ГлавноеАналитикаПариж-1937: триумф Советского Союза

Париж-1937: триумф Советского Союза

Опубликовано

Ровно 83 года назад, 25 мая 1937 года, открылась Парижская всемирная выставка, центром притяжения которой стал советский павильон. Выставка закончилась для СССР подлинным триумфом, но начаться она могла с катастрофы

«Искусство и техника в современной жизни» – под таким лозунгом проходила Парижская всемирная выставка, но СССР, Германия и ряд других стран решили, как принято сейчас говорить, использовать её в целях самопиара. Оно и понятно – деньги на выставку были потрачены немаленькие – одни павильоны влетели в ту ещё копеечку, – поэтому грех было не воспользоваться возможностью показать себя с наилучшей стороны всему миру.

Новости партнеров

Правда, в отличие от других стран, СССР это было сделать весьма непросто, так как ещё до начала выставки русская эмиграция отметилась рядом крайне враждебных выпадов в адрес советских представителей.

В одном только Париже проживало около 200 тысяч эмигрантов, многие из которых ненавидели Советскую власть, против которой не так давно сражались с оружием в руках. На этих сторонников выброшенного на помойку историю гнилого самодержавия, этой разложившейся власти воров, казнокрадов и национал-предателей все успехи молодого советского государства действовали так же, как чеснок на вампиров.

Выставка не успела открыться, а в эмигрантской прессе началось шельмование советской делегации, раздались первые угрозы, и стали появляться злобные карикатуры на советский павильон. Который – забегая вперед – вскоре получил Гран-При Парижской выставки и вызвал неподдельный восторг не только у его посетителей, но и у архитекторов с мировыми именами.

Но лучше всех о советском павильоне высказался даже не его автор – мэтр советской архитектуры Б. Иофан, а французский журналист Филипп Ламур: «Через тридцать лет, когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».

С французским журналистом трудно не согласится, потому что советский павильон авторства Б. Иофана и венчающая его скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница» стали одним из символов Парижской всемирной выставки.

Несмотря на то, что напротив советского павильона размещался монументальный павильон Германии, подавлявший всю выставку своей тевтонской мрачностью и массивностью, именно советский павильон с «Рабочим и колхозницей» был воплощением пассионарности, «радостной легкости и большой надежды», как верно подметил Филипп Ламур.

Впрочем, было немало таких, кто не разделял восторги французского журналиста и парижан, с неподдельным любопытством знакомившихся с достижениями СССР.

Новости партнеров

Если выставка закончилась для Советского Союза подлинным триумфом, то начаться она могла с катастрофы. Эмигранты не только тискали карикатуры в своих газетах и поливали помоями «большевистскую недострану», но от слов перешли к делу.

Во время возведения «Рабочего и колхозницы» один из техников находящегося по соседству испанского павильона заметил каких-то подозрительных людей, которые крутились около тросов натяжения монтажного крана, с помощью которого монтировались фрагменты скульптурной группы. Эти тросы выходили за пределы территории советского павильона и не могли контролироваться советскими рабочими. Но благодаря бдительному испанцу удалось предотвратить катастрофу – один из тросов оказался подпиленным и наверняка лопнул бы при поднятии краном очередного фрагмента скульптуры.

Это не только поставило бы под угрозу срыва возведение ключевого элемента советского павильона, но и могло бы закончиться трагически. Что неизбежно привело бы к грандиозной шумихе в прессе. А то и к скандалу с непредсказуемыми последствиями.

Как бы то ни было, советский павильон был возведен в рекордно короткие сроки и 25 мая 1937 года открыл двери перед многочисленными посетителями, став самым посещаемым павильоном выставки. Стоит отметить, что советская экспозиция вызвала удивление, если не изумление, даже у недоброжелателей СССР. Потому что они ожидали увидеть пропагандистскую развесистую клюкву, о чем заранее предупреждала эмигрантская пресса, а увидели план преобразования огромный страны.

И самое главное – результаты этих преобразований. В пяти залах советского павильона были представлены все достижения страны — от одежды, обуви до автомобилей, паровозов и макетов электростанций и станций метро.

Можно было ненавидеть Советскую власть, но нельзя было отрицать очевидное – всего через 12 лет после того, как последний интервент покинул территорию страны, СССР совершил головокружительный научно-индустриальный рывок. Такой, какой мало кто ожидал от страны с разрушенной мировой и гражданскими войнами экономикой.

