ГлавноеПодробностиНАТО против российских бомбардировщиков. Что произошло в небе над Британией...

НАТО против российских бомбардировщиков. Что произошло в небе над Британией…

Опубликовано

АВТОР: None
«Мы не настолько мелочны, чтоб реагировать в прессе на каждое появление НАТОвского самолета вблизи наших границ или рядом с нашими машинами в ходе выполнения ими боевых заданий, — так прокомментировал реакцию прессы и МИД Великобритании на пролет российских стратегических бомбардировщиков в нейтральной территории Северного моря военный эксперт Виктор Литовкин. — То, что для наших летчиков рутина, для них повод для разжигания истерии времен «холодной войны»…
 
Напомним, что два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-95МС выполнили задачи по плану воздушного патрулирования, совершив 19-часовой перелет через нейтральные воды Северной Атлантики. На отдельных этапах маршрута бомбардировщики сопровождались самолетами ВВС Великобритании «Тайфун», Норвегии F-16 и Франции «Мираж». При этом в Минобороны России подчеркнули, что все полеты выполнялись в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств. Однако это не помешало МИД Великобритании вызвал посла России в Лондоне Александра Яковенко для объяснения.
 
А британская The Daily Express, ссылаясь на источники, сообщила, что на борту одного из самолетов Ту-95МС, совершавших полет над водами Атлантики на прошедшей неделе, находилась по меньшей мере одна ракета с ядерной боеголовкой, предназначенная для поиска и уничтожения новейших английских подлодок класса Vanguard. Правда, толи показывая чрезмерную осведомленность, толь сглаживая будущую критику, журналисты сообщили, что ракета находилась «не в боевом положении». Посол России в Великобритании Александр Яковенко заявил британской стороне, что полеты самолетов российских ВВС над проливом Ла-Манш полностью соответствовали международным нормам и не должны рассматриваться как несущие угрозу.
 
За «угол» и дальше 
 
«Мы всегда выступали во всей красе с теми, кто нас провоцирует на всякие конфликты, — заявил телеканалу ЗВЕЗДА главком ВВС в 1991 — 1998 годах Петр Дейнекин. — Экипаж дальней авиации, которой я командовал, с начала «холодной войны» постоянно выполняли полеты на разведку авианосных ударных соединений США. Мы долетали до Фарерских островов на Западе и до Филиппин в Тихом океане. Просто в последние годы, таких полетов по экономическим причинам не было, вот британцы и забыли, что мы можем делать».
 
По словам генерала, летать «за угол» (на авиационном сленге так называется полет вдоль Скандинавского полуострова в строну Великобритании), как называют такие полеты летчики дальней авиации, наши ВВС начали в 80-х годах прошлого века в ответ на размещение американских крылатых ракет большой дальности в Северной Италии, на Юге Германии и Англии. Ту-95МС даже направляли к побережью США.
 
«Об этом никто не говорил, — вспоминает генерал, но в прошлые годы мы совершили более 300-т таких вылетов. — Каждый полет длился по 20-22 часа. Самолеты дважды дозаправляли в воздухе. Каждый вылет требовал огромного мастерства и личной отваги летчиков. На таких дальностях, поломка машины или противодействие авиации противника могли привести к гибели экипажей. Помню, как по крылу моего бомбардировщика килем фюзеляжа ударил американец. Чудом обошлось…».
 
Самолеты НАТО всегда сопровождали наши вылеты «за угол», — вспоминает генерал, не успеваешь повернуть голову как они уже у тебя «на крыле» висят. — Они прекрасно знают, когда и где мы выйдем. Ждут нас в этих точках. Берут на сопровождение и передают по цепочке. Так, что нет ничего удивительно, что ВВС Норвегии сопроводили нас до Германии, немцы до Британии — это давно устоявшаяся практика. По воспоминаниям генерала, в этих полетах были и комичные ситуации. Точно как в фильме «Случай в квадрате 36-80» — мало того, что всех пилотов наших самолетов знают по именам, так еще и подсказывают куда лететь до цели.
 
«У нас было задание найти и отработать уничтожение американского авианосца, — вспоминает Дейнекин. — Шли парой. Радар фиксирует крупную цель. Мы начинаем атаку. Ведущий остался на эшелоне, а мой самолет пошел на снижение. Выхожу из облаков, а вместо авианосца вижу сухогруз с установленным на нем радиоотражающим щитом, который засвечивает нам радар. Понял, что ошиблись, начинаем боевой разворот на поиск цели и в этот момент у меня с боку «вырисовывается» американский истребитель… Я беру влево, а чернокожий пилот машет мне рукой: «не туда, не туда, в другую сторону…и точно, по его подсказке я выхожу прямо на авианосец».
 
