ГлавноеАналитикаКурильский крест Японии

Курильский крест Японии

Опубликовано

АВТОР: None
В Москве крайне резко отреагировали на требование Японии к российским официальным лицам не посещать Курилы. Россия не намерена уступать свой суверенитет над островами — даже ради мирного договора…
«Хотели бы еще раз напомнить, что учитывать позицию Токио при формировании рабочего графика членов правительства мы не намерены: такие поездки, осуществляемые в том числе в рамках последовательно реализуемой Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы», будут продолжаться», — говорится в заявлении российского МИД.
Очередное «курильское обострение» случилось в неподходящее время. В последние несколько лет Москва и Токио активизировали переговоры по разрешению Курильского вопроса. Российские и японские политики в унисон говорят о намерении решить проблему в обозримом будущем, а японский премьер даже пообещал сделать это (в Японии премьеры такими словами на ветер не бросаются). Сейчас готовится визит японского министра иностранных дел в Москву, который рассматривается как необходимый подготовительный этап для посещения Страны Восходящего Солнца российским президентом.
Однако понятно, что визит Владимира Путина не может завершиться лишь ритуальными рукопожатиями и заявлении о «дружбе и взаимопонимании». Синдзо Абэ подвергнется жесточайшей критике внутри собственной страны. Поэтому в Токио рассчитывают, что российский президент придет для того, чтобы поставить свой автограф под как минимум дорожной картой по решению проблемы Курил.
И с этим пока серьезные проблемы. Российская и японская позиция расходятся диаметрально, вплоть до того, что японцев (по крайней мере исходя из их публичных заявлений) не устраивает даже передача части островов — они хотят все, и готовы обсуждать лишь метод этой передачи. Россия же не хочет передавать ни один из них.
В Токио пытаются соблазнить Кремль масштабными инвестиционными проектами, обещая резкое улучшение двусторонних отношений и многомиллиардные контракты после заключения договора. И японские деньги для России действительно лишними не будут. Японские инвестиции способны решить одну из ключевых стратегических задач российской внешней политики — подъем дальневосточных регионов и интеграция их в восточноазиатскую экономическую подсистему. Это подъем промышленности, инфраструктуры, энергетического сектора и даже сельского хозяйства. Японские деньги нужны и для центральных регионов страны, особенно на фоне серьезных проблем российского бизнеса с западными рынками капитала.
Наконец, только улучшение отношений с Японией может позволить реализовать так называемый «поворот на Восток» российской внешней политики. До сих под этот «поворот» фактически отождествляется с улучшением российско-китайских отношений, и данная трактовка серьезно сужает значение поворота и делает его крайне опасным. Экономическая и политическая концентрация исключительно на Китай делает Москву зависимой от китайской внешней политики. Поэтому России нужно развивать отношения и с другими центрами силы на Дальнем Востоке — Вьетнамом, Кореей и особенно Японией, а также реализовывать с ними энергетические и инфраструктурные проекты. В этом случае Россия может не только сбалансировать свои отношения на Дальнем Востоке, но и сделать российско-китайские отношения более равноправными.
Однако несмотря на все эти потенциальные бонусы  Москва не спешит идти на территориальные уступки Токио. И не только потому, что сдача Курильских островов будет крайне негативно воспринята российским обществом, а также мировым сообществом, увидевшем в таких уступках слабость России. И  даже не только потому, что Россия лишится территорий, чья акватория богата углеводородами и рыбными ресурсами. Возврат островов Японии станет фактически пересмотром территориальных итогов Второй Мировой, и может вызвать территориальные претензии в адрес России со стороны других стран (в перспективе даже Германии!). Да и вообще нет никакого смысла идти на существенные уступки партнеру, суверенитет которого в процессе принятия решений несколько ограничен. Ни для кого не секрет, что в рамках нынешних неравноправных отношений между Японией  и Соединенными Штатами Вашингтон имеет существенное влияние на японскую внешнюю политику. Примером тому может служить вынужденное присоединение Японии к антироссийским санкциям, которое полностью противоречило всей внешнеполитической линии Синдзо Абэ. Поэтому у Москвы нет никаких гарантий того, что японская сторона не свернет обещанные инвестиционные программы под давлением Соединенных Штатов.  
Именно поэтому в этой ситуации Россия заняла самую правильную стратегию — она ждет. Да, ей нужна нормализация отношений с Японией — однако, к счастью для Москвы, эта нормализация Японии нужена куда больше. Если Кремль рассматривает нормализацию как просто выгодный процесс, то для Японии это вопрос национальной безопасности. И дело не только в том, что Японии нужны российские энергоресурсы с Сибири, которые с точки зрения безопасности поставок куда более выгодные, чем ближневосточные. Токио крайне необходимо не допустить скатывание Москвы к тесным и безальтернативным отношениям с Китаем. Если будет создана российско-китайская ось, где Китай в экономических вопросах будет занимать позицию «старшего брата», то на всей японо-американской политике по сдерживанию Пекина можно смело ставить крест. В какой-то момент Япония просто останется один на один с Китаем в Восточной Азии. Чтобы этого не произошло, японцам крайне необходимо идти на российский рынок и конкурировать с Китаем за влияние на процесс принятия решений в Москве. Поэтому, как считают в Москве, отдавать острова ради начала выгодного для Японии процесса смысла нет.
В Токио прекрасно понимают свои национальные интересы, и не могут начать процесс «соблазнения России» исключительно по внутриполитическим причинам. Вопрос «северных территорий» обрел в Японии сакральное значение, и правительство боится сказать населению, что Курилы им уже не получить. Вместо этого оно фактически вынуждено публично реагировать на любые визиты российских официальных лиц на острова, называя их «неприемлемыми» и «достойными глубокого сожаления». Однако Россия не намерена решать эту проблему самоограничения Японии, и максимум, на что готова Москва в данной ситуации — смягчить пилюлю признания. Например, согласиться на совместное экономическое освоение островов в течении какого-то периода времени. На большее Кремлю соглашаться смысла нет, и чем позже Япония признает безальтернативность такого компромисса, тем сложнее ей будет потом отрывать Россию от Китая. 
Геворг Мирзаян




Мир с Россией без России: как нам реагировать на швейцарскую говорильню

Что делать с теми союзниками по БРИКС и ШОС, которые примут участие в проукраинском фарсе? Руководство Бразилии сомневается в необходимости мирной конференции по Украине из-за...

Куда русские ударят дальше? «Очеретинский прорыв» глазами западных экспертов

Перед нашей армией открываются прямые пути на Покровск и Константиновку С начала года российская армия освободила 547 кв. км территории, заявил министр обороны Сергей Шойгу....

«Второй фронт гауляйтера»: Он узнал, когда 100 тысяч русских солдат возьмут Харьков

Самостийный военкор Бутусов обвинил Зеленского и его лживых преспешников в сплошной брехне о состоянии укровермахта Ряд украинских источников сообщает, что ВСУ якобы ушли из Кисловки...

Читайте также

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси,...

Юрий Баранчик. Отложенная катастрофа

Демографическая пропасть, как и финансовая, перефразируя О. Бендера, тоже может быть самой   глубокой: в...

Атака на Путина обернулась грязной дракой в оппозиции

Предатели предают предателей Вторую неделю в так называемой оппозиции – среди свежих «убежантов» и олигархов...