ГлавноеИнтервьюПод разговоры о цифровизации и "гаражной экономике" в России растет бедность

Под разговоры о цифровизации и «гаражной экономике» в России растет бедность

Опубликовано

Вести с «экономических полей» продолжают то ли радовать, то ли всерьез озадачивать наблюдателей, а правительственные чиновники всерьез спорят о том, какой вклад в ускорение роста дает такой сомнительный показатель, как закредитованность населения.

Бедность в России продолжает расти, несмотря на все ухищрения чиновников Росстата и вышестоящей инстанции – Минэкономразвития. Очередное, так сказать, «достижение» в этом смысле было показано на неделе – по официальным данным, число граждан с доходами ниже прожиточного минимума достигло 20,9 млн человек. Увеличившись в первом квартале 2019 года до показателя в 14,3% по сравнению с 13,9% годом ранее.

Новости партнеров

В принципе Росстат констатировал, конечно, банальность, о которой в последнее время твердят все более-менее приличные экономисты, банкиры и просто все думающие люди. Экономика стагнирует, а доходы населения не растут (чаще даже – падают!) у большинства на протяжении как минимум последней пятилетки.

Вообще же начало нынешнего депрессивного состояния дел в экономике России честные специалисты относят не к 2014 году, а к рубежу 2011-2012 годов, когда, казалось бы, не было особых поводов для беспокойства. Прямо в те годы многие предупреждали – российская экономическая модель исчерпала себя и в будущем будет все дальше и дальше вползать то ли в рецессию, то ли в стагнацию, сути это не меняет, вопрос терминологии. Сегодня все это можно наблюдать и, так сказать, пощупать в самой что ни на есть реальности.

Бодрость правительственных чиновников, которые то отчитываются о «небольшом», но все-таки росте экономики, то о надеждах на национальные проекты и прочие подобные реляции, давно и никого не обманывают. Тем более что, как мы не раз отмечали, в самих товарищах из околоправительственных структур согласья давно нет.

Удивительно ли, что и президент РФ выдает порой противоречащие друг другу данные. Например, во время прямой линии 2018 года Владимир Путин заявил об устойчивом росте доходов населения. А уже на прямой линии 2019 года сказал, что «сейчас постепенно доходы начали восстанавливаться». Когда одно сочетается с другим? Неясно никому.

Накануне.RU попросило оценить «успехи» экономблока Правительства Юрия Крупнова, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

– Юрий Васильевич, свежая публикация данных Росстата о количестве бедных в стране насколько адекватна, на ваш взгляд? Или в следующем квартале мы все с изумлением узнаем, что количество бедных людей… сократилось?

– Конечно же, это вопрос методологии подсчета. Да и просто вопрос, а что такое «бедность» и что понимается под этим словом.

Новости партнеров

Условно говоря, завтра какому-то количеству людей добавят, ну, тысячу – они что, перейдут в категорию состоятельных граждан? Нет, разумеется, но количество бедных у Росстата в показателях снизится. Так что это вопрос, повторюсь, статистики и отчетности самого Росстата, сегодня так подсчитали, завтра – по-другому.

– Тогда, чтобы не увязнуть в этих манипуляциях с отчетностью, как нужно считать? Ну, чтобы хотя бы минимально получить объективную картину?

– Давайте рассмотрим базовые принципы, касающиеся достойной оплаты труда на рабочем месте. По стандартам Международной организации труда (МОТ), чтобы не погружаться глубоко, скажу лишь, что имеются в виду те рабочие места, на которых человек за свой труд получает нормальные деньги, соцпакет и т.д. Позволяющие ему прокормить себя, одного-двух иждивенцев. Так вот, таких рабочих мест в России при самых оптимистичных подсчетах – 20-22 млн. А экономически активного населения – около 75 млн. Понимаете, что это значит?

– Большая часть не удовлетворена своим заработком? Плюс дикое количество людей вообще непонятно, где и как занято, это и сами чиновники признают?

