ГлавноеБылое“Беркут” – одинокое крыло...

“Беркут” – одинокое крыло…

Опубликовано

АВТОР: None

Военные эксперты обещают, что эйфория всеобщего примирения будет недолгой, ситуация в мире начнет обостряться через 10—20 лет. С каким вооружением Россия подойдет к этому времени?

Новости партнеров

«Новый русский”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Он появился в небе над летным полем аэродрома в Жуковском совершенно неожиданно. Это был сюрприз Международного аэрокосмического салона (МАКС) в 1999 году. Самолет пронесся над зрителями, описал круг, пролетел на низкой высоте, чтобы его все хорошенько рассмотрели, выполнил несколько несложных виражей и скрылся. Новая машина имела крылья необычной формы. Они были выгнуты вперед. Знатоки авиации сразу поняли, что перед ними вполне удачная машина с обратной стреловидностью крыла. Новую конструкцию самолета представило зрителям ОКБ  Сухого.

Репортеры, публиковавшие репортажи с МАКС-99, были щедры на эмоции, раздавали похвалы новому самолету, но не более. Ни самолета, ни летчика, пилотировавшего его, им не показали. Черная машина с названием «Беркут» стала главным интересом салона. Самолет будто бы взлетел ниоткуда и скрылся неведомо куда. Был ли он?

Был. Для репортеров это всего лишь очередная рабочая сенсация, с которой они столкнулись. А вот для авиационных специалистов «Беркут» секретом уже давно не был. Американские авиационные аналитики знали, что в России ведутся работы над самолетом пятого поколения. Поскольку в эти годы наши государственные и военные секреты попросту выбалтывались, то полученные американской разведкой сведения позволили председателю подкомитета по тактической авиации в Комитете по национальной обороне Конгресса США Курту Велдону сказать еще в 1997 году такие слова:

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"«Холодная война, хочется верить, окончилась, империя Советов пала, но в России работают над новым истребителем, который, по оценке некоторых экспертов, будет противостоять лучшим самолетам наших ВВС. По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские пилоты могут столкнуться с врагом еще более грозным, чем это ожидалось раньше».

Слова эти были опубликованы в New York Times, а, как известно, то, что написано пером, уже никаким топором не вырубишь. Выходит, американские военные по-прежнему рассматривают нас как врагов, хотя и говорят, что «холодная война» закончилась?

Нет, Курт Велдон имеет в виду совсем других врагов.

«Продажа этого самолета в «ненадежные» страны, такие же как Россия, видятся источниками потенциальной угрозы национальной безопасности США. Это очень тревожно… Россия продолжает осуществлять значительные инвестиции в развитие технологий. Цели, которые преследует Россия, вне нашего понимания. Это признак того, что в то время, как обычные вооруженные силы находятся в состоянии полной дезорганизации, есть в России силы, заинтересованные в финансировании технологического «скачка», который может дать русским значительный потенциал еще на 10—15 лет. В России испытывают новый истребитель «Сухой», который может выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что они называют превосходством в воздухе».

Новости партнеров

Истребитель С-37, который так беспокоит американских экспертов, и был тем самым таинственным «Беркутом», который впервые показали на МАКС-99.

Для нас, еще не отвыкших от сюрпризов, которыми постоянно удивляли отечественные авиаконструкторы, «Беркут» стал не более чем приятной новинкой. Самолет тут же метко окрестили «новым русским» — его силуэт был похож на тот самый жест, которым эти самые «новые русские» обнаруживают себя.

«Ни грамма по земле”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Прошло два года со дня показа «Беркута». На минувшем авиасалоне в Жуковском он вновь летал. Но к этому времени о «Беркуте» нам стало уже кое-что известно.

Авиационные специалисты относят самолет С-37 к пятому поколению истребителей. Курт Велдон точно сформулировал стратегическую задачу наших авиаконструкторов, создающих самолеты, которые обязаны завоевать превосходство в воздухе. Военные теоретики считают, что подобные истребители разрабатываются в странах, имеющих «в силу исторических и экономических причин глобальные интересы». Пусть это видится им так. Наши же авиаконструкторы придерживаются другой задачи — «ни грамма (ни фунта) по земле». Новый истребитель должен полностью контролировать воздушное пространство над театром военных действий.

Один из американских генералов ВВС, ознакомившись с тактико-техническими данными С-37, воскликнул: «Мы всегда и всюду обладали господством в воздухе. Теперь же советские истребители могут безнаказанно оперировать на своей стороне поля боя».

Известно, что американцы ни в чем не любят уступать, и на разработку своих истребителей пятого поколения они ссудили необходимую сумму.

А что у нас?

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"«Беркут» начинали создавать еще в советское время. До воплощения его в металле прошло десять лет. Это не такой большой срок, если учесть, что новому самолету нужны были новые материалы и новые технологии. Все эти работы финансировались. Планировалось построить три опытных самолета. Один был уже «приговорен» к разрушению на земле: на нем должны были проверить все прочностные характеристики. А две машины делали для полетов.

Новости партнеров

В результате денег хватило на постройку всего лишь одного самолета. Его испытали на статические нагрузки, на нем сейчас и летают. По сути, «Беркут» — всесторонняя летающая лаборатория. Речи как о самолете, который должен заменить ныне стоящие на вооружении истребители, пока идти не может.

Не факт и то, что истребители пятого поколения будут иметь именно такой вид.