Кроме того, все привыкли к выставочным павильонам царской России в стилистике «а-ля рюс», где действительно была псевдонациональная развесистая клюква, блины, икра и балалайки. И где было очень мало промышленно-технических достижений, которые воспринимались скорее как некая диковинка, внезапно обнаружившаяся в лапотной России.

Нечто подобное опять вошло в моду после 1991 года, когда выставочные средства тратились на всякую блинно-икорную мишуру и кокошники.

Новости партнеров

Советская экспозиция кардинально отличалась от царской именно своей промышленной направленностью, демонстрацией того, чего страна достигла за годы первых пятилеток. А достигла она многого, поэтому неудивительно, что на советскую экспозицию моментально пролился самый настоящий дождь из наград.

Например, Гран-При Парижской всемирной выставки получил паровоз серии ИС – самый мощный в Европе. Советский Союз смог разработать этот паровоз в начале тридцатых годов и в 1932 году запустить в серийное производство. За десять лет было выпущено 649 паровозов, и если бы не война, их выпуск продолжался бы и дальше.

Гран-При Парижской выставки получил трактор ЧТЗ С-65 «Сталинец» – первый советский дизельный трактор и первый трактор, который СССР начал экспортировать. С 1937 по 1941 год Челябинский тракторный завод выпустил более 37,6 тысяч тракторов С-65.

Для сравнения, в 2019 году все тракторные заводы РФ произвели меньше тракторов, включая трактора-иномарки, чем один только Челябинский тракторный завод выпускал тракторов в конце тридцатых годов. Это к вопросу о том, как должно выглядеть реальное, а не пропагандистское «вставание с колен».

С-65 «Сталинец». Фото с сайта tdiesel.ru

Гран-При Парижской всемирной выставки получили станции московского метро «Сокольники» и «Дворец Советов» («Кропоткинская»). Не имея абсолютно никакого опыта в строительстве метро, не зная толком, как должны выглядеть станции и как лучше организовать пассажиропоток, советские метростроители, тем не менее, удостоились Гран-При за самые первые построенные ими станции Московского метрополитена. Сразу же показав, что они взяли весьма высокую планку, и впоследствии станции московского метро не раз завоевывали Гран-При на международных выставках.

Например, через два года, на Нью-Йоркской всемирной выставке Гран-При получит станция метро «Маяковская». Но начало этой славной традиции было положено в 1937 году в Париже, где «Сокольники» и «Дворец Советов» выиграли первые награды на выставках такого уровня.

Удостоился Гран-При в Париже и знаменитый в Новосибирске «Стоквартирный дом», автором проекта которого был известный советский архитектор Андрей Крячков. Казалось бы, незаурядной и смелой архитектурой французов удивить сложно, обычно они сами привыкли удивлять весь мир, но детище А. Крячкова вызвало в Париже если и не восхищение, то уж точно уважение к смелому и неординарному проекту.

 «Стоквартирный дом». Фото Михаила Пермина с сайта vn.ru

«Сталинский ампир» — презрительно скривят губы ненавистники всего советского, как ни странно, мечтающие жить не где-нибудь, а именно в сталинских высотках. Точно так же готовы были кривить губы и ухмыляться над достижениями Советского Союза представители белой эмиграции, но, как впоследствии признавали многие из них, особенно те, кому тогда было не особо много лет, увиденное в советском павильоне многих заставило взглянуть на СССР совсем под другим углом.

Оказалось, что многое из белоэмигрантской пропаганды не просто не соответствует действительности, а является откровенной ложью. Оказалось, что у СССР есть такие достижения, которыми не стыдно гордиться и в Европе, причем это такие достижения, которые вряд ли были бы возможны в царской России.

Оказалось, что в Советском Союзе не только выпускают автомобили, паровозы, комфортабельные мягкие вагоны (ещё один Гран-При), но и снимают хорошие фильмы, например, «Чапаев», получивший свой Гран-При. Да и советское искусство – это не только рисование бесхитростных революционных плакатов, а и выдающиеся картины. Свидетельством чего служит картина художника А. Герасимова «После дождя», также получившая Гран-При в Париже.

 «После дождя». Художник А.М. Герасимов. 1935 год. Фото с сайта pinterest.ru

Из Парижа советская делегация уезжала с богатейшим урожаем: 95 Гран-При и 70 золотых медалей, а всего – 270 наград. Абсолютный рекорд выставки.

Впрочем, ничего удивительного тут нет, ведь СССР изначально создавался страной, претендовавшей только на высшие награды, будь то спорт, культура да и все остальное тоже. СССР можно было любить или нет, но что в 1937 году в Париже, что в 1939 в Нью-Йорке, что в 1958 году в Брюсселе — вряд ли у кого-нибудь повернулся бы язык назвать Советский Союз страной-дауншифтером. Что мы слышали не так давно в адрес РФ, причем не от какого-нибудь польско-украинско-прибалтийского махрового русофоба, а от одного, далеко не последнего в стране человека.

