ГлавноеАналитикаТреть века главной русской трагедии

Треть века главной русской трагедии

Опубликовано

«Проклятье августа», «августовские потрясения» — так называют у нас внезапные чрезвычайные, экстраординарные события, происходящие в последний месяц лета. Можно спорить о критериях подбора этих событий — далеко не всякий август приносит с собой масштабные испытания. Но, несомненно, случившееся треть века назад стало настоящей катастрофой, последствия которой мы ощущаем и преодолеваем до сих пор.

Речь о так называемом путче, то есть создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению. О его образовании было объявлено утром 19-го, но эти строки написаны 17 августа, 33 года назад:

Новости партнеров

«На великой Родиной нависла смертельная опасность! <…> Возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на национальных чувствах — лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. <…> Они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей».

Это строки из обращения к советскому народу членов ГКЧП — органа, взявшего на себя всю полноту власти в разваливавшейся по вине президента Горбачева стране. В состав ГКЧП входили вице-президент, премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, глава КГБ. Этот формально неконституционный орган был создан для спасения страны — но оказался в ловушке, не определившись с положением Горбачева: он был не отправлен в отставку, а как бы временно отстранен. Эта неопределенность и погубила ГКЧП, само создание которого было одновременно и реакцией на слабость и двурушничество Горбачева, и согласованным с ним шагом. Власти входившей в состав СССР России не признали ГКЧП, в Москве начались массовые протесты, а сами путчисты впали в ступор и спустя два дня были арестованы. Их попытка спасти страну была использована для ее уничтожения — власть перешла в руки руководства России во главе с Ельциным, а союзные республики стали объявлять о независимости. Страна окончательно рухнула через четыре месяца, но смертельную рану ей нанесли именно в августе.

При этом ГКЧП был абсолютно прав — спекуляция на национальных чувствах (что в нацреспубликах, что в России) была лишь способом борьбы за власть, а о последствиях разрываемых исторических связей рвавшиеся к власти политики не думали. Часть из них считала, что развод приведет их народы к лучшей жизни, другая думала, что все останется как есть, только без КПСС и социализма, без сильной руки Москвы, но в некоем новом, «мягком» союзе. Среднеазиатские республики фактически вытолкали из единой страны — так торопились оформить развал Союза. Но ключевым стал раздел русского ядра государства — из которого образовались три независимых субъекта: Россия, Украина и Белоруссия. Была нарушена вся тысячелетняя логика роста и развития русского государства — и, что самое удивительное, многие действительно думали, что это останется без последствий.

Дезинтеграция единого (исторически, духовно, экономически, в военном отношении и т. д.) пространства сама по себе была преступлением против русского народа (да и всех остальных народов Союза — включая те, кто присоединился к России позже всех, только в XIX веке, как среднеазиатские народы). Но она была еще и бомбой замедленного действия, потому что было понятно, что внешние силы не упустят случая и начнут разыгрывать карту противоречий между вчерашними братскими республиками, стремясь сделать случайный развод необратимым. В первую очередь это касалось отношений России и Украины, недопущение реинтеграции которых стало важнейшей задачей для Запада. Именно поэтому появились планы включения Украины в НАТО и Евросоюз — чтобы исключить саму возможность воссоединения (в той или иной форме) двух частей единого целого. И как только Россия ускорила евразийскую интеграцию, заявив о создании Евразийского экономического союза с намерением включить в него Украину, противодействие нашим планам приняло особенно серьезный характер.

Путин стал исправлять тот вывих русской истории, который случился после поражения ГКЧП, а атлантисты встали на пути русского воссоединения. Встали на пути русской истории, поставили на пути России Украину — ставшую заложницей ее антинациональной «элиты», считавшей себя самой хитрой и ловкой. Но вина за трагедию братоубийственной войны лежит не только на ней, и не только на Западе — он лишь воспользовался нашими ошибками и кризисом, последствиями 1991-го. Происходящее сегодня было бы невозможным, если бы в августе 1991 года ГКЧП сумел сохранить единую страну, которую можно и нужно было реформировать, но не убивать. Ни Путин, ни русские люди в целом не пытаются сейчас восстановить СССР — мы хотим вернуть единство русских земель и большого русского народа. Исправить последствия августовской трагедии 33-летней давности.

ria.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории....

Судья-миллиардер Аслан Трахов: прокуратура требует конфисковать у семьи коррупционера 18 миллиардов

Экс-председатель Верховного суда Адыгеи Аслан Трахов и его сын Рустем официально признаны крупнейшими коррупционерами...

Ростислав Ищенко. Латиноамериканская авантюра Трампа

Трамп заявил о закрытии воздушного пространства над Венесуэлой. По форме, поскольку он обратился не...