ГлавноеАналитикаАлексей Чадаев. Про коррупцию и борьбу с ней

Алексей Чадаев. Про коррупцию и борьбу с ней

Опубликовано

Читая новости про Набу, всё время поправляю себя, что это теперь не планета из «Звёздных войн», где молодая Портман подвизалась «демократически избранной королевой», а какая-то мутная контора у небратьев.

Не хочу комментировать обильную новостную текучку по поводу сего заведения, благо по теме даже и наш Верховный успел отметиться. Лучше, пользуясь случаем, порассуждаю о том, что такое вообще «борьба с коррупцией» в странах глобалистской полупериферии — на уровне картины мира. Да, если кто забыл, как расшифровывалась аббревиатура ФБК — это и про нас тоже.

Новости партнеров

Почему в фокусе внимания именно «борьба с коррупцией», а не сама «коррупция»? Дело в том, что тут сам язык подготовил для нас когнитивную ловушку: будто бы сначала есть «коррупция», а потом в качестве ответа появляется борьба с нею. В действительности же ещё вопрос, что было раньше: курица или яйцо; так, я многократно показывал на примерах, что значительная часть современной российской «коррупции» является прямым порождением решений, принятых некогда под флагом «борьбы с коррупцией». Про это было несколько текстов, в т.ч. и здесь, кому интересно, гляньте поиском.

Сейчас о другом. Суть модели, общей для всех полупериферийных стран — это особые отношения так называемых «элит» этих стран с метрополией, то, что я называл «агентированностью». Если совсем по-простому, «элиты» это та часть туземцев, которая концентрирует ресурсы, отжимаемые у своих соплеменников, для их последующего вывоза в имперский центр, где их разными сравнительно честными способами потом от этих ресурсов освобождают.

Бесперебойность процесса требует в качестве обязательного условия инсталляции набора колониальных институтов, называемых разными красивыми словами — «демократия», «рыночная экономика», «частная собственность» и т.п., но реальная функция всего этого набора — способствовать быстрой сепарации соответствующего социума на элитариат и лохосферу.

Тут важно вот что. Лохи не могут не видеть, что их грабят. Но они должны пребывать в уверенности, что это некий, пусть и перманентный, сбой в системе, а не сама система. Именно для этого служит слово «коррупция». А «борьба с коррупцией» — это, соответственно, механизм, обеспечивающий вторую обязательную часть: вывоз ресурсов в метрополию. Как только элитарии накапливают слишком много ресурсов у себя в стране, и перестают их регулярно отгружать в хартленд — тут-то на сцену и являются борцы, шантажирующие элитариев лохосферным бунтом (и подчас действительно его устраивающие).

Борцы — это контрэлита, «запасная власть», выращиваемая именно для того, чтобы либо стимулировать туземную илиту к ускоренному вывозу, либо сменить её вовсе, если возомнит. При этом выращиваемая именно так, чтобы в случае смены власти грабить лохов ничуть не меньше, чем предшественники, но при этом сразу же отгружать добро на базу — это называется «интеграцией в глобальный мир».

Про бусы

Есть архетипический сюжет про глупых дикарей, которые «за бусы» продавали европейским колонизаторам самое ценное — земли, соплеменников, собственное будущее и т.д. Я всегда пытался понять, что ж такого было в этих самых бусах — именно глазами «индейцев», и мне тут сильно помог Грэбер своей последней предсмертной книжкой. Да, бусы действительно были сверхценностью в их социуме. Ради которой многое можно отдать. И это многое нам объясняет в том числе и про нас самих, нынешних.

Новости партнеров

Новость светской хроники: Полина Д. увела у подруги мужа-миллиардера. Бурный всплеск обсуждений у рублёвско-новорижских кумушек. Основной вывод: да, Полине с её амбициями нужен был миллиардер, а не теперешний муж — отставной телеведущий, чья слава осталась в далёком прошлом, не говоря уж о деньгах. Поставьте на это место любую другую новость из этого раздела — месячной, годичной, десятилетней, столетней и т.д. давности. Биологи говорят, что мы довольно редкий в природе парно-турнирный вид: в отличие от чисто парных и чисто турнирных, у нас часть популяции довольствуются своим социальным местом и актуальным партнёром, а другая часть находится в постоянной борьбе за место на вершине пирамиды.

