ГлавноеБылоеЕвродела-а-а... Волна самоубийств... Опасные политики... "Лихие девяностые" по-европейски...

Евродела-а-а… Волна самоубийств… Опасные политики… «Лихие девяностые» по-европейски…

Опубликовано

АВТОР: None

Не так давно волна самоубийств буквально захлестнула Европу. Если в России в последнее время сводят счеты с жизнью в основном несовершеннолетние, то на Западе накладывают на себя руки люди зрелые и даже пожилые. Эксперты объясняют многочисленные трагедии в Греции и Италии экономическим кризисом: затягивание поясов превращается в петлю на шее… Оборванные красно-белые липкие ленты трепещут на ветру. Тут недавно полиция сняла с дерева тело 61-летнего моряка, повесившегося после того, как его списали с судна. У него остались жена, дочь и собака, пишет газета «Шпигель». Греция переживает волну самоубийств, вызванных, как полагают, экономическим кризисом. Автор этих строк знаком с ситуацией не только по сообщениям информагенств. Родственники жены уехали в Грецию из Грузии сразу же после развала СССР. Первое время они процветали. Но вот уже года полтора в их голосах слышны нотки: а может, нам стоит вернуться?

Каменистый ландшафт и раньше не казался раем, но по крайней мере, можно было покататься по стране и кое-что посмотреть. Сейчас, говорят, если надумаете к нам приехать, бензин за ваш счет. Кстати, он стоит в три раза дороже (даже больше), чем в России .

Новости партнеров

Согласно статистике газеты Ta Nea, количество самоубийств в Греции в 2011 году достигло 411 случаев, что, по данным агентства Reuters, представляет рост на 40 процентов только за минувший год. По официальным данным, за последние три года количество добровольно ушедших из жизни греков выросло на 20 процентов, в связи с чем ежедневная газета Kathimerini писала недавно о «самой жестокой главе в истории финансового кризиса Греции». При этом единодушно отмечается, что до экономического кризиса в течение достаточно долгого времени показатель самоубийств на душу населения в Греции был самым низким среди других европейских стран — 3,5 самоубийства на 100 тысяч жителей.

Эксперты видят причину роста самоубийств, прежде всего, в жесткой политике затягивания поясов, навязанной гражданам погрязшими в долгах странами. На днях в водоеме города Козани выловили труп 45-летней гречанки, которая от безысходности утопилась. Местный епископ отказал родственникам самоубийцы в отпевании по православному обряду. Церковные колокола молчали, когда ее тело предавали земле.

В европейской прессе на разных языках время от времени появляются упоминания о 77-летнем афиняне, добровольно ушедшем из жизни, лишь бы только не рыскать по мусорным контейнерам в поисках пищи. В своем прощальном письме отставной аптекарь обвиняет «оккупационное правительство» своей страны, которое ему «не дало ни малейшего шанса» на нормальное существование. «Мне не остается ничего другого, как достойно окончить свои дни, чтобы не побираться по помойкам в поисках еды и не быть обузой для своих детей», — написал греческий пенсионер.

Выступая по греческому радио, председатель союза афинских аптекарей Костас Лурандос, высказался о покойном, как о человеке, который никому не мешал, но на старости лет заболел и столкнулся с финансовыми проблемами. «То, что он простился с жизнью, свидетельствует о целостности его характера, — сказал Лурандос. — Место, которое он выбрал для этого, свидетельствует о его политической зрелости».

«Финансовый кризис угрожает жизни нормальных людей, но гораздо более опасны радикальные сокращения социального обеспечения», — приводит слова социолога Дэвида Стаклера (David Stuckler), который давно занимается исследованием социальных воздействий экономических кризисов, издание New York Times. Специалист делает неутешительный вывод — правда, насчет Италии, но ситуация в Греции сходна: радикальная политика экономии может обратить экономический кризис в эпидемию. Американские средства массовой информации сообщают, что за последние три года в Италии зафиксировано по крайней мере 30 случаев суицида среди предпринимателей, которые оказались не в состоянии выплачивать долги или лишились финансовых дотаций.

«Можно предположить, что наклонность к самоубийству заложена в самом строении индивида независимо от различных аномальных его состояний, — писал в свое время один из создателей социологии Эмиль Дюркгейм. — Она может заключаться в чисто психических явлениях, не будучи связана непременно с расстройством нервной системы».

Ему принадлежит термин «аномический суицид» — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе. Именно на разрушение общественных норм и потерю ценностей обращают в первую голову в Евросоюзе, когда пишут о Греции. Страна, всегда отличавшаяся низким количеством самоубийств, неожиданно вышла по этому показателю в лидеры наряду с Италией. Все тот же «отец социологии» Дюркгейм обращал внимание на тот факт, что католики, в отличие от протестантов, реже склонны к суициду.

