ГлавноеАналитика«Застой» против «стабильности» - 2

«Застой» против «стабильности» — 2

Опубликовано

Это покажется удивительным, но известный во всем мире производитель галош — СССР — выпустил в 1980 году, в самый разгар брежневского «застоя», 2 199 300 автомобилей и автобусов

Спрашивается – кому верить? Вот берешь в руки «Краткий автомобильный справочник» (Москва, издательство «Транспорт» 1982 г) и там черным по белому написано, что в СССР помимо галош, оказывается ещё выпускали автомобили. И не просто выпускали, а «в 1937 году СССР по производству автомобилей вышел на четвертое место в мире, а по выпуску грузовых машин опередил Англию, Францию и Германию, заняв первое место в Европе и второе в мире».

Новости партнеров

Поклонники царской России, «которую мы потеряли», и где собственного автопрома не было от слова «совсем», если не считать отверточную сборку «Руссо-балтов» из иностранных комплектующих и в смешных количествах, сразу же скажут, что весь автопром СССР создали американцы.

Действительно, в начале тридцатых годов концерн Ford немало способствовал развитию советского автопрома, построив завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. И не будем отрицать очевидное – именно благодаря партнерству с Ford генсек И.В. Сталин произнес знаменитую фразу «У нас не было автомобильной промышленности, теперь она есть у нас».

Если посмотреть на приведенную таблицу, то видно, что именно в 1932 году СССР превратился в автомобильную страну, выпустив почти 24 тысячи автомобилей, против 4005 годом ранее.

Наверное, Сталин мог бы позволить американцам и без покупки лицензий у Ford заниматься автомобилизацией СССР, как это было сделано во многих странах, включая «стабильную» Россию в начале нулевых годов. Но вождю требовался собственный автопром, выпускающиё всё – от винтика и щетки стеклоочистителя, до восьмицилиндрового двигателя.

Ведь он тогда уже прекрасно понимал, что «партнёрам» сильно доверять не стоит и что страну впереди ждут серьезные испытания, поэтому рассчитывать надо исключительно на свои силы. Вот почему Ford передал свои технологии советской стороне, получил за это хорошие деньги и дальше пути-дорожки американского концерна и СССР разошлись на несколько десятилетий.

К сожалению, в «стабильной» России всё было сделано с точностью до наоборот: Ford, а также другие американские, европейские, японские, корейские, а теперь уже и китайские автопроизводители стали «осваивать» российский авторынок, фактически угробив отечественную автомобильную промышленность. И теперь уже впору перефразировать сталинскую фразу – у нас был свой автопром, его у нас нет теперь.

Новости партнеров

Если быть точнее, то у нас не осталось отечественного производителя легковых автомобилей кроме Ульяновского автозавода и диковинного Aurus. Впрочем, последнюю премиальную марку автопроизводителем на сегодняшний день можно считать условно, так как ей не выпущено и полсотни автомобилей.

Что касается АвтоВАЗа, то Тольяттинский автозавод на 68% принадлежит концерну Renault, который в годовой отчетности все последние годы указывает бренд Lada как дочерний, а все выпущенные в Тольятти и Ижевске машины заносит себе в актив. То есть, французский концерн фактически является полновластным хозяином АвтоВАЗа, вот почему некорректно относить его к российскому автопрому.

Скорее уж к российскому автопрому можно отнести калининградский завод «Автотор», правда, всю свою историю он занимается сборкой иномарок и никогда не выпускал модели собственной разработки. В общем, российский легковой автопром странный предмет – он вроде и есть, но его как бы нет.

Если обратиться к цифрам, то выяснится одна любопытная деталь. В 2019 году в России было выпущено около 40 тысяч легковых автомобилей – 38 892 УАЗа и несколько штук Aurus. Это больше, чем в 1948 году, но почти на пять тысяч меньше, чем в 1949.

То есть, по количеству выпущенных собственных легковых автомобилей Россия откатилась на семьдесят (!) лет назад. Поразительный результат…

Это и есть та самая цена, заплаченная страной за все те «реформы», что проводятся с начала девяностых годов. Даже в послевоенном СССР, с мизерным покупательным спросом обедневшего после войны населения, с его разрухой и талонами, собственных легковых автомобилей производилось больше, чем в России эпохи «стабильности».

Ещё одна цифра для сравнения: АвтоВАЗ хоть и принадлежит Renault, но до сих пор подавляющим большинством российских граждан воспринимается как отечественный автопроизводитель. В 2019 году АвтоВАЗ реализовал 326 356 автомобилей, что почти в два раза меньше, чем в 1974 году (660 тыс).

Спрашивается, что же за «застой» такой странный был, что 45 лет назад Тольяттинский автогигант выпускал столько автомобилей, сколько общими усилиями сегодня не могут выпустить АвтоВАЗ и принадлежащий ему Ижевский автозавод?

Новости партнеров

Если посмотреть всё в ту же таблицу, то, на первый взгляд, сравнение будет не в пользу брежневского Советского Союза. В 1980 году выпущено 1 млн 327 тыс легковых автомобилей, а в РФ в 2019 году продано 1,76 млн машин. Но чьи это машины? Правильно, иностранных автопроизводителей, что автоматически означает ушедшую за рубеж выручку. И новые рабочие места – опять-таки за границей – оплачены за счет российских автомобилистов.

По всему миру разлетелись российские миллиарды долларов, заплаченные за шины, стекла, аккумуляторы, двигатели, коробки передач, электрику и прочие комплектующие, из которых состоит иномарка. Даже казалось бы наш родной УАЗ Патриот и тот оказался с такой долей импортных комплектующих, что патриотом его называть сложно.