Введу понятие «иерархический инстинкт»: стремление к распределению по этажам социальной лестницы, и поиск маркеров такого распределения. Вебленовско-бодрийяровское «ритуально-демонстративное потребление» — об этом же: часы показывают время одинаково, но есть часы за 10 долларов, а есть за миллионы, и такие часы носят не для того, чтобы время смотреть, а для того, чтобы демонстрировать свой статус.

У индейцев не было денег, частной собственности, роскоши. Им было трудно демонстрировать друг другу статус — татуировки, перья, скальпы и т.д. И это ключевая уязвимость, ахиллесова пята — человек (не всякий, но именно «турнирного» склада) готов нередко жизнь отдать, но доказать, что он стоит выше других. Моя бабушка в деревне экономила на еде, но копила на телевизор, который никогда не смотрела — он должен был быть в хате, чтобы «не хуже людей».

А тут, понимаешь ли, приезжают люди из-за моря и предлагают тебе артефакт, который можно надеть на себя и продемонстрировать на ближайшем племенном совете, что у тебя есть вещь, которой ни у кого другого никогда не было и никогда не будет. И купаться во флюидах чёрной зависти. А представьте, если это не совет, а женсовет того же племени. Тут ведь и до самоубийств у могиканских кумушек могло дойти.

Лабубу, если вы ещё не поняли. Говорят, они недавно «Газпром» по текущей капитализации обогнали.

Собственно, это был второй текст из серии про «коррупцию». Самое важное — не то, что кто-то что-то украл, а то, зачем ему вообще было что-то красть. Ведь не потому же, что есть было нечего, так же?

И если вы спрашиваете, как нищей, блохастой, чумной и безумной Европе удалось на несколько веков поставить раком примерно весь остальной глобус — ответ лежит в этих самых бусах.

Ещё про бусы

Новости партнеров

Давайте вспомним, против чего бунтовала так или иначе вся советская элита, или даже «все элиты» (во мн.ч.) в советской же системе на её закате. Главным злом, с которым шла непрерывная борьба, была «уравниловка», совокупность механизмов недопущения слишком сильного расслоения общества. У этого бунта была высокая этика — «Личность против Системы», «лица необщее выраженье» (по Бродскому), пафос раскрытия таланта. Это именно то, ради чего Нуреев совершил свой знаменитый «прыжок к свободе» в парижском аэропорту. То, о чём на самом деле всё время пела ранняя Пугачёва.

Это подавалось как возможность «не ходить строем», «жить своей жизнью» и т.д., но по сути это было требованием вернуть стратификацию. Дать право и возможность тем, кто хочет зарабатывать больше других и жить лучше других, реализовать эти желания — и возвыситься над толпой плебеев и посредственностей. Этого хотели «деловые люди», не желавшие жить на зарплату; этого хотел номенклатурный слой, жаждавший приватизации привилегий; этого хотела богема, завидовавшая западным звёздам с их гонорарами и образом жизни; этого хотели, само собой, «комсомольцы», которые ради статуса как раз и шли в комсомольскую карьеру.

При этом нельзя сказать, что советская шкала была совсем уж плоской — «лучшим людям» предоставлялось множество возможностей жить лучше остальных, вплоть до системы параллельного распределения дефицитных благ «для своих» — то, что стало предметом «борьбы с привилегиями» в раннюю перестройку. Но им не хватало — у них перед глазами был «забугор», где эта разница была гораздо более существенной. И самое интересное, это воспринималось именно как более справедливое устройство общества — лучшие люди должны жить лучше.

Я напомню, что коммунистический общественный идеал был взят Фурье и Сен-Симоном (а у них Энгельсом) напрямую из популярных в то время книг о «благородном дикаре» и, в частности, общественном устройстве североамериканских индейцев — об этом опять-таки подробно у Грэбера. Тогда было множество трактатов, представляющих то общество идеалом справедливости именно в том смысле, что в нём как таковое отсутствовало классовое разделение, не было разительного разрыва между богатыми и бедными. Примерно так описан и «первобытнообщинный строй» — имелось в виду, что так когда-то жило всё человечество, и коммунизм есть в каком-то смысле возвращение на новом уровне к тому бесклассовому «золотому веку».

Но, как мы с вами поняли (см.предыдущий текст про бусы), главная уязвимость таких обществ — это подавляемый самой общественной моралью иерархический инстинкт. И то, что делает Запад, когда приплывает на своих кораблях — высвобождает его, даёт ему опору и средства, а потом и технологии. Так было и в Африке, где отловом соплеменников для их последующей продажи белым дьяволам занимались такие вот местные «элитарии» — и именно это разрушило довольно-таки сложные и развитые тамошние социумы, обрушив их в то, что мы сейчас принимаем за первобытную дикость.

