«Застой» против «Стабильности»

Поделиться

km.ru

Когда эпоху дорогого Леонида Ильича обзывают «застойной», неплохо бы сравнить её с аналогичной по продолжительности эпохой «стабильности»

С момента распада СССР прошло почти тридцать лет. Выросло и успело повзрослеть целое поколение граждан, которое не застало советскую эпоху и имеет о ней весьма смутное, да ещё и сильно искаженное представление. За это персонально надо благодарить тех, кто без устали промывал мозги населению, начиная с перестроечных времен, обильно поливая грязью прошлое великой страны.

Вместе с тем, постсоветский период всячески пытаются представить как эпоху «обновления и возрождения» страны, отказа от мрачного тоталитарного прошлого, зашкаливающей несвободы и тотального дефицита.

Всячески насаждается мысль, что только после 1991 года наш человек задышал полной грудью и больше не унижался стоянием в очередях за жвачкой, сигаретами и джинсами.

Неоднократно приходилось слышать восторженные возгласы касаемо прекрасного настоящего, типа: «посмотрите как народ зажил, все дворы иномарками заставлены», «россияне не вылезают с египетских и турецких курортов», «в магазинах изобилие» и т.д. При этом упорно проводятся параллели с исчезнувшей страной тридцатилетней давности, а СССР сознательно отказывается в праве на развитие и перемены.

Словно Советский Союз, сохранись он до наших дней, так и застыл бы, окаменел бы на уровне конца восьмидесятых годов. Хотя любому ясно, что этого быть не может, так как исторический процесс необратим. Достаточно посмотреть хотя бы на кардинально изменившийся за прошедшие тридцать лет Китай.

Вне всякого сомнения, СССР изменился бы за эти десятилетия, и остается только гадать, как на его фоне выглядела бы нынешняя «стабильная» Россия. Хотя чего тут гадать? Несмотря на то, что история не знает сослагательного наклонения, можно с уверенностью сказать, что выглядела бы она неважно. Хотя бы потому, что СССР был величайшей в мире индустриальной державой, а вот про РФ такого не скажешь.

Нынешнюю Россию по многим показателям даже к индустриальным середнякам отнести сложно. Это прекрасно знают и понимают творцы той самой «стабильности», поэтому не упускают случая лягнуть СССР, на полном серьёзе утверждая, что Советский Союз ничего кроме галош не выпускал. Давно известный приём – если не можешь переплюнуть, остаётся только оплевывать.

Разумеется, каждый имеет право на свою точку зрения, но существуют факты, против которых не попрёшь. Их, конечно, тоже можно извратить, но если сравнивать брежневский восемнадцатилетний «застой» с двадцатилетней эпохой «стабильности», то как ни извращай факты, а выдать черное за белое не получится. В силу того, что просто невозможно запрятать под ковер и принизить масштаб брежневской эпохи.

Можно проводить много сравнений, сопоставляя те или иные области, но лучше всего остановиться на авиационной промышленности. Потому что только страна с развитой авиационной промышленностью имеет право претендовать на звание промышленно развитой страны.

Ведь авиационная промышленность — это не только сборка из комплектующих самолета или вертолета, но и развитая цепочка поставщиков, эти самые комплектующие производящая.

При желании собрать самолет можно и в Африке, хоть посреди пустыни, если туда доставить все необходимые детали и обучить туземцев азам сборки. Но вот разработать самолет и снабдить его собственными комплектующими вплоть до настоящего времени могли лишь несколько стран в мире, и СССР входил в их число, а вот Россия, увы, уже не входит.

Подтверждением этому служат самолеты Суперджет-100 и МС-21, которые оснащаются импортными двигателями, авионикой и прочими иностранными комплектующими.

Чтобы понять, насколько бледно Россия эпохи «стабильности» выглядит по сравнению с «застойным» брежневским СССР, достаточно посмотреть, сколько было выпущено типов летательных аппаратов в Советском Союзе с 1964 по 1982 год, и сколько выпущено даже не в эпоху «стабильности», а за всё постсоветское время.

То есть сравним брежневские 18 лет с 29 постсоветскими годами.

Начнем с того, что в СССР были мощнейшие конструкторские бюро. Некоторые из них являлись уникальными, и даже американцы со многими из них не могли соперничать.

Например, КБ Туполева, которое в брежневскую эпоху разрабатывало пассажирские лайнеры, бомбардировщики, истребители (это не оговорка) и разведывательные беспилотники.

Дабы не быть голословным, стоит перечислить все те самолеты, что выпустила туполевская фирма в годы «застоя». Гражданский флот летал на массовых самолетах Ту-134 (1966 г) и Ту-154 (1972 г.)

