ГлавноеАналитикаКто погубит Евросоюз

Кто погубит Евросоюз

Опубликовано

Западные СМИ обсуждают тектонические сдвиги в ЕС, которые могут привести к развалу. Дело во Франции и Германии. Амбиции президента Эммануэля Макрона выходят далеко за пределы Пятой республики, а канцлер Олаф Шольц, наоборот, прежде всего думает о ФРГ. Что происходит в Евросоюзе?..

Глобальная политика

Новости партнеров

Немецкие и французские СМИ обратили внимание на конфликт между Макроном и Шольцем после их встречи в Париже 26 октября, когда президент Франции отменил совместную пресс-конференцию. До этого о серьезных разногласиях сообщали преимущественно со ссылкой на неназванные источники.

Причина противостояния — энергетический кризис. Берлин решил выделить своим предприятиям помощь в 200 миллиардов евро. В Париже посчитали, что другие компании из-за этого оказались в неравных условиях — такие траты в ЕС больше никому не по силам. Макрона поддерживают как минимум Варшава, Хельсинки и Таллин. Так, польский премьер Матеуш Моравецкий обвиняет Шольца в разрушении единого европейского энергорынка. Главы эстонского и финского правительств Кая Каллас и Санна Марин жалуются на то, что немцы получили преимущество перед другими европейцами.

В Париже недовольны и подходом Берлина к проблеме европейской безопасности. Бундесвер перевооружается за счет американских поставок, в том числе истребителей F-35 и систем ПВО «Патриот», но не пользуется продукцией французского ВПК. Журналисты считают, что Шольц доверил США не только внешнюю политику своей страны, но и оборону. При этом пресса игнорирует призывы канцлера к скоординированным закупкам оружия и созданию к 2025 году сил быстрого реагирования ЕС.

С третьего по пятое ноября Шольц будет с визитом в Китае, где встретится с председателем Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном. Канцлер надеется обсудить ситуацию на Украине и в Восточной Азии, а также изменение климата. Макрон и на это обиделся: он уверен, что должен был поехать в Пекин вместе с немецким коллегой, отмечает издание Politico.

Кроме того, Шольц выступает за дальнейшее расширение Евросоюза за счет Западных Балкан, Украины, Молдавии и Грузии, в то время как Макрон хочет вывести ЕС на более глубокую интеграцию в его нынешнем составе. Для Берлина подключение новых государств было бы выгодным — тогда центр «мягкой конфедерации» сместился бы в сторону немцев. А внутреннее укрепление ЕС только возложит на ФРГ дополнительные обязательства.

Наполеоновские планы

Критикуя Шольца, президент Франции выражает мнение многих европейских государств, которые опасаются экономической зависимости от Берлина в условиях затяжного кризиса. При этом Макрон, пользуясь отсутствием харизмы у немецкого канцлера, пытается доминировать в медиапространстве. И мечтает войти в историю как великий европейский лидер. Его интересы распространяются на Ближний Восток, Африку и даже Южный Кавказ, где Париж надеется разрешить армяно-азербайджанский конфликт и потеснить таким образом Россию.

Новости партнеров

Прежде у Франции не было проблем в Евросоюзе — Берлин вытаскивал на себе экономику, а французы отвечали за идейное наполнение. В 2019-м Макрон и предыдущий канцлер Германии Ангела Меркель подписали договор о сотрудничестве и интеграции, согласно которому две страны обязались взаимодействовать в политике, экономике и обороне. Однако Шольц разрушил идиллию.

«Франко-немецкий тандем сошел с рельсов, и ни Париж, ни Берлин, похоже, не в состоянии вернуть велосипед на место, чтобы начать все заново», — пишет французская Le Figaro. По версии издания, раньше дуэт двух стран тянул всю Европу вперед, но теперь об этом можно забыть.

