ГлавноеАналитикаРоссии, несмотря на западную "изоляцию", есть на кого опереться в мире

России, несмотря на западную «изоляцию», есть на кого опереться в мире

Опубликовано

АВТОР: None

Расхожим выражением стали известные слова Александра III о том, что единственными союзниками России являются ее армия и флот. Учитывая, сколько раз нашу страну предавали только в XX и XXI вв., о чем я написал в статье «Забыл он клятву роковую…», эти слова не кажутся и сейчас преувеличением. Но если быть справедливым, у России всегда были друзья, и сейчас есть, которые вольно или невольно, т.е. в силу обстоятельств, поддерживают нашу страну, рассчитывая на взаимность. Вопреки широко распространенной либеральной версии, а если быть точнее, западной, Российская Федерация не находится в изоляции. И не принадлежит к оси зла, кругу ужаса, квадрату тоталитаризма и даже к Бермудскому треугольнику не примыкает — все это продукты и штампы довольно грубой антироссийской агитации и пропаганды.

На самом деле список союзников России, пусть и не такой внушительный, как у Советского Союза в пик его могущества, весьма значителен. Всех даже не перечислишь. Остановимся лишь на нескольких ключевых государствах, чья дружба, помимо Армии и Флота, обеспечивает безопасность нашей страны уже сегодня или может ее усилить в обозримом будущем.
Брат и Батька
И в этом плане, конечно, прежде всего, следует выделить Белоруссию, страну, которая буквально грудью прикрывает российские рубежи с запада, откуда основная опасность и исходит. Так что периодические высказывания о непосильной якобы ноше помощи «режиму Лукашенко» некорректны — это помощь России своей родной сестре или, если угодно, брату. Кто же среди родных будет считать и выгадывать? Тем более что Белоруссия действительно охраняет российские границы — и в прямом смысле, потому что в рамках Евразийского союза рубежи у нас общие, и в переносном, учитывая роль, которую играют вооруженные силы братской страны в обороноспособности и России на этом направлении в том числе.
Что касается Батьки Александра Лукашенко, то это для Запада он «последний диктатор» в Европе, а для нас образец рачительного хозяина. Не имея богатых минеральных ресурсов, Белоруссия под его руководством стала первой и единственной республикой в бывшем СССР, которая смогла превзойти уровень развития 1990 г., в то время как Российской Федерации, несмотря как раз на наличие огромной минерально-сырьевой базы, аналогичного успеха по многим позициям добиться не удалось.
Ярким примером дружественности Белоруссии служат заключенные с этой страной договоры, в том числе о создании Союзного государства. Такого уровня сближения у РФ нет ни с одной другой республикой бывшего СССР, даже с Казахстаном, еще одной страной-членом Евразийского Союза.
Именно этим объясняется ненависть к Лукашенко у адептов либерализма не только у себя в стране, но и в России. Не по душе им доброе отношение построенного им государства к людям взамен своеволия невидимой руки рынка. Такой отеческий подход, а также решительная борьба А.Г. Лукашенко с малейшими проявлениями разгильдяйства и тем более коррупции обеспечивают ему огромную популярность. И все это является надежной гарантией от повторения в Белоруссии майданного сценария. Попытку его реализовать в декабре 2010 г. белорусские власти подавили за считанные минуты. Так что Белоруссия не просто надежный, но и, что немаловажно, сильный союзник.
Возвращение Поднебесной
У каждого государства есть свои национальные интересы и свои, как и у людей, ценности, на которых они строятся. Чем ближе эти самые представления о добре и зле, тем сильнее союзнические отношения. В этом смысле сближение России и Китая вполне закономерно. Оба государства занимают или сходную, или практически идентичную позицию относительно происходящего в мире.
Хотя справедливости ради надо заметить, что отношения между нашими государствами в XX в. переживали взлеты и не менее стремительные падения. От бравурных песен о том, что «русский с китайцем братья навек» до открытого вооруженного конфликта на Даманском в 1969 г. Но это была крайняя точка падения, дальше два великих государства двигались лишь по восходящей в своих взаимоотношениях.
И теперь даже смешно слышать о якобы международной изоляции России — ничего себе изоляция, если в этом кольце искусственно созданных Западом неприятелей пропущено маленькое такое звено с полуторамиллиардным населением, огромным рынком и стремительно развивающейся экономикой. Даже если бы все остальные государства тем или иным образом оказались бы в орбите западного антироссийского влияния, все равно нельзя было бы сказать, что имеет место тотальная изоляция.
Причем китайцы охотно делятся с россиянами рецептами своего экономического чуда, в том числе по линии межпартийных связей между КПК и КПРФ. Не раз уже в Поднебесную на стажировку для изучения опыта государственного строительства направлялись молодые лидеры Компартии России. Последняя по времени делегация такого рода побывала на родине Мао Дзедуна и Дэн Сяопина в конце прошлого года.
Социалистический характер Поднебесной многие политологи и аналитики либерального толка стараются не замечать, а то и вовсе отрицать, но он есть. И играет важную роль во внешней политике нашего дальневосточного друга и соседа. Китай по определению не может встать на сторону тех, кто разрушает священные для них памятники В.И. Ленину, преследует Компартию Украины, у которой с КПК тоже старые добрые межпартийные связи. Все это и приводит, как правило, к солидарному с Россией голосованию КНР в Совбезе ООН по ситуации на Украине.
Степной стратегический партнер
Союзников, как и друзей в жизни, не принято делить на больших и маленьких, важных и не очень. Тем не менее, когда недавно председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что Монголия является «одним из стратегических партнеров России», это вызвало определенное оживление в блогосфере. Мол, какой прок от такого стратегического партнерства со степной и далеко не самой промышленно развитой страной в мире?
Между тем умалить важность российско-монгольских (а ранее советско-монгольских) отношений невозможно. Чтобы убедиться в их огромном значении для РФ, достаточно взглянуть на географическую карту — протяженность границы между нашими странами составляет целых 3485 километров – и, конечно, спокойствие на этом участке дорогого стоит.
