Долгиегоды Советский Союз, а затем Россия были практически монополистами наиндийском рынке вооружений — одном из крупнейших в мире. И сейчассотрудничество Москвы и Дели в военной сфере остается на очень высокомуровне. Но времена, когда россияне были хозяевами положения, миновали.Теперь отечественные образцы вооружений все чаще проигрывают европейцами янки в борьбе за лакомые контракты индийских военных. Вот и теперьиндийцы предпочли российскому «Ночному охотнику» американский «Апач».
Россия проиграла тендер на поставкуиндийской армии 22 боевых вертолетов с опционом на поставкудополнительно еще 22 винтокрылых машин. От нашей страны за победу вконкурсе боролся ударный вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник». Егосоперником выступал разработанный корпорацией Boeing AH-64D Apache Longbow.И хотя сумма контракта была относительно невелика — «всего» 600миллионов долларов, проигрыш «Ночного охотника» нанес довольночувствительный удар по международному реноме отечественноговоенно-промышленного комплекса. Дело в том, что это уже второе фиаско вэтом году. В феврале Индия предпочла российским истребителям МиГ-35европейские Rafale и Eurofighter. А там речь шласовсем о других суммах. Дели собирался потратить на 126 самолетов от 10до 12 миллиардов долларов. И вот теперь такая неприятность свертолетами Ми.
Новости партнеров
Как утверждают индийские военные, в ихвыборе не было политической подоплеки. Просто «Ночной охотник» аж по 20позициям технических требований уступил «Апачу». К тому же «индеец»давно находится в серийном производстве и хорошо зарекомендовал себя вомножестве военных операций, которые вели США и их союзники по всемумиру. А российский вертолет пошел в серию только в 2008 году, и многиеего системы все еще дорабатываются.

Это, пожалуй, стало для индийских военных решающим аргументом в пользу разработки Boeing. Еще одно немаловажное соображение, которым руководствовалось индийское оборонное ведомство, привел в интервью «Коммерсанту» вице-президент тамошнего исследовательского центра Observer Research FoundationНандан Унникришнан: «Одна из причин поражения россиян — стремлениеИндии диверсифицировать источники поставки оружия и не зависеть на 80процентов от поставок из России, как это было в прошлые десятилетия.Кроме того, механизм принятия решения выглядит так: руководствоиндийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужноруководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорироватьэти требования в угоду политической целесообразности развитиястратегических отношений с Москвой индийское правительство не может».
Как бы там ни было, одно уже ясно: вусловиях острой конкурентной борьбы продукция отечественного ВПК всечаще проигрывает зарубежным аналогам. На фоне серьезных проблем вроссийской космической отрасли и хронических срывах гособоронзаказавпору говорить о системном кризисе в развитии отечественногонаучно-технического потенциала, на котором базируется национальнаябезопасность.
Индия много лет вступает в качествеключевого партнера России в азиатском регионе. Дмитрий Медведев ипремьер-министр Индии Манмохан Сингх даже подписали соглашение опривилегированном стратегическом партнерстве. Утрата ее гигантскогорынка может превратить отечественный ВПК в аутсайдера глобального рынкавооружений. Сейчас об этом говорить еще рано: россияне участвуют втендерах на поставку Дели 12 тяжелых транспортных и 197 легкихмногоцелевых вертолетов, две страны совместно разрабатывают истребительпятого поколения.
Тем не менее, две неудачи подрядзаставляют задуматься. «Несмотря на тезис о привилегированномстратегическом партнерстве, все далеко не так однозначно,- отметил винтервью российскому изданию Нандан Унникришнан.- Чтобы сохранитьлидирующие позиции на огромном индийском рынке, Москве придется теперьпроявлять большую гибкость и изобретательность».
Иначе единственными доступными дляроссиян рынками оружия окажутся международные изгои вроде Ирана, скоторыми больше никто не хочет иметь дело. И хотя, как показал скандалс поставкой Тегерану зенитных комплексов С-300, это тоже не самыелегкие партнеры, но зато в отношениях с ними можно избежать той остройконкуренции, к которой пока не привыкли отечественные производителивооружений. Поэтому Россия наращивает усилия на иранском направлении, втех сферах военного сотрудничества, которые не подпадают под действиесанкций ООН.
В частности, отечественные оборонщикипоставили Исламской республике мобильные средства радиоэлектроннойборьбы — комплексы РЭБ типа 1Л222 «Автобаза».
Новости партнеров
«Мы постоянно ведем переговоры с Ираномо закупке этой страной военной техники, которая не подпадает подсанкции ООН. Это оборонительные системы, в частности в данном случаеречь идет о средствах радиоэлектронной борьбы. Речь не идет осамолетах, подводных лодках и даже системах С-300. Речь идет обобеспечении безопасности иранского государства», — пояснил порталу DefenseNews заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин.
Такое сотрудничество можно толькоприветствовать. Только вот потерю одной Индии даже десятью Иранами невозместить. А это значит, что настала пора пересматривать базовыепринципы российского военного строительства.
http://www.newsinfo.ru/