Есть и совсем анекдотическая история «боевого содружества» российских и американских пилотов. Как рассказываю в Дальней авиации, был эпизод, когда во время сопровождения Ту-95МС американский летчик знаками потребовал показать содержимое бомболюка бомбардировщика. Наши открыли створки… убедившись, что кроме фото аппаратуры внутри самолета ничего нет американец жестами приказал идти на снижение — то есть произвел перехват и требует посадки. Наш пилот «подчинился», вышел на глиссаду американского авианосца и пошел на снижение… Для понимания, Ту-95МС имеет размах крыльев 50 метров. Сесть на авианосец он не способен ни при каких обстоятельствах, но русский пилот пошел в «ва-банк»: выпустил закрылки, шасси, задрал нос… Говорят американцы в этот момент были готовы бросаться за борт.
 
Военно-политический политес
По данным командования НАТО в 2014 году ВВС стран Альянса приходилось более 100 раз понимать свои самолеты на перехват российских российских бомбардировщиков. Это втрое больше, чем годом ранее, заявили в Брюсселе. «Выполнение экипажами полетов над акваториями Тихого, Атлантического и Северного ледовитого океана считается естественной для боевой подготовки летчиков дальней авиации работой, — говорит Перт Дейнекин. — По свое продолжительности и дальности они полностью соответствуют аналогичным действиям стратегических бомбардировщиков США. Нам ведь, тоже может не нравится то, что американские стратегические бомбардировщики B-52 находятся в постоянной готовности к боевому применению».
 
По его словам, недавно американцы перебросили шесть B-52 на авиабазу Андерсен на острове Гуам. Это одна из четырех позиций стратегических бомбардировщиков ВВС США. Местоположение базы обеспечивает прямую поддержку экипажам бомбардировщиков для развертывания сил в Европе, Юго-Западной Азии и в Тихоокеанском регионе. Андерсен считается одной из двух важнейших военных баз США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще одна — остров Диего-Гарсия в Индийском океане.
 
«Полеты российских бомбардировщиков проходят в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства — над нейтральными водами без входа в воздушное пространство и без нарушения границ других государств. Это всегда может быть подтверждено данными объективного контроля, — подчеркивает главком ВВС Виктор Бондарев. Именно поэтому, никаких действий дальше публикации в прессе подобные «инциденты» не несут». Касаясь заявлений ряда зарубежных СМИ о создании самолетом ВВС России воздушного инцидента в небе над акваторией Балтийского моря, Виктор Бондарев отметил, что практика  полетов  военной авиации  и в России, и в странах НАТО не предусматривает использование  транспондера (устройства идентификации гражданского воздушного судна по системе ИКАО). При этом он заявил, что российские средства контроля воздушного  пространства фиксируют полеты у границ Российской Федерации иностранных военных самолетов независимо от его оснащенности средствами активного ответа.
 
Так, по словам Бондарева, в 2014 году разведывательная авиация НАТО выполнила более 200 полетов вблизи границ России, в 2013 году — 125 полетов. Аппаратура, размещенная на борту самолета, позволяет ему вести разведку всей территории Калининградской области», — подчеркивает главком. Это свидетельствует, по мнению экспертов, что не стоит искать в полетах дальней авиации какой-то политической подоплеки. Появление «Медведей» в небе над Северной Атлантикой хоть и попахивает временами «холодной войны», но свидетельствует только том, что у российских ВВС появились средства для полноценной подготовки экипажей дальней авиации. Постоянное боевое дежурство началось еще в 2007 году. С этого момента, как говорит генерал Дейнекин, наши самолеты выполнили около нескольких сотен вылетов в отдаленные регионы мира в «условиях тактического противодействия авиации сопредельных государств». Для сравнения, в период наибольшей активности нашей стратегической авиации в советское время 1985-1987 годы таких полетов было 170.
 
В ходе патрулирования пилоты учатся ориентироваться в незнакомом воздушном пространстве, дозаправляться в воздухе, ведут радиоэлектронную разведку, а также отрабатывают применение оружия (самолеты летают без ракет, но цели фиксируются радарами, их координаты вводятся в бортовой компьютер). Так, что заявление The Daily Express о противолодочной «ядерной ракете» на борту Ту-95МС откровенный троллинг. У России нет противолодочных ракет для этого типа самолетов. Да это и не нужно, так как подводные лодки ищут и уничтожают другими средствами. Но повод для беспокойства у британцев, честно говоря, есть.
 
