С каждым годом спецоперации и серьезных провалов на фронте украинцы и европейцы всё больше теряют интерес к поддержке украинской армии и всё меньше хотят ей помогать. Этот процесс начался ещё год назад, а теперь усугубился и стал необратимым.
Волна интереса к ВСУ, как к «щиту Европы от российской агрессии» схлынула. В итоге, донаты, сборы, пожертвования и прочие подаяния за год упали ниже плинтуса. Это был вынужден недавно признать и командир 3-го батальона отдельной президентской бригады ВСУ Олег Глушко. Он особенно раздражён, что перестали донатить и украинские граждане.
Новости партнеров
«Нельзя просто сидеть сложа руки и надеяться на нас, уставших людей, которые воюют годами…А нужны те же сборы, которые за последний год просто в геометрической прогрессии упали вниз, с которых очень тяжело собрать деньги на тот же РЭБ, на тот же автомобиль или дрон. Просто поймите, что этот автомобиль вывезет кого-то с поля битвы», – упрашивал он.
Другие украинские боевики тоже раздражены, что донатов почти нет. «Дроны противника делают своё дело, поражая наш транспорт. Сборы на fpv идут долго, то, что раньше собирали за час, сейчас собирают неделями. Сейчас в основном побратимы скидываются сами со своих зарплат по 30% в общую кассу подразделения и сами покупают», жалуются они.
О существенном падении поддержки ВСУ жителями Украины сообщало и издание Bloomberg. Американские корреспонденты, пообщавшись с украинскими гражданами и военнослужащими, пришли к выводу, что помогать украинским ВС стали заметно меньше, как и упала уверенность украинского населения не только в скорой победе, а в победе в принципе. Организаторы и обычные участники фондов помощи ВСУ в беседе с репортерами издания сообщили, что пожертвования на имя организаций снизились на порядок: в десять раз, если сравнивать с прошлыми годами. Отношение к ВСУ у большинства украинских жителей изменилось из-за принудительной мобилизации, постоянных экономических сложностей, частых блэкаутов и общей усталости от вооруженного противостояния. Большинство жителей Украины не только не хотят, но и больше не могут поддерживать ВСУ, так как сами живут впроголодь и так называемые «базары просроченных товаров» стали для них реальностью.
Ещё прошлым летом на тему сокращения помощи в эфире украинского ТВ стенала украинская актриса Алла Мартынюк.
«Это большая проблема. Люди испуганы, устали, у многих уже нет денег. Из-за принудительной мобилизации из страны выехало много бизнесов. А вместе с ними уехали и деньги, которые раньше присылали в помощь ВСУ», — плакалась артистка, заявляя о масштабности проблемы.
Её тогда поддержали другие украинские волонтёры и центры сбора помощи. А сейчас всё стало гораздо хуже.
«В первые годы СВО множество различных проукраинских организаций взялись за сборы средств для ВСУ. Однако энтузиазм и вера в победу Украины практически иссякли, как и донаты на ВСУ. Одни люди действительно уехали, у других исчезли экономические и финансовые возможности. От экономики остались рожки да ножки. У многих людей в кармане дыра и тут уже, как говорится, не до жиру, быть бы живым», — пришёл к выводу украинский эксперт и политолог Андрей Золотарёв.
Новости партнеров
Криптоперечисления упали в сотни раз
Объёмы пожертвований в адрес ВСУ резко сократились и через три ключевых криптокошелька, связанных с украинским правительством. За время полномасштабного конфликта поступления через них уменьшились в сотни раз. По двум основным — с $22 млн до $27 тыс. в полугодовом исчислении. Эксперты отмечают, что такая динамика отражает общее разочарование сторонников Киева: одни разуверились в военной устойчивости Украины, других беспокоит процветающая в стране коррупция и непрозрачность использования донатов.