Память о триумфе на Парижской всемирной выставке, к счастью, сохранилась на века. Во всяком случае, в это хочется верить. Культовая скульптурная группа В. Мухиной «Рабочий и колхозница», как и раньше, стоит на ВДНХ, а так восхищавшая всех в Париже карта СССР площадью 26 кв.м. и весом 3,5 тонны, изготовленная из драгоценных и полудрагоценных камней, в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Эта уникальная карта-мозаика получила Гран-При в Париже в 1937 году и золотую медаль в Нью-Йорке два года спустя и в настоящее время является одним из сохранившихся до наших дней материальных свидетельств советского триумфа 83-летней давности.

В музеях сохранились и паровозы серии ИС, и трактора С-65 «Сталинец», также получившие Гран-При в Париже, а в Третьяковской галерее экспонируется ставшая чрезвычайно известной после попадания во многие школьные учебники картина А. Герасимова «После дождя». В общем, наследие Советского Союза и память об успехах страны в Париже живы до сих пор.

Паровоз ИС. Фото с сайта wikimedia.org

В этой связи хочется задать сам собой напрашивающийся вопрос – а что может привезти РФ на выставку, аналогичную тем, что проводились в 1937 году в Париже или 1958 году в Брюсселе?

«Натурализованный» поезд «Сапсан» разработки концерна Siemens? Новейший грузовик КАМАЗ с кабиной от Mercedes-Benz Actros образца 2012 года? Собранный в бывших цехах завода АЗЛК французско-румынский бюджетник Renault Logan? Или собранный в Петергофе, на улице Карла Сименса, холодильник Bosch? Может, робота Фёдора или какой-нибудь выдающийся фильм, скульптуру или картину?

Хотя зачем всё это, ведь со времен царя-батюшки есть давно проверенный «формат» – павильон в стиле «а-ля рюс» с балалайками, икрой, водкой и блинами. А всякие там грузовики да холодильники с поездами пусть китайцы привозят.

Правда, 12 миллионов посетителей, как на всемирной выставке в Монреале 1967 года, вряд ли стоит ожидать при таком формате павильона, но у нас давно уже исповедуется олимпийский принцип – главное не победа, а участие.

Ну, а если серьезно, то всем тем, кто любит смачно плюнуть в советское прошлое и в своих предков, может, стоит ещё раз попытаться трезво посмотреть на то, что было и что стало? И если при этом удастся избежать традиционного желудочно-мозгового перекоса в сторону колбасы и туалетной бумаги, то даже дураку станет всё понятно и ясно. Что величие СССР определялось хотя бы тем фактом, что он не закупал немецкие «Сименсы-Сапсаны», а сам производил лучшие для своих лет паровозы. То же самое относится и к другим областям, и отрицать это глупо.

Хотя, как показывает жизнь, даже ношение намордников не всегда приводит к просветлению в мозговых тучах. Многие, даже задыхаясь в намордниках, продолжают плевать в советское прошлое, не замечая ничего остального. Того, что заметили французы и часть русских эмигрантов в Париже в далеком 1937 году.

km.ru





Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Западные – и незападные – эксперты продолжают осмыслять «русское чудо», то есть причины, по которым экономика России не рухнула под гнетом самых мощных в...

К чему ведет прорыв российских войск в Очеретино

Поступают сообщения о том, что российские войска близки к освобождению Очеретино – одной из ключевых позиций обороны ВСУ западнее Авдеевки. Этот район служил ВСУ...

Уничтожение харьковской телевышки создало для ВСУ ряд проблем

Российские военные в понедельник уничтожили телевышку в Харькове. По словам экспертов, ВСУ давно превратили гражданский объект в военный, установив на него системы связи ПВО...

Читайте также

Вашингтон оживил зомби по кличке Украина ещё на год

Состоявшееся без особых сюрпризов голосование в Палате представителей США (вряд ли они возникнут и...

Ростислав Ищенко: Даже если ВСУ проскрипят еще до февраля, США найдут им замену в Молдавии или Прибалтике

Сейчас русофобская вакханалия в Прибалтике — это провокация, направленная против России для того, чтобы...

Операция «Харьков»: 2 сценария крупного наступления наших войск, после которого фронт рухнет

На минувшей неделе стало ясно, что активные боевые действия могут развернуться там, где их...