимается Татьяна. Морально сексуальные сеансы её весьма утомляли.

«Приходилось всегда ломаться и интересничать, чтобы понравиться господам из „приличного общества», да при том ещё проделывать всякие противоестественные гадости, потому что „приличные господа» на это весьма падки», — объясняет Таня Г.

В итоге один «приличный господин» заразил Таню сифилисом. И сводни отказались от её услуг.

Можно сколько угодно подсчитывать, сколько большевики получили от немцев денег на революцию — жёлтая пресса 90-х таким счетоводам в помощь. Но нельзя не признать, что царская империя гнила изнутри, заражённая социальным, духовным и нравственным сифилисом. Заразил её этим сифилисом капитализм — тот строй, где всё продаётся, и всё покупается, в том числе человеческое тело. Жертвами этой купли-продажи были, в том числе невинные младенцы, чьи трупы то и дело всплывали в реках и каналах Петербурга.

Автор — журналист, историк, общественный и политический деятель, один из основателей российского движения ультрас, председатель регионального отделения партии «Родина» в Санкт-Петербурге

antifashist.com



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Обновлённая Стратегия нацбезопасности США – ещё один шок для Запада

На сайте Белого дома появился концептуальный документ о приоритетах США на ближайшие годы. Документ...

CNN: США и Украина не достигли окончательных решений во Флориде

Переговоры представителей США и Украины во Флориде не привели к достижению окончательных решений по...

Место и роль Европы в новой Стратегии национальной безопасности США

О Европе в новой стратегии США сказано много, и это интересно проанализировать. 1. США не...