ГлавноеПодробности"Росатом" рассекретил приказ, запрещавший создателям ядерной бомбы ездить за рулем

«Росатом» рассекретил приказ, запрещавший создателям ядерной бомбы ездить за рулем

Опубликовано

АВТОР: None

Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в те времена в целях их безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе 1948 года, рассекреченном госкорпорацией «Росатом«.

«Росатом» публикует архивные материалы об истории отечественной атомной отрасли, 75-летие которой будет отмечаться в августе будущего года. На портале «История Росатома» в специальном разделе «Российской атомной отрасли — 75 лет» выложены факсимиле архивных документов, связанных со становлением и развитием ядерной индустрии СССР, в частности, с советским атомным проектом. Многие из этих документов ранее не публиковались.

Новости партнеров

В их числе – приказ начальника штаба советской атомной промышленности, Первого главного управления (ПГУ) при Совете министров СССР Бориса Ванникова от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам «вне зависимости от их положения», занятым в атомном проекте, садиться за руль служебных автомобилей.

Приказ по ПГУ № 0350сс. 18 сентября 1948 / © Фото : «Росатом»

Кроме того, руководителям предприятий и организаций ПГУ приказ вменял «категорически запретить всем сотрудникам подведомственного им учреждения управления служебными автомашинами и принять меры, исключающие возможность передачи шоферами управления автомашиной сотрудникам вне зависимости от их положения и наличия у них прав на вождение машин».

За передачу управления машиной шоферам угрожали судом.

Безопасности создателей атомной бомбы в СССР уделялось очень большое внимание. Ключевым специалистам, в числе которых был Лев Арцимович, запрещалось летать самолетами, этим ученым выделили персональный пассажирский железнодорожный вагон. К ним также прикреплялась охрана из числа офицеров госбезопасности.

Повод для запрета

Основанием для приказа Ванникова стало принятое тремя днями ранее решение управляющего органа советского атомного проекта — Специального комитета при Совете министров, руководимого заместителем председателя правительства Лаврентием Берией. Тогда Спецкомитет на своем заседании рассмотрел два случая ДТП с участием выдающихся ученых, занятых в создании атомного оружия. Протокол того заседания был рассекречен и обнародован ранее.

Новости партнеров

В протоколе говорилось, что в результате нарушения работниками Лаборатории №2 Академии наук СССР Игорем Панасюком и Львом Арцимовичем правил дорожного движения произошли два ДТП.

«Научный сотрудник Лаборатории №2 товарищ Панасюк взял у шофера служебной машины управление автомашиной, не имея на то права. В результате произошла авария, при которой сам товарищ Панасюк получил тяжелое ранение», — говорилось в документе.

Кроме того, в протоколе сообщалось, что Арцимович также взялся управлять автомашиной, что привело к аварии, в результате которой сам ученый «не пострадал лишь случайно». Спецкомитет потребовал исключить возможность повторения подобных происшествий.

Лабораторией №2 называлась организация, возглавлявшаяся Игорем Курчатовым и отвечавшая за научное руководство атомным проектом. Сейчас это Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Игорь Панасюк (1917-1972) и Лев Арцимович (1909-1973) были одними из ближайших соратников Курчатова, вместе с ним до войны сделавшими выдающиеся открытия в ядерной физике. В ходе реализации атомного проекта Панасюк сыграл большую роль в строительстве и пуске первых советских ядерных реакторов, а Арцимович – в создании электромагнитных установок для обогащения урана, а также получения лития-6, необходимого для термоядерных зарядов.

Сын Игоря Панасюка, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына МГУ Михаил Панасюк в беседе с РИА Новости открыл некоторые подробности ЧП 1948 года.

«Родители мне рассказывали, что это произошло на «Базе-10», — вспоминает он. «Базой-10» в то время в целях секретности называлось место расположения на Южном Урале комбината №817 — первого советского предприятия по производству оружейного плутония. Впоследствии «База-10» меняла название на Челябинск-40 и Челябинск-65, ныне город Озерск, а комбинат №817 сейчас — это «Производственное объединение «Маяк» «Росатома». Игорь Панасюк был научным руководителем первого советского реактора-наработчика плутония на заводе №817.

«Во время командировки они с водителем ехали на «Виллисе». За рулем был шофер. В дороге что-то случилось, вроде бы отказали тормоза, произошла авария. Отец сильно пострадал. Было расследование, виновником аварии признали водителя, но вопросов было много — как и почему это случилось», — рассказал Михаил Панасюк.

ria.ru

Новости партнеров




На Западе решили взять с России репарации авансом

Обозреватель Reuters Хьюго Диксон похвастался, как он вместе с представителями американского истеблишмента придумал новый план финансирования Украины. Он называется «синдицированный репарационный кредит» и выглядит...

Ростислав Ищенко. Почему российских мобилизованных не отпускают по домам

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня Ростислав Ищенко прокомментировал необходимость ротации на фронте российских мобилизованных. Об этом пишет издание "Военное дело". «Все могут уходить в...

Олег Царев объяснил, как дроны ВСУ выбирают самую жирную цель на НПЗ

В конце недели ВСУ организовали массированный налет 66 беспилотников на объекты в Краснодарском крае. В том числе был атакован нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани,...

Читайте также

Белоруссии предстоит своя СВО

Президент Белоруссии ярко выступил на Всебелорусском народном собрании. Можно даже сказать "зажег". Запомнились прекрасные...

Тимур и его команда

Главное, чтобы сейчас не сработал старый принцип – «посижу пару-тройку лет, а потом по...

Если без НАТО, то можно: европейцев готовят к войне с Россией

В американской пропаганде, нацеленной на Европу, доминирует ключевой тезис: борьба с Россией за Украину...