Также был разработан первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер Ту-144, поднявшийся в воздух в 1968 году. Военно-воздушные силы получили от КБ Туполева тяжелый перехватчик Ту-128 (1965 г) и бомбардировщик Ту-22М (1976 г).

КБ Илюшина разработало лайнер Ил-62 (1967 г), первый в отечественной истории широкофюзеляжный лайнер Ил-86 (1980) и использующийся до сих пор транспортный самолет Ил-76 (1974).

КБ Яковлева разработало и поставило «на крыло» два пассажирских самолета Як-40 (1966) и Як-42 (1980), учебно-тренировочный Як-52 (1979) и палубный штурмовик Як-38 (1977).

Ныне находящееся вна Украине КБ Антонова отвечало в СССР в основном за разработку военно-транспортных самолетов и в годы «застоя» разработало следующие самолеты: Ан-22 (1969), Ан-26 (1973), Ан-72 (1982), и формально к эпохе дорогого Леонида Ильича можно отнести Ан-28, который разрабатывался с 1969 года, но начал эксплуатироваться только в 1984 году.

КБ Бериева отметилось одной летающей лодкой Бе-12 (1965).

Производитель легендарных «мигов» — КБ Микояна — выпустило истребители МиГ-23 (1969), МиГ-25 (1976) и МиГ-31 (1981), а КБ Сухого разработало истребитель Су-15 (1965), фронтовой бомбардировщик Су-24 (1975) и штурмовик Су-25 (1981).

Подводим итоги и видим, что с 1965 по 1982 год в эксплуатацию поступили 12 гражданских самолетов, причем речь идет только о полностью оригинальных разработках, а не о модификациях выпущенных при Хрущеве машин.

В РФ с 1991 года и по 01.01.2020 года в эксплуатацию принят всего один разработанный за этот период ближнемагистральный лайнер Суперджет-100 и 0 (ноль) транспортников.

Если брать ВВС, то в СССР было принято на вооружение 11 типов самолетов, а в РФ всего два: истребитель Су-57, единственный серийный экземпляр которого недавно разбился, и учебно-боевой Як-130.

Как видно из вышеназванных цифр, выпускающий галоши Советский Союз разрабатывал самолеты в разы интенсивнее, чем Россия. А уж по количеству выпущенных самолетов сравнивать СССР и РФ просто смешно. Здесь преимущество Советского Союза не подавляющее, а раздавляющее, что дает полное право считать «застойный» брежневский СССР ведущей мировой авиационной державой.

Чуть лучше позиция РФ выглядит по вертолетам.

В СССР с 1964 по 1982 год были разработаны вертолеты Ка-25 (1971), Ка-26 (1969), Ка-27 (1981) и Ми-2 (1965), Ми-8 (1965), Ми-24 (1972) и Ми-26 (1980). В России были разработаны вертолеты Ансат, Ми-28 и Ка-52.

Хотя если «поскрести» Ми-28, то выяснится, что разрабатываться он начал еще в 1982 году, то есть при Брежневе. Ка-52 является развитием советского вертолета Ка-50, который впервые поднялся в воздух, опять таки при Леониде Ильиче. Так что единственным полноценно российским является только Ансат.

Можно вспомнить ещё Ка-62 и Ми-38, но пока что непонятно, насколько корректно относить эти два вертолета к серийным? Впрочем, оба они родом из СССР, так что записать их в актив российским авиационным «эффективным менеджерам» сложно. Особенно учитывая тот факт, сколько десятилетий они пытаются освоить производство этих вертолетов, которые должны были полететь ещё лет двадцать назад, не случись горбачевская перестройка и всё то, что за ней последовало.

Если кто-то думает, что у нас только авиационная отрасль стала бледной тенью советской, то он сильно ошибается. Всё то же самое можно сказать и про всё остальное, за исключением добычи углеводородов – вот в выкачивании недр который год действительно наблюдается удивительная стабильность.

Трубопроводы теперь тянутся из РФ и на запад к европейским «партнёрам», и на юг к турецким друзьям, и на восток к китайским товарищам А чтобы сподручнее было транспортировать сжиженный газ с Севера, ударно строятся ледоколы. Впрочем, ударно – это в понимании нынешних «эффективных менеджеров», а по советским меркам – черепашьими темпами.

Взять хотя бы ледокол с говорящим названием «Виктор Черномырдин». Корабль был заложен в 2012 году и хотели как лучше – ввести его в строй в 2017 году – но получилось как всегда. Сдача ледокола в срок сорвалась сначала из-за размолвок с поставщиками фрагментов надстройки, а затем на ледоколе случился пожар. Как говорится, никогда такого не было — и вот опять.