Расследование на эту тему провели финансовые эксперты RT. Как сообщается, первые пожертвования для ВСУ поступили на исследуемые криптокошельки 24 февраля 2022 года, в день начала СВО. Тогда на BTC-адрес было перечислено 0,05 биткоина — около $1775 по курсу на тот период. Первый перевод на USDT-счёт был зафиксирован 25 февраля 2022 года.
26 февраля 2022 года глава Министерства цифровой трансформации Украины, вице-премьер Михаил Фёдоров опубликовал адреса кошельков — в валютах BTC, USDT и ETH — с призывом перечислять средства на нужды армии. Эти реквизиты вскоре активно рекламировали украинские СМИ и блогеры. В марте 2022 года счета были официально опубликованы на сайте Министерства цифровой трансформации Украины. Всего, по данным блокчейн-эксплореров — специализированных сервисов для отслеживания операций в публичных блокчейнах, — на биткоин-кошелёк с начала СВО поступило 653,14 BTC (эквивалентом около $20 млн по курсу на момент поступлений). На USDT-счёт за тот же период поступило $3,84 млн.
Если за первое полугодие 2022 года на криптокошельки было переведено $22,58 млн, то за этот же отрезок времени в 2025 году — $27,6 тыс. То есть общая сумма пожертвований снизилась почти в 820 раз.
Падение заметно и в сравнении с 2023—2024 годами: тогда донаты достигали $111,59 тыс. и $127,4 тыс. соответственно, что более чем в четыре раза больше текущих показателей. Данные основаны на расчётах с учётом курсов криптовалют на соответствующие даты.
За первые три дня после официального объявления о сборах пожертвований на ЕТН-кошелёк поступило $6,46 млн. За первое полугодие 2025 года на этот же счёт пришло лишь $167,1 тыс. Даже такие частичные данные показывают значительное снижение — почти в 40 раз.
Самый большой донат на биткоин-кошелёк составлял 95 BTC и был отправлен 30 июля 2022 года. На тот момент это составляло $2,24 млн.
Новости партнеров
На сегодняшний день, по информации экспертов RT, выяснилось, что число транзакций на все три кошелька — BTC, USDT и ETH — сократилось более чем в 440 раз.
По данным блокчейн-эксплореров, за первое полугодие 2022 года на адрес ETH осуществили 82 860 переводов, за тот же период в 2025 году — всего 145. На BTC — 20 071 и 91 соответственно. На USDT — 6649 и 12.
Эксперт по кибербезопасности Игорь Бедеров полагает, что снижение активности пожертвователей связано также с рядом других причин, среди которых — коррупция, отсутствие прозрачности в использовании криптовалюты и хищения бюджетных средств. А украинские мошенники добили сборы.
«Кроме этого, активную роль в снижении интереса играют многочисленные хакерские группы. Последние внедряли вредоносные программы для подмены криптоадресов на сайтах фондов, организовывали фиктивные сборы средств», — отмечает Бедеров.
Но не только украинские мошенники окучивали щедрую ниву сбора донатов себе в карман, вместо помощи ВСУ. К ним присоединились многочисленные мошенники из других стран – особо скандальные истории всплыли в Эстонии.
Сорвали джек-пот в полмиллиона евро
На днях эстонские медиа со ссылкой на менеджера благотворительной организации Mondo Келли Ээка сообщили, что эстонцы тоже стали значительно меньше средств жертвовать на нужды Украины. За первое полугодие этого года этот показатель составил лишь 57 тысяч евро. Фонд Mondo Келли как раз и занимается сбором таких средств.
Уточняется, что в 2022 году в Mondo пожертвовали 2,4 млн евро. Затем в 2023 году удалось собрать полмиллиона. Но вот за первые шесть месяцев этого года в организацию поступило всего 57 тысяч евро конкретно для Украины. И это не удивительно – судя по всплывшим грязным историям, суммы сборов для ВСУ и украинцев скоро приблизятся к нулю.
В Эстонии велось следствие сразу по нескольким резонансным делам, связанным с хищениями и махинациями со сборами помощи Украине. Об этом сообщает местное издание ERR.