– Это значит, что большая часть не только не удовлетворена заработком, она не может удовлетворить собственные базовые потребности. Понятно, что с голоду пока никто, вроде, не умирает. Но мы живем все-таки в 2019 году, и отчитываться о том, что, мол, вот на хлеб же людям хватает – это как-то странно. А других рабочих мест для этой огромной армии трудоспособного населения в стране нет. То есть люди работают, какие-то деньги получают каждый месяц, но – какие деньги и на что их хватает? С этого надо начинать разговор о количестве бедных в стране.

– Вопрос, следовательно, в современных рабочих местах с достойной оплатой?

– Вопрос о развороте экономического курса, о новой индустриализации страны! Существующая финансово-экономическая модель исчерпала себя, это, кажется, всем ясно. Но все силы и ресурсы Правительство тратит на… сохранение нынешней модели. Периодически отчитываясь – здесь что-то подросло, там что-то упало, но не критически, а в целом все хорошо, вроде. Мы сейчас бодрым шагом шагаем на кладбище! Проиграв все, что только можно было проиграть.

 А есть в стране силы, которые способны изменить курс, приступив к новой индустриализации?

Новости партнеров

– Вопрос интересный. Если посмотреть вокруг – вроде бы, все развалено и вытоптано, сейчас для того, чтобы организовать новый, допустим, отраслевой кластер, нужно пару-тройку полноценных НИИ создать под него, с количеством сотрудников в 500-600 человек. Где это взять? Я говорю условно, но, реально существует проблема даже с кадрами.

С другой стороны, есть люди, есть технологии, в конце концов, у нас, у нашей страны есть колоссальный опыт! Вспомните, в 1944 году была поставлена задача – создать атомную бомбу – и эта задача была блестяще решена. То же самое позже случилось с космосом.

Я говорю о правильной постановке задач и концентрации ресурсов и всего необходимого на критически важных направлениях. К сожалению, наши чиновники заняты полной ерундой – цифровизацией, нанотехнологиями и прочим. Где, спрашивается, станкостроение, современное материаловедение, самолето- и судостроение, другие важнейшие отрасли? А нам продолжают рассказывать сказки о «гаражной экономике», о том, как хорошо – вдруг Билл Гейтс появится новый в гараже. Смешно просто!

– Я вернусь, с вашего позволения, к вопросу – есть вменяемые силы в стране, способные реализовать то, о чем вы говорите?

– Да все у нас есть, мы по-прежнему владеем сырьевыми ресурсами, неплохие золотовалютные запасы, в конце концов, и люди с соответствующими знаниями и компетенциями никуда не делись. Некоторые за границей работают, некоторые еще здесь. То, о чем спрашиваете, вопрос политической воли.

Нынешняя экономическая модель – тупиковый курс, либо мы начинаем строить страну, либо продолжаем играть в чужом валютном и финансовом пространстве. Вопрос, повторяю, лишь в политической воле руководителей. Только тогда что-то сдвинется с мертвой точки и можно будет всерьез говорить о каких-то прорывах, о чем регулярно говорит и чего требует Путин от своих чиновников.

nakanune.ru





Ростислав Ищенко назвал самый идеальный вариант завершения СВО на Украине

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а...

1 миллиард долларов в пользу России: «Росатом» и уран толкнули Вашингтон на подлог

Сенат сделал вид, что освободил США от российских поставок топлива для АЭС Законопроект о запрете импорта урана из России одобрил американский Сенат, соответствующее заявление выпустил...

Ростислав Ищенко: Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется отступать до Чернигова

У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Удивлённые революционеры

В советской школе учили, что революция — исключительно прогрессивное явление, поэтому многие современные обыватели...

Разведка боем, или Когда закончится «война»

Когда-то очень давно я стал свидетелем монолога прапорщика, старшины роты, который отчитывал своих подчинённых...