Обратная стреловидность крыла — давняя мечта авиаконструкторов, которая приблизилась к ним лишь сейчас, во времена высоких технологий. Попытку создания таких самолетов предпринимали еще в фашистской Германии. Созданный на фирме «Юнкерс» бомбардировщик показал высокую скорость и хорошую маневренность. Даже в экспериментальную серию он пойти не успел — закончилась война. Кстати, два опытных бомбардировщика достались СССР в качестве трофеев.

В 80-е годы американская фирма Grumman вплотную занялась экспериментальным самолетом с обратной стреловидностью крыла. Такой самолет Х-29 был создан и широко рекламировался. Но дальше эксперимента дело не пошло. Мнения американских авиационных специалистов разделились. Одни считали, что Х-29  — это новый скачок в военном авиастроении. Другие охлаждали пыл энтузиастов заявлением о том, что развитие истребительной авиации должно идти по пути плавной модификации, а не качественных скачков.

У военных обозревателей New York Tims было свое мнение на этот счет:

«Необычная конфигурация и размещение крыла обратной стреловидности определяют его подверженность большим нагрузкам в полете, что требует применения прогрессивной компьютерной технологии для поддержания устойчивости. Положение поверхностей управления самолетом Х-24 обновляется до 40 раз в секунду».

А это новая мысль для раздумий. Неужели наши конструкторы подошли к тем компьютерным технологиям, которые позволяют решать задачи полета? Что же мы тогда самыми последними словами ругаем наших конструкторов компьютерных систем? А может быть, в самолете есть что-то, еще неведомое миру?

Как бы там ни было, но до поры до времени это будет оставаться тайной. Даже мельком заглянуть в кабину нового самолета не разрешают. Пока самолет доступен только для дистанционного созерцания.

Секреты «Беркута”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Писать о тактических возможностях С-37 довольно сложно. Надо оперировать специальными терминами, понимание которых доступно лишь людям, знакомым с авиацией. Но выйти из положения мы сможем. Вот для начала цитата из американского авиационного издания. Обратим внимание, что слова эти написаны в 1979 году.

«Крыло обратной стреловидности может оказать решающее влияние на облик военных самолетов нового поколения и обеспечить создание высокоманевренного самолета с менее мощными и более экономичными двигателями».

Что еще нужно авиации? Так что экзотический вид «Беркута» — это не прихоть авиаконструкторов. Мы, не ведая того, оказались на пороге нового взлета авиации, и «Беркут» нам открыл дверь.

25 сентября 1997 года его поднял в воздух летчик-испытатель Герой России Игорь Вотинцев. С тех пор он уже совершил более сотни испытательных полетов, но о самолете говорит скупо. Немногословие его объяснить можно: «ноу-хау», заложенные в самолет, еще долго будут оставаться большим секретом. И все-таки кое-какие подробности нам удалось узнать. Вот что рассказал летчик-испытатель одной из воронежских газет. Как оказалось, именно в этом городе на военном аэродроме «Балтимор» шли испытания С-37.

Летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев. Это он поднял "Беркута" в воздух.«На «Беркуте», как и на Су-27, такие же педали, приборы. Правда, ручка управления вынесена на правый борт и внешне напоминает ручку компьютерного джойстика. Такая же ручка имеется на американском истребителе F-16. На отечественных серийных истребителях она в таком виде еще не применялась. Ручка вынесена на борт для того, чтобы освободить место для дисплеев, отражающих информацию о состоянии самолета. Кроме того, здесь установлено все самое современное оборудование и авионика».

Не обошла Игоря Вотинцева вниманием и газета «Жуковские вести». В городе авиаторов летчик оказался более доступен. Что же он сказал?

«По расчетным несущим характеристикам «Беркут» лучше Су-27 и Су-30. Машина полностью оправдывает все затраты и потенциально может стать лучшим истребителем в мире. Самолет способен летать на углах атаки в полтора раза выше, чем все современные истребители. При этом повышается система безопасности, в штопор самолет войти в принципе не может.

Для опытного летчика новый самолет не будет сложным в управлении. Тот, кто летал на Су-27 и МиГ-29, сможет пилотировать и С-37″.

Казалось бы, надо радоваться за отечественную военную авиацию. У нее появился истребитель XXI века. Но, увы, он пока один. А один, как известно, в небесном поле не воин.

Тактико-технические характеристики самолета С-37 «Беркут”.

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Размах крыла — 16,7 м.

Длина самолета — 22,6 м.

Взлетная масса — 24 000 кг.

Все остальные данные пока неизвестны. Его испытания не закончены.

 

 

На снимках:

  1. Истребитель XXI века С-37 «Беркут».
  2. Летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев. Это он поднял «Беркута» в воздух.


    Вячеслав Федоров

 



Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Анастасия Кашеварова. Как наши брали Северск

«Заходили на тихого, ночью, в непогоду» Взятие Северска открывает ВС РФ дорогу на Славянск, с...

Гарантии «аналогичные НАТО» для нас хуже, чем просто НАТО

У Киева есть считанные дни, чтобы принять предложение США по гарантиям безопасности, сообщает Politico....

Расплатиться придется всем: Европа сделала смертельно рискованную ставку

Мучительный (поскольку принятые решения пришлось буквально вымучивать в ходе многочасовых споров) саммит ЕС обнажил...