Добавим к географии еще и историю. В некотором смысле легендарное военное искусство русской, советской и российской армий уходит корнями в далекое прошлое, в котором наши воины переняли многое у легендарной Золотой орды. Если не уходить так далеко в прошлое, то, пожалуй, единственный сосед, с которым у России никогда не было даже малейшего вооруженного конфликта, — это как раз Монголия, А вот совместное фронтовое братство объединило наши народы в 1939 г., когда советские войска пришли на выручку монгольским друзьям, ставшим жертвами агрессии японской армии.
Именно тогда в битве при реке Халхин-гол засияла полководческая звезда будущего победителя фашистских полчищ Г.К. Жукова. Именно тогда результате успешных наступательных действий советские и монгольские войска фактически заставили японскую военщину стать осторожнее, в результате чего она так и не решилась атаковать СССР в момент его схватки с гитлеровской Германией.
Кстати, о Великой Отечественной войне – парадоксально, но нельзя не согласиться с ярым антисоветским исследователем Виктором Суворовым, который подчеркнул важность Монголии как союзника в этот критически сложный для нашей страны период. Именно эта страна помогла с теплыми полушубками, лошадьми и поставками продовольствия. Во многом монгольская помощь помогла нашим войскам выстоять во время суровых зим 1941-1942 гг.
Как завещал команданте
Как бы далеко ни жил друг, он для нас все равно остается другом, которого мы всегда рады видеть у себя в гостях. И со странами точно так же – есть у нас и очень далекие союзники в Латинской Америке, вставшие на путь построения той или иной формы социализма с южноамериканской спецификой и темпераментом. В ряду этих дружественных государств особенно выделяется сейчас Венесуэла. Она при покойном ныне, к сожалению, президенте Уго Чавесе очень сблизилась с Российской Федерацией даже чисто эмоционально.
Помимо личного обаяния бессрочно ушедшего из жизни команданте, тут сыграли свою роль чисто прагматичные интересы. Венесуэла нефтедобывающая и при высоких ценах на энергоносители вполне самодостаточная страна. Так что она представляет собой редкий случай, когда сентиментальная сторона, очень важная, впрочем, и для россиян, и для латиноамериканцев, органично дополняется экономической выгодой сотрудничества в самых разных областях.
Президент Николас Мадуро продолжает курс своего предшественника, так что наши страны не останавливаются на достигнутых рубежах, а продолжают развивать свои взаимоотношения по самому широкому кругу вопросов. Ярким свидетельством укрепления российско-венесуэльских связей стал недавний визит в Каракас министра обороны Сергея Шойгу.
Понятно, что многих, и прежде всего США, такое сближение двух нефтедобывающих и выступающих за многополярность мира стран основательно пугает. Не случайно мировые либеральные СМИ пытаются сделать из Венесуэлы настоящее пугало, выдавая временные трудности, вызванные, как и для России, спровоцированным западными империалистами и ближневосточными шейхами снижением цен на нефть, за экономический обвал. Почему-то все внимание фокусируется на росте цен на презервативы. Очень условное мерило социального благополучия и очень растяжимый, мягко говоря, показатель. Тем не менее, и он вход идет для опорочивания одного из главных российских союзников в Западном полушарии.
Цена дружбы
Бывают союзники, что называется, по душе, а бывают ситуативные. Сейчас таких условных соратников у нашей страны, как минимум, трое — это Иран, с которым были непростые отношения у нашей страны в период афганской войны, Турция, с которой Россия воевала несколько столетий, и Греция, страна НАТО и ЕС, до последнего времени поддерживавшая все санкции против РФ. Но недавно там случились судьбоносные (иначе и не скажешь) выборы, на которых ожидаемо, но, тем не менее, как будто неожиданно для Запада победу одержал блок левых сил СИРИЗА.
Если пришедший к власти конгломерат троцкистов, маоистов и прочих разных антиглобалистов в союзе с греческими националистами выполнит хотя бы часть своих предвыборных обещаний, то отношения между Москвой и Афинами просто обречены стать если не братскими, то уж точно дружескими, а значит, есть робкая надежда, что антироссийский монолит в Евросоюзе даст трещину. Зависит это, правда, не только от диалога самих России и Греции, но и от щедрости Берлина и Брюсселя. Если кредиторы (а родина демократии в долгах как в шелках) будут мягки и уступчивы, не исключено, что дружеские реверансы СИРИЗы в отношении Москвы так и останутся реверансами. Если же западные банкиры упрутся и перестанут помогать греческой экономике, то вероятность укрепления российско-греческой дружбы резко возрастет.
Тем не менее, в любом случае для Российского государства победа левых и формирование именно ими правительства во главе с Алексисом Ципрасом в коалиции с «Независимыми греками» хорошая новость. Как бы далеко ни уходили от своей предвыборной программы греческие леваки, они не будут в унисон с правыми и мнимо социалистическими правительствами других евросоюзных держав поддерживать откровенно профашистское руководство нынешнего Киева. В мировой политике, конечно, всякое случается, но как-то трудно поверить, что греческие ультралевые смогут сомкнуться с украинскими ультраправыми, какими бы ренегатами троцкисты-маоисты ни оказались и сколь бы щедрой возможная финансовая помощь Элладе со стороны Запада ни оказалась.
Признанные и непризнанные друзья
За скобками данной статьи в силу сжатого формата оказалось немало старых добрых российских союзников. Но вообще не упомянуть о некоторых из них было бы совершенно несправедливо, в частности об Индии. Наши страны объединяют не годы, а десятилетия дружбы и сотрудничества, так что можно с высокой степенью уверенности утверждать, что никакие попытки Запада вбить клин между нашими странами ник чему не приведут. И авианосец «Викрамадитья» (в молодости «Адмирал флота Советского Союза Горшков») будет далеко не последней вишенкой на торте российско-индийского братства по оружию, экспортируемому из нашей страны.
Вряд ли будут поколеблены неловкими попытками замирения со стороны Вашингтона и отношения РФ с Кубой. В Гаване, конечно, не прочь урегулировать отношения с богатым соседом, но наверняка не забыли, кто готовился вторгнуться на их родину и кто спас их от этого вторжения.
Ну и наконец, у России есть непризнанные друзья – это Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, а теперь еще и республики Новороссии. То, что их не признают, еще не значит, что их нет, так что Россия должна по мере сил развивать с ними отношения, оказывать необходимую экономическую и гуманитарную помощь. А как иначе? Друзья должны друг другу помогать – неважно, признанные они или непризнанные.
Александр Евдокимов