Стратегический раздражитель
 
По словам командующего Дальней авиацией генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева, полеты российских стратегических бомбардировщиков в 2015 году будут такими же интенсивными, как и в текущем году. «По плану стратегического сдерживания полеты Дальней авиации будут продолжены в рамках боевой подготовки с той же интенсивностью», — говорит Жихарев. Кроме того, командующий сообщил, что Дальняя авиация России в 2015 году получит еще шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160 и доведет количество Ту-95МС в строю до 43 единиц. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года. Ту-95 принят на вооружение в 1957 году. всего было выпущено 64 машины. Ту-95МС считается основой воздушных стратегических сил России.
 
«Сейчас подходят к завершению опытно-конструкторские работы по модернизации Ту-95МС, которые проводит петербургский научно-технический центр «Заслон» под руководством ОАО «Туполев», — сообщил источник в авиастроительной отрасли. В ОАК пояснили, что «общая стратегическая цель модернизации — довести срок службы до 40–45 лет с момента производства». Однако, по словам источника в «Туполеве», это не предел — Ту-95 могут успешно использоваться до 2040-х годов.
Машины о которых говорит Жихарев — 43 единицы — это модернизированные Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. процесс омоложение «ветерана» касается радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационных комплексов, которые позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-555. От своих предшественниц, они отличаются повышенной дальностью полета и неядерным оснащением. То есть машины летят на дальность до 5 тыс. км. и несут обычные — фугасные боеголовки. В полете ракеты не только меняют высоту, но могут лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. Они неуязвима не только для уже стоящих на боевом дежурстве зенитно-ракетных комплексов, но и для еще только создающейся американской системы НПРО. На цель каждую ракету направляет головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.
 
Ту-95МС. Размах крыльев — 50,04 м. Длина — 46,17 м. Максимальная скорость — 920 км/ч. Дальность полета — 15 400 км. Экипаж — 8 человек. Самолеты поднимают до 12 000 кг боевой нагрузки. У Ту-95МС она была представлена свободнопадающими бомбами калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасными, так и ядерными, подвешиваемыми в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж (габариты не позволяли размещать в отсеке) тактические ядерные авиабомбы мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22 тонн. Также предусматривалась подвеска бомбы мощностью 100 Мт. Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Может нести крылатые ракеты большой дальности Х-55 (ядерная) и Х-555. Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещенных в кормовой оборонительной установке.  Боезапас — 2500 выстрелов…
Дмитрий Литовкин
Читайте также:

Уже в середине прошлого века человек шагнул в информационное («постиндустриальное») общество, и отныне мир и война стали информационными. Первая и вторая мировые войны были индустриальными, здесь соревновали могучие машины – ездящие, летающие, плавающие. По сути, речь шла о противостоянии ведущих индустрий. Конечно, за всеми этими механизмами стоял человеческий дух, в его высших проявлениях, которыми являются разум, воля, героизм. Но он стоит за всеми свершениями и событиями, это, если так можно выразиться, «космическая константа». Однако в конкретно-исторических условиях дух проявляет себя в разнообразных социальных формах… Соревнование индустрий привело … Читать дальше »


Новости партнеров





Ростислав Ищенко. Почему российских мобилизованных не отпускают по домам

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня Ростислав Ищенко прокомментировал необходимость ротации на фронте российских мобилизованных. Об этом пишет издание "Военное дело". «Все могут уходить в...

Олег Царев объяснил, как дроны ВСУ выбирают самую жирную цель на НПЗ

В конце недели ВСУ организовали массированный налет 66 беспилотников на объекты в Краснодарском крае. В том числе был атакован нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани,...

Asia Times: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России

План альянса по предотвращению катастрофы ВСУ состоит в том, чтобы заполнить бреши в рядах украинских силах завозом своих “советников”, пишет Asia Times. По мнению...

Читайте также

«Как в Первую мировую». На что пришлось пойти российским военным

Малозаметные и быстрые беспилотники стали одним из самых смертоносных видов вооружений во время конфликта...

Ростислав Ищенко: Страна, которая разместит ядерное оружие у границ России, прекратит существование

- Зачем США спешно модернизируют свой самолет «судного дня»? - Какую страну Европы Россия может...

Дмитрий Евстафьев. Евразийская интеграция и новое международное право

Весной 2024 г. мы наблюдаем целый ряд, казалось бы, мало связанных между собой событий....