ГлавноеАналитикаМогли бы отношения России и Украины быть иными?

Могли бы отношения России и Украины быть иными?

Опубликовано

АВТОР: None
Отсутствие внятной системной украинской политики РФ способствовало деградации южного соседа
21 февраля 2014 года под беспрецедентным давлением Запада Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса. Но уже на следующий день Верховная рада отстранила президента от власти. Начался тяжелейший кризис в российско-украинских отношениях, перспективы разрешения которого до сих пор чрезвычайно туманны. Фактически один народ находится чуть ли не в состоянии гражданской войны.
Напомним, что незалежность Украина получила еще 24 августа 1991 года. И сейчас, спустя четверть века, многие задают вопрос: как же так получилось, что за десятилетия существования двух государств вместо тесной интеграции, мирного и плодотворного взаимовыгодного сотрудничества, которые при распаде СССР обещали народу власти России и Украины, мы оказались чуть ли не грани войны настоящей?
Мы связались со многими политиками и чиновниками, имевшими прямое отношение к развитию российско-украинских связей в девяностые и нулевые. Во-первых, все говорили на эту тему либо неохотно, либо, чаще всего, с откровенной грустью и досадой. Большинство склонно видеть причины упадка и кризиса в том, что Москва всегда строила отношения с Киевом на основе дружбы и взаимной выгоды, тогда как западные дипломаты вероломно, тихо, но последовательно вели в буквальном смысле подрывную работу не только в украинском политикуме, но и среди широких масс. Отчасти так и было, но все же это объяснение годится лишь для агитационных оправдательных речей.
Когда же разговор направлялся в серьезное русло, вспоминались конкретные события и их последствия, собеседники признавали: одной из основных причин нынешнего кризиса является полное отсутствие внятной, ясной и, главное, системной политики в отношении Украины. Валентина Гойденко, завотделом Украины Института стран СНГ, в прошлом работавшая в комитете по делам СНГ Госдумы, отметила: «Это была не политика, а демонстрация дружественного отношения к Украине. Сама же политика так никогда и не была сформулирована. Никаких политических действий практически не было».
Бытовал в российском политикуме тезис, что, дескать, «никуда они от нас не денутся». Этому способствовало два фактора. Первый: существовала твердая уверенность, что Украина у нас на «газовом крючке», страна чрезвычайно энергетически зависима от РФ. Каким «действенным» инструментом оказалась труба, мы все видим. Второй, более важный фактор: российский бизнес имел теснейшие связи с украинскими предпринимателями, тем более в таких важных отраслях, как ВПК и машиностроение. Отсюда уверенность, что украинский бизнес не только не допустит разрыва с РФ, но, наоборот, его можно использовать как пятую колонну для продвижения своих интересов на Украине. Последствия такого взгляда на жизнь тоже хорошо известны.
У нас на Украине были действительно профессиональные послы: Юрий Дубинин, а потом и вовсе «тяжеловес» Виктор Черномырдин. Чем они занимались? Они дружили. Им так и ставили задачу из Москвы — «а вы дружите с ними». При отсутствии твердой и ясной политической задачи они, как могли, налаживали отношения со всеми значимыми представителями властной и промышленной элиты. И, говорят, достигли определенных успехов: на приемы в российское посольство любили ходить все. Тем же занимался посол с 2009 (!) года по сию пору (!) Михаил Зурабов.
Разница между послом Черномырдиным и послом Зурабовым заключалась в том, что первый был еще и официальным торговым представителем на Украине, был там очень и очень авторитетным и, в конце концов, стал заниматься исключительно торговыми делами, искренне при этом считая, что торговля — лучшая дипломатия. И ему много удалось сделать на этом поприще. Однако Виктор Степанович, по оценкам многих, делал и много уступок украинской стороне. Но в этом он не отличался от российского правительства в целом. Это тоже была такая форма самообмана: дескать, уступим, и они нам уступят. И это несмотря на то, что практика наглядно показывала: в отношении Киева этот номер не проходит. Если он вообще с кем-нибудь проходит. 
Виктор Черномырдин передал ведение всех политико-дипломатических дел своему заместителю, советнику-посланнику посольства РФ в Киеве Всеволоду Лоскутову, который проработал на Украине целых пятнадцать лет. Видать, так ему понравилась Незалежная, что после отставки доверенное лицо Черномырдина осталось на ПМЖ в столице Украины. Вот так.
Нынешний же посол Михаил Зурабов, к удивлению публики, оставшийся после Майдана и государственного переворота на своей должности, отличался тем, что тоже активно занимался экономическими делами, но не государственными, как  Виктор Степанович, а своими личными, и продолжает делать это до сих пор. Причем в его партнерах ходит не кто иной, как некий гражданин Украины Петр Алексеевич Порошенко. И никто, кстати, ничего особо не скрывает.