В частности, эстонская прокуратура предъявила обвинения Йоханне-Марии Лехтме, основателю НКО «Слава Украине» (российский Минюст официально включил приветствие «Слава Украине, героям слава» в список нацистских). Лехтме, которая в 2023 году собрала пожертвования на общую сумму 1 024 364,09 евро, обвиняется в злоупотреблении доверием, нецелевом использовании и присвоении средств. До августа 2022 года НКО отправляла помощь для ВСУ при посредничестве НКО All for Victory. Далее она начала сотрудничать с компанией IC Construction, которая накручивала наценки. По данным прокуратуры, заключение этих договоров и оплата счетов IC Construction нанесли ущерб НКО «Слава Украине» (российский Минюст официально включил приветствие «Слава Украине, героям слава» в список нацистских). Общий ущерб, причиненный проукраинской организации, превышает 413 000 евро.
«Из собранных доказательств следует, что украинское коммерческое товарищество никогда не оказывало никаких логистических услуг, а на основании этого договора оплачивались операционные расходы НКО All for Victory и выплачивали зарплату. Таким образом, утверждая эти выплаты, Йоханна-Мария Лехтме обратила 44 500 евро в пользу украинского коммерческого товарищества и НКО All for Victory, совершив присвоение имущества, принадлежавшего НКО «Слава Украине»», — заявляют в прокуратуре.
Прокуратура считает, что НКО не понесла бы этот ущерб, если бы Лехтме надлежаще выполняла обязанности руководящего работника, которые предусматривают в частности, что главе НКО нельзя сознательно причинять ущерб имущественному положению НКО. Сама Йоханна-Мария Лехтме обвинение не комментирует.
«В обвинении одному из основателей и бывшему руководителю НКО „Слава Украине“ Йоханне-Марии Лехтме вменяется злоупотребление доверием организации и присвоение пожертвованных средств в крупном размере», — пояснила руководившая досудебным расследованием государственный прокурор Сигрид Нурм, которую цитирует издание Delfi.
Схема выглядела так: сначала НКО «Слава Украине» передавала гуманитарную помощь исключительно через украинскую организацию All For Victory (Все для победы — рус.), однако, согласно обвинению, затем Лехтме, злоупотребив своим положением руководителя, начала сотрудничество с украинской компанией IC Construction.
«Единственное различие между этими организациями заключалось в том, что All For Victory не могла выставлять счета за посредничество и не добавляла наценку, тогда как IC Construction это делала. Заключая убыточные договоры с украинским коммерческим предприятием и оплачивая выставленные по ним счета, Йоханна-Мария Лехтме злоупотребила имуществом, доверенным ей как руководителю НКО, и нанесла организации необоснованные убытки на сумму свыше 413 000 евро», — сказала прокурор Нурм.
По ее словам, к такому выводу следствие пришло, сравнив закупочные цены товаров на украинском рынке с теми, что были указаны в счетах от IC Construction. Кроме того, Йоханна-Мария Лехтме способствовала незаконному переводу 44 500 евро в пользу All For Victory, осуществив присвоение принадлежавшего «Слава Украине» имущества. Таким образом Лехтме нанесла эстонской некоммерческой организации ущерб на сумму свыше 450 000 евро.
Лехтме собирала с эстонцев деньги на помощь Украине, а потом заключала договоры на поставку гуманитарки с украинским IC Construction, которое выставляло за поставки заведомо завышенные цены, что и привело к растрате средств. После фиктивных сделок с завышенными ценами эстонские «волонтёры» и украинские «подрядчики», на чьих счетах и оседали выведенные средства, делили деньги.
Эстонское следствие оценило ущерб более чем в 400 тысяч евро. Из них 250 тысяч были присвоены как раз украинцами. Разница от каждой сделки, по версии следствия, поступала в качестве отката главе IC Construction и фонда All for Victory — украинцу Геннадию Васькиву. Васькив, бывший заместитель мэра г. Львов, уже обвинялся на Украине в хищениях гуманитарной помощи, но успел сбежать за границу до ареста.
