ГлавноеМненияУкраина. Тайна двух Ф...

Украина. Тайна двух Ф…

Опубликовано

АВТОР: None

Несмотря на все заявления киевских властей, Украина выбирает не между федерализацией и унитаризмом, а между федерализацией и феодализацией.

Выступая несколько дней назад перед студентами Черниговского национального педагогического университета, Петр Порошенко сказал: «Я сказал, друзья, я не боюсь. Я готов в любое время вынести эти вопросы на референдум, и украинский народ сторонникам второго государственного языка и сторонникам федерализации, скажет свое решительное нет». Президент Украины заявил о своей уверенности в том, что его поддерживает более 80 процентов граждан страны.

Новости партнеров

Практически то же самое Порошенко говорил и в феврале этого года, выступая на Международном экономическом форуме в Давосе. Но и тогда, и теперь сторонников федерализации в Украине шельмуют как «сепаратистов» и обвиняют в «посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Но если действительно подавляющее большинство избирателей поддерживают унитарное устройство Украины – проведите референдум, и дело с концом? Тем более что и коллега Порошенко по коалиции премьер Арсений Яценюк выступает за принятие положений новой Конституции Украины на референдуме.

Однако в Украине, где еще со времен Януковича невозможно провести местный референдум, скоро и право на референдум всеукраинский может исчезнуть. Еще 1 декабря 2014-го 57 народных депутата (из коалиционных фракций «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Самопомич» и «Батькивщина», а также внефракционные) подали в Конституционный Суд представление об отмене закона о всеукраинском референдуме. А 11 февраля 2015-го комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту принять поданный коалицией законопроект, который отменяет действующий закон о референдуме. Об этом с радостью сообщил многолетний руководитель Комитета избирателей Украины, а ныне нардеп от БПП Александр Черненко.

А ведь сама независимая Украина состоялась после референдумов 1 декабря 1991-го. Да, именно во множественном числе: в этот день, кроме Всеукраинского референдума о независимости, прошли два областных референдума – в Закарпатской и Черновицкой областях. В Закарпатской области тогда 78,6% избирателей утвердительно ответили на вопрос «Желаете ли Вы, чтобы Закарпатье получило статус специальной самоуправляемой территории как субъекта в составе независимой Украины и не входило ни в какие иные административно-территориальные образования?». Явка на областном референдуме составила 82,7% населения. В Черновицкой области требования были скромнее – там на региональном референдуме подавляющее большинство (89,3% избирателей при явке 87,7%) проголосовали за «предоставление области статуса территории наибольшего благоприятствования внешнеэкономической деятельности».

Оба референдума состоялись под давлением региональных элит Закарпатья и Буковины, которые в противном случае «не гарантировали» приемлемых для Киева результатов референдума всеукраинского.

Но в декабре 1991-го центральные власти Украины не запретили плебисциты в Закарпатской и Черновицкой областях еще и потому, что весной того же года без проблем состоялись областные референдумы в трех областях Галичины. 17 марта 1991-го, одновременно с Всесоюзным референдумом о сохранении СССР, в Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях избиратели отвечали на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Украина стала независимым государством, которая самостоятельно решает все вопросы внутренней и внешней политики, обеспечивает равные права гражданам, независимо от национальной и религиозной принадлежности?». «Да» сказали 88,3% галичан.

Если в 1991-м Киев еще позволял регионам «вольности», то с каждым годом существования независимой Украины ее устройство становилось все более централизованным. Это вызвало протесты уже на Востоке Украины, и 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях прошел объявленный областными советами «Совещательный опрос», первым вопросом которого был «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?» «Да» ответили 76,69% избирателей, «против» – 15,02%, явка на опросе составила более 72% жителей двух областей. Однако результаты этого опроса на Донбассе, как и референдумов 1991-го на Закарпатье и Буковине, центральные власти Украины проигнорировали.

Ныне ситуация отличается от начала 1990-х, причем в худшую сторону. С 2012 года местный, в том числе областной, референдум в Украине провести невозможно – нет соответствующего закона. То, что подобные референдумы упоминаются в Конституции, имеющей прямое действие – для властей значения не имеет.

Новости партнеров

В ближайшем будущем та же участь ожидает и закон о всеукраинском референдуме – после референдумов 2014-го в Крыму и на Донбассе Киев ликвидирует любые возможности прямой демократии. Только теперь он боится не национальных меньшинств в Западной Украине, как в 1991-м, а региональных элит индустриальных областей Юго-Востока страны. Ведь что такое требующие автономии 160-тысячная венгерская или даже полумиллионная румыно-молдавская общины по сравнению с ФПГ Игоря Коломойского?

Ведь если Игорь Валериевич захочет провести в подконтрольных ему Днепропетровской, Одесской и ряде соседних областей референдум о федерализации, то миллионы вкладчиков «ПриватБанка» и зрителей телеканала «1+1» обеспечат олигарху нужный результат. Другой вопрос, что олигарха интересует не Украина, состоящая из равноправных федеральных субъектов, а создание личного феодального образования, которое диктовало бы свою волю всей остальной Украине. А какой она при этом будет формально – унитарной, федеративной, конфедеративной – об этом пусть фантазирует Порошенко перед студентами.

Олег Хавич, 

аналитик, эксперт по вопросам региональной политики Украины

polemika.com.ua





Владислав Шурыгин. Лучшее средство от американского высокомерия

Спикер Палаты представителей США Майк Джонсон, ближайший соратник Трампа: «Я делаю то, что в глубине души считаю правильным. Считаю предоставление Украине летального оружия критически важным....

Александр Дугин. Кто сбивает Россию с курса на Победу

Мы только-только начинаем переламывать ситуацию на Украине в свою пользу. Эффективные удары по энергетике, уверенное, хотя и не слишком быстрое, но продвижение вдоль линии фронта,...

Как и ожидалось — России её ЗВР не вернут никогда

Страны G7 не смогли прийти к согласию по использованию замороженных российских активов, в том числе их конфискации для помощи Украине. В совместном заявлении по...

Читайте также

Юрий Котенок: Россия долго запрягает в этой войне

Военкор, главред изданий "Сегодня.ру" и "Аналитическая служба Донбасса" Юрий Котенок был одним из немногих...

Иранский удар по Израилю загнал Нетаньяху в цугцванг

Удивительная ситуация: практически весь мир призывает Израиль не отвечать на иранский удар, потому что...

Атака Ирана на Израиль стала постановкой Салтыкова-Щедрина

В выходные на Ближнем Востоке давали постановку Салтыкова-Щедрина про медведя на воеводстве, от которого...