ГлавноеБылоеИстория идеологии в современной России: отказ, имитация, обретение

История идеологии в современной России: отказ, имитация, обретение

Опубликовано

АВТОР: None
Идеология является одной из самых острых дискуссионных тем в современной России. Главный обман существующего отчуждения государственных и общественных институтов от идеологии заключается в том, что в реальности не существует общества без идеологии; на место явной и суверенной всегда приходит чуждая и скрытая идеология, которая не служит его интересам.
Россия прошла разные стадии отрицания, подмены и имитации идеологии, однако процесс обретения идеологии российским обществом встречает целый ряд проблем.
Отрицание и подмена
Принципиальный политический отказ от идеологии в постсоветской России был не только формализован в Конституции страны (ст.13 ч.2 гласит: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), но и практически навязан обществу, прочно определив практику практически во всех сферах от государственных коммуникаций до социальной рекламы. Деидеологизация, наряду с капитализмом и потреблением, была объявлена одним из главных подтверждений «цивилизованности» и «нормальности» России, как их понимали политические элиты в рамках добровольного отказа от субъектности, начатого в процессе демонтажа СССР.
Отказ от идеологии в известной степени был реакцией на сверхидеологизацию советского общества. Цивилизационная ловушка заключалась в том, что неидеологическое общество – небылица, которая не существует в реальности.
Место одной идеологии занимает другая, что в условиях возникшего идеологического вакуума привело к капитуляции перед западной идеологией, контролируемой Западом и обслуживавшей интересы западного общества. В этом и заключалась суть исторической подмены, которая продолжает определять развитие российского общества.
Впрочем, формальный запрет на идеологию в чистом виде не мог существовать долго, живая потребность общества в смыслах, часто приобретавшая уродливые формы в виде национализма и радикализма, не поддавалась запретам и, начиная с нулевых годов, была осуществлена попытка создания рынка идеологии по примеру США. В каком-то смысле это был шаг вперед, проблема заключалась в том, что рынок идеологии не работает без собственно идеологии. Так начался затяжной период имитации.
Имитация и коммерциализация
Идеологический проект реализуется через государственные и общественные институты, но именно в них произошла вторая подмена: последовавшая коммерциализация проектной деятельности в сфере государственных коммуникаций привела к самым изощренным формам имитации. На первый план вышли универсальные менеджеры, технология и инструменты превратились в самоцель и главный критерий эффективности общественной жизни.
Ценности и смыслы свелись к внешней декорации, что особенно наглядно проявилось в работе над имиджем России. Подавляющее большинство проектов по улучшению и продвижению имиджа страны были идеологическими пустышками, сводились к откровенному символическому мародерству и бесконечным шоу в стиле «русских домов» на провальных Олимпиадах (этот тренд был сломлен только XXII зимними Олимпийскими играми в Сочи).
Шоу-политика и шоу-идеология нулевых привели общество в тупик. Последствиями идеологической и смысловой имитации стали: отчуждение общества от государства, тотальная гламуризация и пиарократия, проникшие в политику, экономику, культуру и общество. В этом отношении выступления на Болотной площади в Москве в 2011-12 годах стали возможной благодаря деморализации общества и системному идеологическом кризису, пиком которого стал 2013 год.
Холодный, но свежий ветерок исторических перемен 2014 года, развеявший удушливую и уродливую атмосферу 2013 года, сразу же привел к колоссальному общественному оживлению. Ситуативный, даже еще не системный, намек на возрождение идеологии привел к тому, что уже в 2015 году экономические проблемы, возникшие вследствие внешнего давления, не привели к политическому кризису, общество продемонстрировало небывалую ранее солидарность и устойчивость.
Коммерциализация из инструментов воспроизводства идеологии фактически стала одной из форм сопротивления обретению обществом национальной идеологии. Имитация идеологии под видом прагматизма в новых исторических условиях стала угрожать существованию государства.
Возвращение и обретение
Ситуация 2015 года показала нежизнеспособность идеологической имитации, сделавшей общество беззащитным перед вызовами нового типа. Проблема заключается в том, что никакого качественно иного продукта, кроме созданного эффективным менеджментом в нулевые годы, общественные и государственные институты предложить не могут.
Идеологические проекты проваливаются на исполнительском уровне, в котором они вызывают неприятие и попытку вернуться к состоянию «тучных лет». Универсальные менеджеры, на которых делается ставка, к идеологической работе не готовы и отрицают саму ее суть. С этим предстоит еще не раз столкнуться при решении проектных задач, например евразийской интеграции.
В условиях, когда замена поп-либерализма на поп-патриотизм (в логике нулевых) не может больше обеспечивать стабильное существование общества и государства, повторное вычищение идеологии является крайней опасным подходом. Курс на принципиальную деидеологизацию общественных институтов крайне опасен.
Запад по отношению к России действует исходя из жесткой идеологической концепции устройства мира, которой подчинены и интересы всех экономических и политических субъектов западного общества. Отстаивание собственных интересов Россией в мире может быть реализовано только при возвращении и принятии идеологии прогресса и социальной справедливости.
Отказ от идеологии и ее имитация является синонимом цивилизационной и исторической капитуляции, которая автоматически влечет распад страны и уничтожение общества. В политическом отношении, обретение, принятие и воспроизводство идеологии означает критику западной идеологии потребления, социального расизма, неолиберализма и т.д., а также вскрытие и преодоление произошедшей и навязанной в 90-е годы идеологической подмены.
Процесс обретения идеологии крайне сложен и сопряжен с колоссальным сопротивлением со стороны внешних и внутренних сил. Ведь даже безобидные и в целом популистские призывы отдельных политических и общественных деятелей отказаться от западного потребления вызывают идеологическую истерику; западные бренды для части российского общества являются ценностью и признаком цивилизованности.
Павел Родькин, 
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Запад нашел слабую точку России

Специальная военная операция идет своим чередом, фронт неспешно, но неуклонно ползет все дальше на...

США тайно готовили ВСУ к ударам ракетами ATACMS по территории России

США тайно передали Украине партию из более чем 100 дальнобойных ракет ATACMS. По официальной...

США сделали крупную ставку на затягивание украинского конфликта

Палата представителей США после затяжных споров одобрила новую военную помощь Украине, а также разрешила...