Новости партнеров

Статистика самоубийств далеко не полная, уверен профессор психиатрии Афинского университета Василий Контаксакис. Во время своего выступления по греческому радио психиатр отметил, что в первую очередь страдают «не только пожилые, но также и молодые люди». Среди безработных греков много молодых и энергичных в возрасте 25-30 лет. Но наименее защищенной группой являются люди в возрасте от 35 до 55 лет.

Самые опасные политики Европы…

Немецкий журнал Der Spiegel вывесил на «доску почета» портреты «самых опасных политиков Европы», чьи «безрассудные и популистские идеи разжигают европейский кризис».

«Они играют с огнем, который может поставить под угрозу весь европейский проект. Они питают стереотипы и обиды о якобы ленивых европейцах южной Европы с одной стороны и властных немцах — с другой. Их цель- привлечь как можно больше голосов избирателей за счет спекуляций на теме единой Европы», — пишет журнал Spiegel. Итак, кто эти антигерои ЕС?

На первое место рейтинга журнал ставит доморощенного политика — министра финансов Баварии Маркуса Зедера. В интервью изданию Bild am Sonntag Зедер, член Христианско-демократической партии Баварии, входящей в коалицию с партией Ангелы Меркель, потребовал, чтобы Греция вышла их зоны евро до конца года: «Европа должна показать зубы на примере Афин. Каждый человек должен когда-то оторваться от маминой юбки, для греков это время настало». Или вот еще: «Если на твоем канате висит еще кто-то и, срываясь, грозит утянуть в пропасть и тебя, то надо перерезать канат». «Тон дискуссии очень опасен. Мы должны быть осторожны, чтобы не довести Европу до смерти», — прокомментировал его высказывания министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.

Алексис Tсипрас, едва не победивший на недавних парламентских выборах, лидер греческой Коалиции радикальных левых сил Syriza назван журналом самым опасным иностранным лидером. Тсипрас предложил национализировать банковский сектор Греции, выступил против фискального мониторинга греческой системы финансов тройкой ЕС (МВФ, Европейская комиссия и ЕЦБ) и за уголовную ответственность за приватизацию государственных предприятий. «Что является его целью? Тсипрас делает ставку на то, что (Лиссабонский) договор не позволяет удалить Грецию из зоны евро, и поэтому выбирает бескомпромиссную оппозицию», — пишет Spiegel.

На третьем месте неожиданно появляется ушедший было в тень бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Авторы рейтинга опасаются его возвращения с популистской риторикой на пятый премьерский срок на выборах в следующем году. Недавно Берлускони заявил, что ЦБ Италии должен просто печатать ев ро, чтобы избежать диктата Брюсселя и пригрозил вновь ввести лиру. Его газета Il Giornale вызвала переполох на прошлой неделе, поместив на первой полосе статью под заголовком «Четвертый рейх» с изображением канцлера Германии Ангелы Меркель с поднятой в фашистском приветствии рукой. Такие аналогии для немцев крайне оскорбительны.

Марин Ле Пен — лидер французского крайне правого Национального фронта — обосновалась на четвертом месте. «Фрау Меркель и ее друзья, Ван Ромпей (председатель ЕС. — Ред.) и Европейская комиссия находятся в завершающей стадии создания Европейского Советского Союза. Мы можем потерять свой статус свободной страны», — заявила Ле Пен во время избирательной компании президентских выборов этого года. Она также призвала вернуться к франку.

Новости партнеров

Пятерку замыкает Тимо Сойни, лидер правой партии «Истинные финны» и член Европейского парламента. Обещание политика во время выборов в 2011 году, что «для ЕС мы будем плохими парнями с Севера», не привело его партию к власти, но повлияло на финское правительство, пишет журнал. С тех пор страна занимает отрицательную позицию в отношении предоставления помощи Греции и Испании. «Ни евроцента больше», — говорит Сойни. — Мы заплатили достаточно».

Но надо отметить, журнал самокритичен. На шестое место он ставит еще одного баварца — Александра Добринта, генерального секретаря консервативного Христианско-социального союза Баварии (ХСС). Добринт имеет конкретный план перехода Греции к параллельной драхме и всячески его пропагандирует. Его заявления типа: «Это конец для Греции» вызывают недоумение даже в рядах его собственной партии, считает Der Spiegel.

Не очень понятно вхождение в рейтинг лидера Партии независимости Великобритании (UKIP) и члена Европейского парламента Найджела Фараджа, так как Великобритания не состоит в зоне евро. Видимо, оценены его старания в Европарламенте. Так, он назвал Лиссабонский договор «самым зрелищным, бюрократическим государственным переворотом, какой когда-либо видел мир». «Какого черта вы о себе возомнили? Вы действительно очень, очень опасные люди: вы полностью поглощены навязчивой идеей создания европейского государства и поэтому с радостью уничтожаете демократию. Похоже, что вы счастливы, что миллионы людей сидят без работы и в бедности», — сказал Фарадж.