Собственно, это и есть «коррупция» в своей базовой, изначальной ипостаси. Ржавчина, разъедающая структуру социума — но абсолютно «естественная», поскольку ею движет инстинкт наиболее амбициозной части общества жить не просто лучше других, а очень сильно, порогово лучше. То, что во всех традиционных культурах порицается и ограничивается, но когда приходит Запад со своими бусами, он говорит — да, ты можешь, «ведь ты этого достоин».

Единственный маленький нюанс — вот тут распишись, пожалуйста. Чем? Кровью, конечно.

Про бусы и «коррупцию»

У меня есть «теория дьявола для атеистов» — телега, объясняющая условному Берлиозу в его понятийной модели, что дьявол таки существует: без мистики и религии, на полностью рациональном языке марксистской науки. Предваряя вопрос — а можно ли так же и про Бога? Да, можно, но там сложнее, есть тонкие места и аксиомы, к которым внимательный скептик-рационалист может при желании прикопаться. А вот про дьявола всё чётко и достаточно просто.

Так вот. Товарищ Поршнев — уж в его-то марксистской ортодоксии трудно усомниться — в своей палеоантропологической реконструкции о происхождении Homo sapiens из «третьего шимпанзе» сообщает нам, что между человеком и обезьяной была некая важная стадия: существо, не являющееся ни животным, ни человеком, но в каком-то смысле противоположное им обоим. Ключевым отличием его и от животного, и от человеческого мира он считает так называемую «суггестию» — чрезвычайно развитую способность к психическому подавлению воли других существ, как животных, так и себе подобных. Это не уникальный феномен — в каком-то виде такое присутствует и у волков, и у кошачьих, и даже у некоторых рептилий (пресловутый «гипноз удава»). Но именно у этого «предчеловека» (Поршнев называет его «троглодитом») таковая способность стала главным видовым признаком и основой существования — и, соответственно, развилась до невиданных высот.

Причём главной пищей его были не столько другие животные, сколько в первую очередь себе подобные, поскольку — тут парадокс — чем более развитая и тонкая психика у существа, тем легче оказать на неё адресное суггестивное воздействие. Но этот «троглодит»-суггестор ещё не был «разумным» в том смысле, что сам был точно таким же рабом рефлексов, как и любое млекопитающее — и потому, столкнувшись, к примеру, с другим более сильным суггестором, такая особь точно так же превращалась в еду, как и любая другая.

И главный фазовый переход от «троглодита» к сапиенсу — это выработка способности подавлять собственные рефлексы, внутренний «автоматон» и через это противостоять чужому суггестивному воздействию. Именно из этой новой способности — буквально «контр-суггестии» — и развилось то, что мы сейчас называем «сознанием» или рацио. Именно поэтому в культуре путь разума и по сей день отождествляется со скепсисом, критикой, со способностью подвергать сомнению любые умолчания и аксиомы, и каждое такое опровержение или ниспровержение воспринимается как очередная эпохальная победа на этом пути.

Далее становится понятно, что далеко не все троглодиты автоматически стали людьми, освоив контрсуггестию. И не сразу. Более того: контрсуггестия изначально появилась и развилась не у альфа-особей, а наоборот — у слабых, у тех, кого угнетали и попросту ели; и, более того, в каком-то смысле «разводили на еду». То есть у тех, у кого базовый навык — собственно суггестия — выражен заведомо слабее, чем у «хозяев жизни». Говоря по-современному — у «лохов»; это было как бы их защитным секретным оружием.

И очень-очень долгое время, во много раз дольше, чем вся письменная история, проточеловечество существовало под дамокловым мечом экзистенциальной угрозы — условно говоря, что придёт «такой же, как и ты», но суггестивно более сильный, посмотрит тебе в глаза, раздавит и подчинит твою волю, и дальше уже неважно, что с тобой будет — никакого «тебя» уже больше не будет, даже если твоё тело съедят не сразу, а чуть погодя. И бежало от неё куда глаза глядят, любой ценой — именно движимое этим страхом, оно и заселило планету. Но бежать-то было в каком-то смысле некуда, потому что гены «суггесторов» существовали в их собственной популяции, и воспроизводились с завидной регулярностью на любом новом месте.

Собственно, мы его нашли. Дьявола, я имею в виду. Причём в самих себе, в основаниях нашей видовой природы. Весь последующий антураж — рога, копыта и адский огонь — не более чем результат культурного «переваривания» этого феномена, с изобилием метафор, шашечек и рюшечек.