А в знаменательном и трагическом для отношений между РФ и Украиной 2013 году господин Зурабов увещевал: «Да пусть Украина входит в ассоциацию с ЕС! Это будет полезно и для России!» Почему Михаил Юрьевич остается нашим послом на Украине, можно объяснить только, как утверждают, его способностью растворяться в воздухе, когда запахнет паленым.
Наши политические партии тоже излучали уверенность в эффективном развитии российско-украинских отношений. Когда в Верховной раде была очень сильна фракция коммунистов, КПРФ заключила с ней договор. Тогда наши коммунисты говорили: «Теперь мы можем решить на Украине любой вопрос». И где теперь та Украинская коммунистическая партия? И где товарищ Зюганов? Сходная история случилась, когда «Единая Россия» по примеру, видимо, старших товарищей заключила аналогичный договор с Партией регионов. Теперь будет между нашими странами дружба, заверяли единоросссы. Что ж, дружба — это хорошо. Но дружба — не политический инструмент, она годится только как вспомогательный, дополнительный. Дружба не учитывает повороты внутри украинского политикума, не способна влиять на внешнюю политику.
Украина начала дрейфовать на Запад сразу, с начала 1990-х. Не заметить интенсивность этого процесса было трудно. И тем не менее легче, видимо, было закрывать глаза. Либо внутри у нас действует очень сильное украинское лобби. Иных выводов просто не напрашивается. Но пусть бы оно и действовало — на то шпионы и предатели и существуют. Но хочется спросить, а наше посольство, что, вареники только ело в Киеве?
В конце 1990-х, когда заключался большой договор с Украиной, шли серьезные разговоры о ее включении в Единое экономическое пространство, и на это возлагалось очень много  надежд, как раз в момент подготовки с ежегодным посланием выступил президент Леонид Кучма. Он заявил, что «дальше зоны свободной торговли Украина не пойдет», и это, дескать, точка в интеграции. Валентина Гойденко вспоминает: «Я перевела этот кусок как раз перед заседанием комитета Государственной думы и раздала депутатам. Когда пришли представители МИДа и Минэкономразвития, возмущенные депутаты стали их спрашивать — так ли это? Чиновники лишь моргали, они ничего не знали о речи, публично по телевидению переданной на весь мир. Посольство не доложило Москве о принципиальных словах Леонида Кучмы — их как и не было. А уж за три дня можно было как-то перевести и проанализировать всю речь главы украинского государства. Это можно было сделать только умышленно, в противном случае можно подумать, что в посольстве в Киеве сидят сумасшедшие».
А если вспомнить унизительную историю, как нашего президента Владимира Путина заставили дважды поздравить Виктора Януковича с победой в президентской гонке, а в результате главой государства стал Ющенко, то это, кроме как, извините, вредительством не назовешь. Нашего президента посольство элементарно подставило.
Но, пожалуй, самая главная ошибка, и это еще мягко сказано, это то, что, по словам Гойденко, «за деньги «Газпрома» мы воспитали украинских радикальных националистов». Еще не так давно украинцы, за исключением галичан, действительно признавали себя частью единого русского народа. Так вот, никакой политики в плане поддержания этого чувства не проводилось вообще. В 1990-х нашей стороной были организованы так называемые комитеты соотечественников, но в них включали только русскоговорящих востока. А относительно украиноговорящих русских никаких указаний наше посольство не получало. И телепропаганду, которая сейчас в лице RT и «Вести-24» работает великолепно, надо было организовать гораздо раньше. Нужно было много, очень много совместных кино- и телепроектов, фестивалей, да много еще чего. Но когда, отмечают все наши собеседники, чиновники из Москвы вели себя по отношению к киевлянам с гонором и превосходством, даже то, что делалось, уходило в песок.
Кстати, за провал украинской политики никто так до сих пор и не наказан. 
Григорий Шугаев




США гарантируют: Зеленский придумал Украине светлое будущее

"Это безумие. Вечная война" — так Илон Маск отреагировал на заявление Зеленского о том, что Украина и США близки к подписанию соглашения о безопасности,...

Идущие на смерть. На Украине отменили основные права и свободы граждан

«В связи с введением военного положения на Украине конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины...

Взятие Семеновки открыло ВС России путь до Карловки

ВСУ потеряли контроль над еще одним селом в ДНР. Небольшая Семеновка была важным звеном линии обороны противника. По мнению экспертов, освобождение населенного пункта откроет...

Читайте также

Владимир Зеленский: «осень» политического комедианта

США одобрили военную помощь Украине в размере 61 миллиарда долларов в расчёте, что всё...

Бить ракетами ATACMS будут по Крыму. К инаугурации Путина и Дню Победы

"Сотня баллистических ракет – это довольно много. С их помощью ВСУ смогут провести как...

Associated Press: ВСУ отказались от использования танков Abrams

Украина перестала применять переданные США танки Abrams из-за активности российских беспилотников, которые сделали их...