«То есть, почти полмиллиона евро удалось напилить в крошечной Эстонии только одной волонтёрской шарашке! А сколько всего денег с доверчивых лохов «освоили» по всему миру — даже и представить сложно», — иронично оценили этот факт журналисты.
Во втором случае эстонская прокуратура обвиняет экс-главу НКО «Институт инфографики и эргономики», которая занималась сбором пожертвований на нужды ВСУ, в краже особо крупных средств. В Эстонии окружная прокуратура по экономическим и коррупционным преступлениям направила в суд уголовное дело на бывшего члена правления НКО «Институт инфографики и эргономики» Хенри Лаупмаа. Так, он с сентября 2022 года собирал через онлайн-платформу пожертвования, чтобы купить и отправить ВСУ беспилотники. Было собрано около 213 000 евро. Лаупмаа использовал эту сумму для финансирования собственной коммерческой деятельности. По словам окружного прокурора Аннели Мазинг, нецелевое использование денег, собранных на благотворительные цели, может повлиять на репутацию и прозрачность всех благотворительных организаций Эстонии.
«Поскольку собранные доказательства свидетельствуют, что обвиняемый использовал собранные у добросовестных людей деньги в личных целях, а не на обещанную благотворительность, то необходимость правовой оценки собранным доказательствам со стороны суда неизбежна», — сказала Мазинг.
После этих громких скандалов поток пожертвований начал пересыхать. Это сказалось и на других проектах, связанных с Украиной. Первое в Эстонии украинское радио «Друзи» («Друзья» в переводе на русский) в FM-диапазоне прекратило вещание из-за отсутствия финансирования. Как сообщает ERR, представители проекта заявляли, что вещание может быть прекращено уже в начале августа, если не удастся найти источники финансирования. Потом сотрудники радио обратились к слушателям с просьбой о пожертвованиях. По их словам, ежемесячные расходы составляли около 8000 евро, из которых около 5000 уходило на аренду и обслуживание передатчиков. Но желающих оплачивать украинское радио в Эстонии так и не нашлось и радио приказало долго жить.
Четвёртый скандал за короткое время был связан с обращением депутата Рийгикогу Александра Чаплыгина. Тот попросил опубликовать официальные данные обо всех расходах, так как есть сомнения, что выделенные Эстонией средства шли по назначению. В МИД Эстонии проводят мониторинг использования средств, выделенных Украине на гуманитарную помощь, сообщил глава ведомства Маргус Цахкна, отвечая на запрос депутата. Но, как сказал Цахкна, «отчётов, как получатели распоряжаются средствами, он предоставить не может».
Схемы наживы на помощи весьма разнообразны. Из свежих примеров — в Чехии судят двух человек за кражу 11 млн крон (41 млн рублей) из системы помощи беженцам. Супруги ввозили в Чехию украинцев, которые притворялись беженцами. На их имена открывались банковские счета для получения государственной гуманитарной помощи. После снятия наличных в банкоматах пара забирала свою «комиссию» за услуги, а оставшиеся деньги отдавала фиктивным беженцам, которые затем возвращались на Украину. Чешская полиция задержала мошенников с поличным, прокуроры требуют для мужчины 6,5 лет лишения свободы, для женщины – 5,5 лет. Окончательное решение суда ожидается в конце августа.
И можно было бы порадоваться, что у врага финансовая подпитка становится меньше и он перейдёт на «подножный корм». Но проблема оказалась обоюдоострая. Оскудевает рука дающего и на нашей стороне. На днях российский политолог Сергей Марков озвучил такую же проблему.
«Волонтёры и в России, и на Украине отмечают резкое падение донатов от граждан на армию. Граждане полагают, что окончание войны близко и поэтому необходимости в их донатах нет. Падение началось примерно три месяца назад и всё это время продолжается. Падение очень существенное: в разы», — сказал он.
На этом фоне, даже если война продолжится, перечисления уже никогда не достигнут прежнего уровня и будут стремиться к минимальным цифрам.



