ГлавноеАналитикаЕвгений Сатановский. Уроки Истории

Евгений Сатановский. Уроки Истории

Опубликовано

О чём нам говорит история? Разумеется тем, кто способен воспринимать её уроки, что, вообще-то большая редкость, а для руководящего состава какой угодно страны — вещь и вовсе уникальная. Другие качества нужны, чтобы чем-то и кем-то командовать, тем более в масштабах государства, чем отвлечённые теоретические знания о далёком прошлом. Хотя, вообще-то, они ещё никому из правителей не мешали, если, конечно, те соблюдали баланс между теорией и управленческой практикой, делая то, что нужно когда нужно с должным сочетанием гибкости, жёсткости и справедливости в отношении не только высших сословий и среднего класса, но и низов. Ну, а также соображали, что из их хотелок и фантазий их власть поможет сохранить, а что её похоронит.

Так вот, первый урок истории состоит в том, что никто, нигде и никогда не извлекает из неё никаких уроков — хоть тресни.

Новости партнеров

Именно поэтому автор никогда в жизни никаким первым лицам с которыми ему доводилось общаться, советов по управленческой части не давал. Абсолютно бесполезно. Максимум, что можно сделать — вбросить в информационное пространство идею. Подберут и используют, естественно выдав её за свою, так и ладно. Была бы польза. Переврут и запорют дело, чем всё обычно всегда и кончается — жаль, разумеется, но тут уж ничего не поделаешь.

Как известно верблюд — это ослик, прошедший через процесс согласования по инстанциям, у каждой из которых свои интересы и своё видение того, как их реализовывать, как правило сугубо корыстное, иногда идиотское, а часто прямо противоречащее изначально определённым верхним начальством целям и поставленным им перед инстанциями задачам. С чем приходится сталкиваться в любых странах…

Но если отвлечься от всего вышесказанного и обратиться к опыту если не всего человечества, то хотя бы двух народов, история которых нам известна из письменных источников с глубокой древности притом, что народы эти до сих пор существуют: евреев и китайцев, мы получим ряд преинтереснейших закономерностей, хотя опыт их во многом диаметрально противоположен.

Евреи сохранились, как народ, приспосабливаясь к тем, среди кого они жили. Китайцы — растворяя другие народы в себе. Первое: никакое государство не вечно и хоронят его не только и не столько внешние враги, сколько косяки его собственных правителей и особенности их взаимодействия со своим населением. Поскольку история любой страны — это, помимо завоевательных и оборонительных войн, история восстаний, бунтов, переворотов и революций, всегда кровавых и плохо заканчивающихся.

Второе. Распад империи, прекращение существования какого угодно царства, перерождение республики в тиранию, олигархию, монархию, феодальную чересполосицу или поглощение их всех более сильным соседом не есть конец истории.

Пока есть тот или иной народ и у него сохраняется память о прошлом, при удачном стечении обстоятельств его история может выйти на второй, третий и какой угодно следующий круг. Ну, или, согласно классикам, пойти по спирали — хотя никто не сказал, что непременно по восходящей. Может этот самый народ и деградировать в каком угодно отношении: военном, экономическом, культурном, религиозном и прочих, причём запросто. Бывали прецеденты. Опять-таки, история евреев и китайцев нам это неоднократно демонстрировала и продолжает демонстрировать, да и не только их…

Третье. России и русских, а также всех, кто к ним на протяжении исторического пути нашей страны примкнул, всё вышесказанное более чем касается. Что вовсе не означает, что автора это радует. Вот только сделать с тем, что империя наша, которой несомненно был Советский Союз, как высшая форма существования Российской империи, находится в стадии деградации управленческих механизмов и управляющего класса, он ничего не может. Так, подвякивает со стороны, не пытаясь лезть в политический процесс, в котором его схарчат вперёд его собственного визга, пока мяукать, не покушаясь на власть имущих, те не запрещают.

Новости партнеров

Поскольку если лодка ветхая, экипаж корыстен, туповат и пуглив, как трепетные лани, а кормчий правит так, как правит и спасибо ему, что ещё на рифы не наскочил, не стоит раскачивать посудину. Иначе потонем все…

Автор — журналист, писатель, политолог, экономист, профессор-востоковед. Основатель и президент научного центра «Институт Ближнего Востока»

АРМАГЕДДОНЫЧ



Ростислав Ищенко. Выбор Европы: сдаваться или умирать

Аластер Крук, отставной британский дипломат, заявил, что Евросоюз готовит провокацию, по масштабу сравнимую с Перл Харбором, с целью втянуть в войну с Россией США. В...

Как Европа будет воевать с Россией, если будет

Президент Чехии Петр Павел сказал, что победа России на Украине будет означать стратегическое поражение для всего «цивилизованного мира». А глава Венгрии Виктор Орбан заявляет...

Флот перестал быть символом мощи США — и становится их позором

Жесткий кризис в судостроительной сфере американского ВПК на примере новой атомной подводной лодки Торжественные мероприятия по вводу в состав Военно-морских сил США новой атомной подводной...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Провал украинского эксперимента: размер имеет значение

Единственными, кто смог частично воплотить коммунистическую идею в жизнь надолго, если не навсегда оказались...

Украинский конфликт уперся в деньги: в преддверии часа Х Запад раскололся на два лагеря

Дальнейшую траекторию войны определит судьба замороженных российских активов Привычный вариант: два мира — два Шапиро....

Александр Дугин: Для российской элиты выгоднее война до Победы. Иначе будет хуже

Если мы освободим всю Украину - до Киева и далее, патриотические реформы в России...