ГлавноеАналитика"Армата" не у дел: почему Путин призвал наращивать производство Т-90М

«Армата» не у дел: почему Путин призвал наращивать производство Т-90М

Опубликовано

Российским Вооруженным силам нужно больше танков Т-90М «Прорыв» и больше беспилотников типа «Ланцет» — об этом заявил Владимир Путин на встрече с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым. Более того, не так давно глава государства назвал Т-90М лучшим танком в мире, судя по тому, как он проявляет себя во время спецоперации на Украине. И действительно, результаты впечатляющие, но почему не ускоряется производство и выпуск Т-14 «Армата», которая некогда была в каждом новостном выпуске и не сходила с телеэкранов?

«Сейчас можно сказать, что Т-90 «Прорыв» — лучший танк в мире. Он как только на позицию выходит, все, там никому нечего делать. Дальше, точнее и защищенность выше», — сказал Владимир Путин на июньской встрече с военными корреспондентами. И отчасти президент, конечно, прав, так как спецоперация на Украине продемонстрировала всему миру не только качество и силу военной техники России, но и отважность и мастерство экипажей. Чего только стоит завирусившееся видео, как один российский танк разбивает колонну ВСУ из двух танков и шести бронеавтомобилей… Но обо всем по порядку.

Новости партнеров

Т-90М «Прорыв» стал результатом глубокой модернизации ранее создаваемых моделей Т-90 «Владимир», эта разработка производилась на УВЗ с начала 2010-х годов. В свою очередь Т-90 был попыткой взять лучшие инженерные решения от нескольких ранее создаваемых моделей — Т-64, Т-72 и Т-80. Последние два, кстати, все еще можно увидеть на поле боя в зоне СВО. За основу для Т-90 был взят Т-72Б и еще в 1989 году начались первые испытания.

Сейчас «Прорывов» не так много в рядах Вооруженных сил, поэтому президент и поручил увеличить их производство. Но действительно ли Т-90М является лучшим танком в мире?

«Вопрос стоит так, что они примерно все одинаковые. Т-90М — это гибрид существующих танков с лучшей системой управления огнем, лучшими ходовыми качествами, защитными характеристиками. Поэтому действительно, если взяли все лучшее для него, то и будет он лучше других», — объясняет бывший начальник главного штаба Сухопутных войск ВС РФ генерал Сергей Скоков.

И действительно, у Т-90М характеристики лучше, чем у его предшественников, а по некоторым параметрам он превосходит и зарубежных конкурентов. Например, вместо бронесистемы «Контакт-5» используется реактивная броня «Реликт», которая повышает уровень защиты и снижает пробивную способность подкалиберных пробивных снарядов. Новая пушка 2А46М-5, по сравнению со своей изначальной версией, стреляет дальше на 15-20% и снижает техническое рассеивание на 17-20%, а благодаря оптимизации геометрии ствола возросла жесткость трубы, что повысило ресурс и частично компенсировало деформацию от нагрева при интенсивной стрельбе. Дополняет огневую мощь дистанционно управляемая зенитная пулеметная установка и система противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Особое внимание было уделено поиску целей для командира — для этого машина была оснащена новой башней с системой управления огнем «Калина», лазерным наведением и тепловизионным прицелом третьего поколения.

Кроме того, традиционно меньшая, чем у зарубежных конкурентов, масса машины и самый низкий силуэт делают танк более подвижным, маневренным и более сложным для наведения.

В сравнении же с «Абрамсами» или «Леопардами» последних модификаций можно сказать, что они все примерно на одном и том же уровне. Например, «Абрамсы» считаются более бронированными, но они в целом больше, более тяжелые и, несмотря на более мощный двигатель, менее маневренны. И в «Абрамсах», и в «Леопардах» необходимы 4 человека экипажа, так как один должен заряжать снаряды, в российском танке установлена самозаряжающая система, поэтому для полноценного управления и ведения огня нужны только три человека. Наконец, в Т-90М была улучшена безопасность экипажа от подрыва снарядов, так как они теперь более отделены.

Таким образом, даже западные издания типа National Interest признают, что «Абрамсы» и Т-90М «Прорыв» примерно одинаковы по характеристикам и, скорее всего, при столкновении двух машин победителем станет более опытный экипаж. Что касается «Леопардов», то ситуация похожа, но все же «Леопарды» несколько уступают Т-90М в боевых характеристиках и это касается только последних модификаций. Впрочем, есть один нюанс, или даже не один…

Новости партнеров

Во-первых, для получения преимущества на поле боя на СВО нужно как минимум большее количество танков, чем то, сколько их предоставила Германия и сколько собирается предоставить США. Во-вторых, нужны машины последних модификаций со всеми современными системами, но те же «Абрамсы» будут поставляться без некоторых современных систем, о чем недавно заявляли американские чиновники. Объяснили это просто «ускорением обучения», но все помнят историю с гаубицами М777, которые так же поставлялись без цифровых систем наведения. В итоге и гаубица, а потом и бронеавтомобиль «Брэдли» были захвачены практически невредимыми Вооруженными силами РФ и отправлены на изучение. Вероятно, по этой же причине «Абрамсы» будут поставляться в «урезанном» виде, что ослабит их в бою.