На восьмом месте — глава Австрийской партии свободы (АПС) Хайнц-Кристиан Штрахе. По его мнению, Европейский механизм стабильности (ESM) уничтожает демократию Австрии и нарушает ее конституцию. Der Spiegel считает, что Штрахе обхаживает австрийцев «дешевой риторикой и неадекватными сравнениями» — и это работает. Последние опросы показывают, что один из пяти австрийцев на парламентских выборах сегодня проголосовали бы за АПС. Штрахе утверждает, что ESM аналогичен Закону о чрезвычайных полномочиях (Ermachtigungsgesetz), принятому Рейхстагом 23 марта 1933 года, в результате которого гитлеровское правительство получило законодательные права.

Глава голландской Партии свободы Герт Вилдерс, по мнению Der Spiegel, является образцом для многих популистов Северной Европы. Недавно он вывел партию из правящей коалиции, недовольный тем, что премьер Марк Рютте одобряет немецкие меры жесткой экономии. Вилдерс обвинил Рютте в «рабской позиции на коленях перед итальянской и испанской мафией». Он хочет возвращения голландского гульдена. «Европейский союз — это катастрофа для Нидерландов», «Евро — не деньги, евро нам стоит денег», — таковы характерные высказывания Вилдерса, охарактеризовавшего ESM как «диктат Брюсселя».

Замыкает рейтинг Виктор Орбан — премьер-министр Венгрии, лидер правой партии «Фидес». «Венгры не будут жить по указке иностранцев», — сказал Орбан. Он также сравнил Европейский Союз с СССР, жестоко подавившим в 1956 году венгерское восстание. «Мы хорошо знакомы с непрошеной товарищеской помощью и узнаем ее, даже когда она является в дорогом костюме, а не в форме с погонами», — заявил Орбан. В Брюсселе считают, что национал-либеральное правительство Орбана подрывает демократические права венгров. Он инициировал новый ограничительный закон о СМИ, новую конституцию и предпринял попытку посягнуть на независимость Венгерского центрального банка. Однако Европейская комиссия заставила его правительство притормозить, пригрозив заблокировать выдачу субсидий.

Авторы данного рейтинга полагают, что все эти политики решают свои властные проблемы, спекулируя на трудностях Европы. Однако люди не случайно выбирают их в правительства своих стран и Европарламент. Избиратели опасными считают не их, а Ангелу Меркель, которая строит счастье Германии на несчастье периферии, втягивая ее в порочный круг заимствования и стагнации. Или итальянского «технаря» Марио Монти, который начал распродавать культурные ценности страны, чтобы расплатится с госдолгом. Или испанского «гуманитария» Марио Рахоя, который врет своим избирателям, утверждая, что Испания выйдет их кризиса своими силами. Или же прыткого Франсуа Олланда, переключающего внимание народа с внутренних проблем на свою героическую роль в сирийском конфликте и популистские меры вроде ввода 75-процентного налога на сверхдоходы.

Cитуация в Европе тяжелая, и виноваты в ней международные финансовые спекулянты с Уолл-Стрит и политики, стоящие у них на службе.

«Лихие девяностые» в Испании…

Давний друг, приехавший намедни из Испании, во время распития «встречальной» бутылочки тамошнего винца громко возмущался поведением местного населения. Похоже, в отдельных странах Евросоюза на фоне экономического кризиса начинается что-то вроде российских «лихих девяностых». Тамошние власти в растерянности: они не знают, как побороть беспредел.

Мальчики в спортивных штанишках и ярких пиджачках там наблюдаются все чаще, как у нас лет 10-15 назад. Среди пиджакастых множество россиян и уроженцев бывших республик СССР. Опыт есть! Правда, наши тогда ездили на вишневых «девятках» отечественного производства. А нынешний испанский рэкет предпочитает Opel или BMW. Как рассказывает мой друг, когда к крыльцу твоей усадьбы или фирмы подъезжают на добротных немецких машинах, сразу хочется скрыться куда-нибудь… Так описал свое самочувствие в последние дни пребывания на испанской земле Игорь Волосевич, менеджер фармацевтической фирмы, по собственному желанию уволившийся после четырех лет работы и вернувшийся обратно на родину, в очень несолнечный Архангельск.

Из Испании сейчас наверняка вынуждены будут уехать многие эмигранты. Эта страна оказалась в числе наиболее сильно пострадавших от экономического кризиса, охватившего сейчас Евросоюз. На фоне социальной напряженности, роста безработицы и — пропорционально — народного недовольства властями возникают необычные, сугубо кризисные явления. Например, робингудство — хищение в благотворительных целях.