Новости партнеров




«Как в Первую мировую». На что пришлось пойти российским военным

Малозаметные и быстрые беспилотники стали одним из самых смертоносных видов вооружений во время конфликта на Украине. Теперь, похоже, нашли наиболее эффективный способ борьбы с...

Белоруссии предстоит своя СВО

Президент Белоруссии ярко выступил на Всебелорусском народном собрании. Можно даже сказать "зажег". Запомнились прекрасные определения внутренних врагов: "Тихушки и лохушки <…> призвали уничтожить Белоруссию...

Война на Украине — это лишь одно из направлений наступления на Россию

Вчерашнее заявление Александра Лукашенко о том, что белорусская прозападная оппозиция планирует захватить Кобринский район Брестской области, а затем обратиться к НАТО, чтобы альянс ввёл...

Читайте также

США сделали крупную ставку на затягивание украинского конфликта

Палата представителей США после затяжных споров одобрила новую военную помощь Украине, а также разрешила...

США помешали Киеву сохранить Украину

История срыва Стамбульских соглашений обрастает новыми подробностями. Выяснилось, что Россия, в отличие от США,...

Акела промахнулся, а Израиль кончился

После сегодняшнего ночного удара по территории Ирана дронами якобы неизвестного происхождения и неофициально-медийным взятием...