В результате всех этих неурядиц ледокол войдет в строй весной текущего года, хотя должен был, как минимум, сделать это на два года раньше. На всё про всё ушло долгих восемь лет, что не гарантирует, что эксплуатация «Виктора Черномырдина» будет безоблачной и не потребуется его «доводить до ума».

В брежневском СССР за такие сроки строили авианесущие корабли водоизмещением в два раза больше «Черномырдина». Например, авианесущий крейсер «Новороссийск» был заложен в 1975 году и вступил в строй в 1982 году, а его однотипный собрат «Киев» был построен за пять лет, «Минск» – за семь.

Ещё более крупный авианосец — «Адмирал Кузнецов» — был построен за девять лет, но надо учитывать, что достраивался он, по сути, в развалившейся стране, доведенной «прорабами перестройки» до полукоматозного состояния.

Можно было бы провести сравнения космической отрасли, автопрома, станкостроения, сельхозмашстроения, электронной промышленности, но везде РФ эпохи «стабильности» проиграет «застойному» не СССР даже, а РСФСР, что называется, в одну калитку с разгромным счетом. И точно с таким же разгромным счетом советские инженеры, конструкторы и ученые – Туполев, Илюшин, Антонов, Королев, Челомей, Янгель, Курчатов и пр. — проиграют нынешним «эффективным менеджерам» по личному благосостоянию.

Если даже в сытую эпоху Леонида Ильича советская научно-конструкторская элита жила достаточно скромно, то нынешние «эффективные менеджеры», не создавшие и десятой части того, что создавали их великие предшественники, живут, как звёзды Голливуда, мирового спорта и эстрады. В огромных особняках, имеют по несколько квартир, а личные дорогие иномарки вообще считать не принято.

Есть и ещё один момент, кардинально отличающий эпоху «застоя» от эпохи «стабильности». Все выпущенные в СССР самолеты и вертолеты являлись интеллектуальной собственностью Советского Союза, а всё тот же Суперджет-100, хоть и выпускается в РФ, может экспортироваться ограниченно. Например, в тот же самый Иран его нельзя поставлять, потому что западные «партнёры» запретили.

Точно такая же ситуация будет и с грядущим лайнером МС-21, на котором установлены американские двигатели. В отдаленной перспективе должен появиться МС-21 с российскими двигателями ПД-14, но когда этот самолет сертифицируют – одному Богу известно.

Но запрет на поставки в «неправильные» страны — это ещё полбеды. В случае ухудшения международной обстановки против России могут ввести новые санкции, и если к ним присоединится французская фирма Snecma, выпускающая двигатели SaM146 для Суперджета-100, то его производство тут же остановится.

Точно так же оно остановится, если к санкциям присоединится американская компания B/E Aerospace, поставляющая «Гражданским самолетам Сухого» кислородную систему и детали интерьера. Конечно, всё это в теории можно импортозаместить, только сколько на это уйдет времени и средств?

А вот Советскому Союзу никто не смог бы запретить поставлять свои самолеты и вертолеты в любую страну. Потому что все они были практически на 100% изготовлены из советских комплектующих, включая двигатели. Но после того, как в начале девяностых годов «новой и возрожденной» Россией был взят курс на сближение с западными «партнёрами», национальное авиастроение стремительно деградировало, что и привело к тому, что даже разработанный в России Суперджет-100 может поставляться только в те страны, в какие нам разрешат.

Довести мировую авиационную сверхдержаву до статуса полуколонии, которой диктуют условия извне – это надо было очень постараться.

И что самое удивительное, этот невиданный в мировой истории позор ещё выдается за достижение.

Дескать, наконец-то Россия получила современный самолет, соответствующий всем международным стандартам. Можно подумать, что раньше в СССР эксплуатировали исключительно летающие не сертифицированные галоши, сделанные умельцами «на коленке» в гараже.

Впрочем, история неотвратимо всё расставляет по своим местам. Теперь над эпохой «застоя» потешаются исключительно слабоумные и тяжело контуженные антисоветчиной товарищи.

Ведь если человек всерьез считает, что один выпущенный за тридцать лет Суперджет-100 является более выдающимся достижением, чем Ту-154, Ту-144 и Ил-86, то ему не поможет даже видавший виды психиатр, излечивший за свой век десяток Наполеонов.

К сожалению, подобного рода шизофрения долгие годы преобладала в нашем обществе, да и сейчас никуда не делась. Достаточно послушать рассуждения «эффективных менеджеров», после чего о будущем страны можно не беспокоится. Его попросту не будет, когда такие люди в стране «стабильной» есть. Как не будет и Россия в обозримой перспективе ведущей мировой авиационной державой, каким был когда-то «застойный» брежневский СССР.

km.ru


Поделиться

Читайте также

Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Новости партнеров