Также нужно помнить, что танки и советского производства, которые используются с обеих сторон, и российского производства имеют относительно небольшой вес — от 45 до 52 тонн. «Абрамсы» могут весить более 70 тонн, на что уже не рассчитано большинство украинских мостов, поэтому с этим тоже могут возникнуть проблемы. Что касается «Леопардов», то их последние модификации могут достигать 62,5 тонн, более ранние версии конца 90-х, начала 2000-х достигают 56-59 тонн. Наконец, новым машинам нужно обучить экипаж и провести тренировки, им нужно дополнительное обслуживание и те же «Абрамсы» потребляют больше топлива, поэтому дозаправки будут чаще.

«Качество танка определяется не только характеристиками отдельно взятой машины, но и способностью быть вписанным в систему вооружения, отвечать условиям боевых действий на конкретном театре боевых действий, и конечно, характеристиками, которые определяют способность поразить противника и выдержать его огонь. В совокупности эти три элемента и дают право Т-90М называться лучшим танком, во всяком случае для конкретных условий», — добавляет военный эксперт, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник.

И вот еще одно важное отличие — почему Владимир Путин может сказать, что нужно наращивать производство Т-90М, а, например, Джо Байден нет? Илья Крамник объясняет: Т-90М может производиться серийно, в отличие от своих конкурентов — ни в Штатах, ни в Европе серийных танков нет, в Европе только малосерийное производство «Леопардов», в Штатах — лишь модернизация ранее выпущенных танков. При этом наш танк вписан в системы обслуживания, эксплуатации, боевой подготовки, а его характеристики достаточно хороши, чтобы суметь на поле боя поразить практически любую цель, и при этом он достаточно живуч, чтобы выдерживать обстрелы противника. И иногда танки выходят из боя с большим количеством попаданий.

«Все это в совокупности делает этот танк лучшим на сегодня», — резюмирует Крамник.

И это не говоря про кадры, облетевшие весь мир, где горят «Леопарды», «Брэдли», или один российский танк разбивает колонну бронетехники ВСУ, состоящую из двух танков и 6 бронемашин. Правда, там был не «Прорыв», а более ранние модели, но это лишь дополняет тезис о том, что на поле боя решающим оказывается не боевая мощь, а опытность экипажа. Но также было и видео, которое облетело даже международные телеграм-каналы, на нем Т-90М после нескольких прямых попаданий и подрывов на минах продолжил бой и наступление на опорный пункт ВСУ.

«Что касается иностранных танков, то у них другой класс — у них заряжающие системы другие, танки тяжелые. Поэтому сравнивать их немного некорректно. Пока наши «семьдесят вторые» (Т-72 — прим. ред.) их жгут, и это получается хорошо», — напоминает Сергей Скоков.

Но остается вопрос с Т-14 «Арматой» — танк с необитаемой башей (что значительно увеличивает шансы экипажа выжить при попадании), усиленной защитой и современными системами — почему не увеличить его производство? Эксперты объясняют — испытания еще не проведены до конца и форсировать их пока нет смысла: во-первых, испытания нужно проводить полноценно и правильно, а во-вторых, зачем, если сейчас на поле боя хватает Т-90М «Прорыв»?

Новости партнеров

«Когда начались боевые действия, оказалось, что проект [Т-14] не готов к масштабному производству, но у нас есть Т-90М, который превосходит все то, что Украина может выставить на поле боя сама или через союзников. И в этих условия форсировать производство «Арматы» тоже не имело бы особого смысла, потому что для нее тоже нужно создать дополнительную инфраструктуру, которая обеспечит ее применение. Пока, насколько известно, какие-то опыты с боевым применением танка нового поколения были, но это единичные экземпляры, которые ездили с испытателями, поэтому как строевую машину мы ее пока не увидим», — заключает Илья Крамник.

nakanune.ru





«Саммит мира» — блеф США в сочетании с тактикой бандитского наезда

Говорят, что анонсированная на 15-16 июня мирная конференция в Швейцарии не нацелена на результат. Она как раз нацелена на результат, такой, каким его понимают...

Зачем Макрон опять заговорил о вводе войск на Украину

Выждав некоторое время, видимо, чтобы не набить оскомину своими громкими допущениями/неисключениями, Эмманюэль Макрон вернулся к своей излюбленной теме, добавив даже (понятно, что по мере...

США подбивают Азиатско-Тихоокеанский регион на большую войну с Китаем

МИД КНР выступил с решительным протестом в связи с планами США разместить в регионе до конца 2024 года ракетные комплексы средней дальности MRC (Mid-Range...

Читайте также

Они купили право хозяина…

Я знаю, что об этом говорено и переговорено. Знаю, что в чём-то повторяюсь. Но...

США подбивают Азиатско-Тихоокеанский регион на большую войну с Китаем

МИД КНР выступил с решительным протестом в связи с планами США разместить в регионе...

На Украине заявили о серьезном повреждении четырех ТЭС

Четыре теплоэлектростанции получили серьезные повреждения после взрывов на Украине. Об этом заявил украинский энергохолдинг ДТЭК. По...