Двух таких благородных воров (оба испанцы, члены ультралевого Трудового союза) только-только взяли под арест. Попались они на краже продуктов из местного супермаркета, причем — и это официально подтвердилось в ходе следствия — всю добычу раздавали малоимущим жителям своего квартала. Бедные семьи, которые из-за кризиса начали голодать, буквально молятся на Франсиско Молеро и его друзей. Да и общественность на стороне испанских Робин Гудов.

Согласно уголовному кодексу страны, за магазинное воровство можно загреметь за решетку на три года — это максимальное наказание. Но вряд ли Молеро с подельником сядут в тюрьму так надолго. Может быть, их вообще не посадят. Дело это очень резонансное, пресса освещает каждый нюанс уголовного преследования, журналисты не скрывают своей симпатии к арестованным, а народ так и вовсе уверен, что парней пора отпустить на свободу.

Учитывая ситуацию, Франсиско Молеро грамотно воспользовался своим правом на суд присяжных — он потребовал, чтобы решение по его делу выносили сограждане. И даже если предположить, что обвинению удастся подобрать заседателей, крайне негативно относящихся к воровству, преимущество все равно будет на стороне подсудимых. Они ссылаются на кризис как на особое обстоятельство, вынудившее их преступить закон ради спасения невинных людей. Ну как присяжные, по каждому из которых экономический кризис наверняка нанес удар той или иной степени тяжести, не проникнутся сочувствием?

Вдобавок в испанском обществе сейчас очень сильны протестные настроения. Местное население вполне предсказуемо обвиняет в свалившихся на него бедах правительство, а государственные институты, включая суд, естественным образом ассоциируются у народа с властью. Поэтому процесс по делу магазинных Робин Гудов рискует превратиться в показательный — возьмут присяжные, да и признают воров невиновными. Во всяком случае, скандала не миновать.

Но на общем фоне магазинное воровство — действительно цветочки. Ягодки ведь уже зреют. Когда десятки тысяч людей теряют работу, а вместе с ней и возможность расплачиваться по кредитам, и при этом правительство приводит в действие антикризисную программу, бьющую в первую очередь по социалке, всплеск преступности неизбежен. И дай бог, чтобы в Испании обошлось кражами из супермаркетов.

Такие кризисные процессы напоминают бомбу замедленного действия, потому что дают отложенный эффект. В тяжелые времена всегда поднимают голову мафиозные структуры, стремящиеся использовать ситуацию для обогащения и усиления своего влияния. А плоды государство будет пожинать потом, когда кризисный шторм уже утихнет. Недаром же в Испании появились те самые мальчики в пиджачках.

В европейских странах уже известны прецеденты, когда мафия в условиях финансового кризиса вкладывала большие средства в легальный бизнес — например, в строительство. Конечно, деньги грязные, кровавые — но когда больше ни у кого их толком нет, выбирать не приходится. В других обстоятельствах так влиться в деловую сферу мафиозные структуры не смогли бы, но кризис делает чиновников крайне неразборчивыми в средствах. А уж о каких средствах идет речь средства, можно судить хотя бы по неофициальным источникам. Например, на начало 2011 года совокупный ежегодный доход мафиозных структур в Европе превышал 100 миллиардов евро.

С криминальной стороной кризиса несколько лет назад вплотную столкнулась Италия. В 2008–2009 годах местные банки сидели на мели. Мелкий и средний бизнес, соответственно, потерял в их лице потенциальных кредиторов, и тоже остался без средств существования. Это быстро просекла ндрагета (крупная организованная преступная группировка из Калабрии, самой бедной итальянской провинции) — и с превеликим удовольствием предложила бизнесменам финансирование. Причем не ростовщическое, не рейдерское, без отрубленных мизинцев и сожженных машин, а вполне себе мягкое, под сравнительно небольшие проценты. Итальянское правительство тогда хоть и поздновато, но все же спохватилось. Выводить ндрагету из кредитного бизнеса пришлось «хирургическим» путем — массовыми арестами мафиози.

Испании сейчас угрожает та же самая опасность, и если местные власти не предпримут какие-то меры, повальные кражи продуктов из супермаркета и другие «бытовые» преступления покажутся им мелочью по сравнению с тем, что начнется в стране потом.

Игорь Буккер, Любовь Люлько, Андрей Михайлов


http://www.pravda.ru/world/

 



Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Сталин вывел Россию на пик могущества, заплатив колоссальную цену

Нашим либералам неприятно само слово «геополитика». Но тут никуда не денешься –российская государственность была...

Карибский кризис 2.0: Почему Дональд Трамп не решился объявить войну Венесуэле

За «черными танкерами» Николаса Мадуро стоят внешние силы? Война США против Венесуэлы могла начаться вчера....

Захар Прилепин: Все, кто сегодня отворачивается от Венесуэлы, будут пожраны чуть позже

Какой у США честный президент: никаких пробирок в ООН, никакой «защиты демократии». Сразу по...