Если сравнить количество запущенных в производство в годы «застоя» моделей советских автомобилей и сравнить их с российскими автомобилями эпохи «стабильности», то сравнение будет не в пользу последней.

В СССР с 1964 по 1982 год заводами ГАЗ, АЗЛК, ИЖ, ВАЗ, ЗиЛ, УАЗ, ЗАЗ, ЛуАЗ и РАФ было начато производство 26 моделей легковых автомобилей. В России за двадцать лет эпохи «стабильности» заводами ВАЗ, ГАЗ, УАЗ было освоено 15 моделей. Приплюсуем сюда две модели штучных спорткаров Marussia и добавим один седан Aurus Senat, хотя ни Marussia, ни Aurus некорректно называть серийными автомобилями.

Как видно, «застойный» СССР полностью превосходит «стабильную» РФ по количеству поставленных на конвейер моделей. И ведь могли в брежневские времена как-то обходится без рекрутированных на Западе управленцев и прочих «эффективных менеджеров», эффективно протирающих штаны и бесперебойно получающих многомиллионную зарплату, бонусы и «золотые парашюты». Об их «эффективности» лучше всего говорят разгромленный ЗиЛ, уничтоженные АЗЛК и Серпуховский автозавод и проданный французам АвтоВАЗ.

За 29 лет, прошедших с момента развала СССР, на многое открылись глаза и очень многое стало видеться не так, как каких-нибудь 10-15 лет назад.

Во-первых, стало предельно ясно, что повторить научно-промышленные достижения СССР, как и многие другие, никогда не удастся. Во-вторых, развалив вторую экономику мира и отдав страну во власть «волшебной» руки рынка, выяснилось, что эта рука может только мертвой хваткой вцепиться народу в горло и больше ничего. Она практически не создает новых крупных производств, новых наукоемких производств и уж тем более не создает миллионы рабочих мест.

Зато очень эффективно душит старые производства, снося их до основания и возводя на их месте торговые центры. А трудовые коллективы не менее эффективно вышвыривает на улицу, плодя нищету.

И в-третьих, оказалось, что никому в мире не нужны произведенные в РФ товары. Вот советские товары покупали охотно, даже автомобили Москвич-408 и 412, сборка которых была налажена в Бельгии и Болгарии, и половина тиража которых уходила на экспорт.


Автомобили Москвич-408 для полиции Хельсинки. 1965 год

Сейчас кто-нибудь может себе представить сборку российских автомобилей в Бельгии? Нет, представить это сложно, если вообще возможно. Бельгийцы вряд ли тронутся умом и начнут собирать УАЗы, а ничего другого у нас и нет. Собирать УАЗы не согласятся даже болгары, которые полюбили китайских автопроизводителей и разрешили им строить автозаводы в Болгарии.

Ещё каких-то 15 лет назад казалось, что мы находимся в общемировом тренде, играем по глобальным капиталистическим правилам, волшебная рука рынка всё отрегулирует и у нас появятся как новые автомобильные марки, так и новые самобытные отечественные автомобили и ведь действительно – такие попытки были.

Вспомним и вышеупомянутую Marussia и распиаренный проект Ё-мобиля, но… Теперь над собственной наивностью можно только горько смеяться. Нас тридцать лет кормили тоннами развесистой клюквы, обещая и вхождение в европейский общий дом, и европейский уровень жизни, и миллионы новых рабочих мест, и много чего ещё, но всё это были насквозь лживые байки из либерального склепа, за которыми вполне определенно проступали все атрибуты и черты страны третьего мира — сырьевого придатка, в которую новые хозяева жизни целенаправленно превращали Россию, начиная с девяностых годов.

Многие успели позабыть, но не так уж и давно нам была обещана в 2020 году средняя зарплата в 2700 долларов, стометровые квартиры и прочие фантастические «плюшки».

Но реальность оказалась таковой, что после пенсионной «реформы», роста цен на ЖКУ, увеличения НДС и появления всё новых и новых налогов, при падающих шестой год доходах, дорогого Леонида Ильича, казалось бы, напрочь позабытого много десятилетий назад, вспоминают сейчас очень тёплыми словами. Потому что в его эпоху уровень благосостояния граждан стабильно рос и это была измеряемая в рублевом эквиваленте реальность, а не пропагандистские завывания из телевизора, о грядущих сказочных «прорывах».

Но самое главное, всё чаще и чаще граждане отказываются понимать, почему брежневскую эпоху обозвали «застоем»? И ту ли эпоху назвали «застойной»?

Если посмотреть на приведенные выше цифры, то любому станет ясно, что однозначно не ту. Да и здравый смысл подскажет, что правильнее называть застойной ту эпоху, когда годами ничего не меняется и впереди не видать не единого просвета на десятилетия вперед. Если только ты не олигарх или высокопоставленный чиновник.

Кроме автомобильной, можно было бы сравнить и другие отрасли «застойного» брежневского СССР и «стабильной» России, вот только и так предельно ясно, в чью пользу эти сравнения закончатся.

Брежневский Советский Союз проиграет в одни ворота по количеству сортов туалетной бумаги, но совершенно точно выиграет по количеству фабрик, заводов, уровню науки, качеству образования, здравоохранения и «весу» в мире.

Другое дело, что кому-то это не важно, главное – чтобы всегда под рукой была туалетная бумага и желательно розовая и двухслойная.

km.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Фатальный провал США скажется на морском соперничестве с Китаем

Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды....

Трамп начал давить киевский режим вместе с Путиным: Европа на очереди

Россия и США решили договариваться через украинские и европейские головы Установленный Трампом срок для принятия...

Мягкая перезагрузка киевского режима. С чем Уиткофф едет в Москву

Судя по всему, самая главная новость по итогам прошедших в США переговоров — это...