Про бусы, коррупцию и дьявола

Объясню, почему я пустился в «материалистическую демонологию». «Враг рода человеческого» — это не вражда из ненависти, а скорее как у охотника к зверю, которым он может даже восхищаться, особенно когда его свежее мясо уже жарится на вертеле. Вспомните тему вампиров — там всё то же самое, только про кровь.

Всё это я уже в разных текстах писал, но применительно к нашей теме «Фауста» и «сделки с дьяволом» — если взять именно такую модель «дьявола», как внутреннего суггестора — ситуация становится кристально ясной для «чистоты понимания».

Формула выглядит так. В колонизируемом социуме выращивается «элита», которую раскармливают на том, что приучают «есть» (ну, сейчас уже не в буквальном смысле) соплеменников. Но она сама, эта «элита» — такая же точно «еда» уже для настоящих хозяев жизни — «белых людей». Пищевая цепочка становится попросту трёхуровневой. «Лохи» — «национальные элиты» — «глобальные элиты».

Давайте теперь разложим все карты. Мораль — это прагматика популяционного уровня, совокупность стимулов, побуждающих индивида действовать не в интересах отдельного «я», а в интересах общего «мы». Абсолютная вершина — «положить душу свою за други своя», как учил Иисус, в том числе и своим примером.

Но в реальности мы всегда имеем некий баланс, пропорцию — действий в своих интересах и действий в интересах «мы». Чайка орёт, увидев еду, чтобы на крик прилетели другие чайки — это в интересах «мы». Но когда они прилетают, та же самая чайка начинает с ними драться за эту еду — это уже в интересах «я».

В любом социуме, и особенно обременённом различными традициями, формальными и неформальными правилами, всегда есть, во-первых, набор табу и ограничений, сдерживающих личный эгоизм отдельных членов. Но в нём также всегда есть группы тех, кого тяготят эти условности — как правило, они маркированы как маргинальные или даже криминальные. Суть механизма колонизации состоит в том, чтобы именно этим группам сделать «предложение, от которого невозможно отказаться» — та самая сделка с белым господином.

И именно эти группы, получив ресурсы-технологии-возможности (и бусы, бусы!) от людей-из-за-моря, довольно быстро становятся максимально успешными в этих социумах, получают власть, влияние и становятся альтернативными законодателями мод. Им теперь закон (старый, традиционный) не писан — они сами закон; и ещё за ними стоит внешняя сверхсила. Это довольно быстро ломает весь общественный строй — условно, каждый юноша, обдумывающий житьё, мечтает стать бандитом, а каждая девушка — проституткой (как у нас в 90-х).

Да, они получили свой успех ровно благодаря тому, что предали «заветы отцов» и традиционную мораль своего общества — и толку-то её блюсти, если ты как родился лохом, так лохом и помрёшь? А тут — безграничное пространство возможностей.

Но потом, как и всегда в сделках с дьяволом, вскрывается второе дно. Оказывается, те несметные богатства, которые ты награбил у соотечественников, утекают у тебя сквозь пальцы, размениваясь на бирюльки — брендовый шмот, дорогие тачки и прочую лухари-жизнь. Она сама по себе космически дорогая, но не платить нельзя — потеряешь статус. И вдруг становится ясным, что ты был просто промежуточным звеном, транзитной точкой для перекачки ресурсов из точки А (своё отечество) в точку Б (место, откуда приплыли люди на кораблях).

А ты — никто: вор, коррупционер и пустое место. Твои вчерашние белые друзья натравили на тебя твоих же соплеменников — тех самых лохов, пользуясь их завистью и ненавистью. То, что ты вывез, у тебя отобрали; лохам, конечно, никто ничего не вернёт, но они, по крайней мере, рады, что свершилась справедливость.

Автор — философ, политолог, публицист, директор Аналитического центра «Московский регион»

t.me/chadayevru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Многозначительная тишина вокруг визита Орбана в Россию

Ход и результаты визита в Москву премьер-министра Венгрии Виктора Орбана освещались настолько скупо, что...

Запуск алгоритмов по каталогу целей: как Россия будет воевать с Западом в Третьей мировой войне

Неоднократно отмечал, что западные структуры называют сроки возможного конфликта с Россией — 2028–2030 годы....

Экс-главу дипломатии ЕС Федерику Могерини задержали в Бельгии

2 декабря 2025 года в Бельгии произошла крупная полицейская операция в рамках расследования Европейской...