Последствия разлада уже сказываются на европейцах. К примеру, Макрон торпедировал идею Шольца о строительстве нового газопровода из Барселоны в Марсель и далее — в Центральную и Северную Европу. Испания и Португалия на это согласились, но в Париже посчитали, что труба противоречит «зеленой» повестке.

При этом, как отмечает Politico, Макрон, возможно, специально саботировал проект, чтобы европейцы пользовались французскими АЭС. Причем переубедил Лиссабон и Мадрид, где теперь тоже выступают за «зеленый коридор», по которому после 2030-го на север будут поставлять в основном водород. Правда, строительство завершат гораздо позже, чем предполагалось реализовать немецкий план.

Между империей и изоляцией

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев считает, что причина обострения отношений — слишком скромные амбиции Германии.

«Франция всегда старалась компенсировать экономическую слабость по отношению к ФРГ за счет преимущества в ВПК, статуса члена Совбеза ООН и ядерной державы. Долгое время пара Берлин — Париж выступала двигателем европейского строительства. Согласованные решения задавали тон и вектор развития для всего ЕС, — говорит эксперт. — Но теперь у Германии пропали сколько-нибудь выдающиеся геополитические запросы. Немцы добились экономического успеха, а в военно-политическом смысле остались «карликами». Однако их это вполне устраивает».

Немцы хотят видеть Германию новой Швейцарией, а французы нацелены на мировое лидерство. Масла в огонь подлили и вполне материальные трудности.

Новости партнеров

«Экономическая слабость размывает позиции Франции на международной арене. При этом французы долгое время игнорировали крайне сложные энергетические проблемы Берлина. В результате немцы больше не видят необходимости демонстрировать близость с Парижем. Интеграционные процессы в Евросоюзе если не остановились, то начали терять скорость», — считает Кудрявцев.

Руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов уверен, что во всем виноваты лидерские амбиции Макрона. «Главы Франции и Германии решают, кто из них хозяин Евросоюза номер один, а кто — номер два, — поясняет эксперт. — На этом фоне мы видим спекуляции на тему зависимости Берлина от США».

По его словам, неудачные июньские парламентские выборы сильно ослабили Макрона. Поскольку во внутренней политике у него ничего не получается, он взялся за внешнюю. При этом Шольц оказался более сдержанными и позволил коллеге заниматься самовыражением. Но позиций канцлер все равно не сдает.

Впрочем, по мнению экспертов, есть вероятность, что до конца года стороны достигнут компромисса. Что касается межличностных отношений Макрона и Шольца, то дружбы между ними не выйдет, но сработаться они могут. Однако если амбиции французского президента все же перевесят государственные интересы, пострадает весь Евросоюз.

ria.ru



Ростислав Ищенко. Выбор Европы: сдаваться или умирать

Аластер Крук, отставной британский дипломат, заявил, что Евросоюз готовит провокацию, по масштабу сравнимую с Перл Харбором, с целью втянуть в войну с Россией США. В...

Как Европа будет воевать с Россией, если будет

Президент Чехии Петр Павел сказал, что победа России на Украине будет означать стратегическое поражение для всего «цивилизованного мира». А глава Венгрии Виктор Орбан заявляет...

Флот перестал быть символом мощи США — и становится их позором

Жесткий кризис в судостроительной сфере американского ВПК на примере новой атомной подводной лодки Торжественные мероприятия по вводу в состав Военно-морских сил США новой атомной подводной...

Читайте также

Юрий Баранчик. Как глубинники хотят переиграть Трампа

Европейские лидеры, стоящие на позициях глобалистского проекта, не намерены пассивно наблюдать за тем, как...

Ростислав Ищенко. Булгаков, кит и осиновый кол

Украинские «патриоты» ненавидят Булгакова. Есть среди русскоязычных майданостояльцев отщепенцы, пытающиеся корчить из себя интеллигенцию...

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко помиловал 123 граждан разных государств, приурочив это к договоренностям с...