ГлавноеАналитикаТема ядерного разоружения смущает ядерные державы

Тема ядерного разоружения смущает ядерные державы

Опубликовано

Вручение Нобелевской премии мира пройдет со скандалом. Послы трех ядерных держав – США, Англии и Франции – не придут на церемонию. Все дело в том, что им не нравится лауреат – Международная кампания по запрещению ядерного оружия (ICAN). С чем связан конфликт и какая по этому поводу позиция у еще одной ядерной державы – России?

Послы Великобритании, США и Франции в Осло отказались стать почетными гостями церемонии вручения Нобелевской премии мира. Причиной демарша они назвали тот факт, что в этом году награда присуждена Международной кампании по запрещению ядерного оружия (ICAN).

Новости партнеров

«Мы хотим подчеркнуть наличие у нас опасений по поводу проекта ICAN, а именно введения полного запрета на применение ядерного оружия, а также договора, обсуждавшегося в ООН в Нью-Йорке», – заявила советница посольства Франции в Осло Вероник Минасиан. Страны будут представлены дипломатами второго после посла ранга.

Напомним, ICAN, которая представляет коалицию НПО из более чем ста стран, удостоилась премии «за привлечение внимания к катастрофическим гуманитарным последствиям любого применения ядерного оружия и невероятные усилия, направленные на то, чтобы добиться принятия Договора о запрете подобного оружия». В самой ICAN заявляли, что тем самым признаны ее заслуги по продвижению Договора о запрещении ядерного оружия.

ICAN активно поддерживает Договор (или конвенцию) ООН о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который был принят 7 июля по итогам переговоров, проигнорированных ядерными державами, включая Россию, Великобританию, Китай, США и Францию. Конвенция была одобрена голосами 122 других стран. В документе говорится, что его подписанты «никогда и ни при каких обстоятельствах» не станут разрабатывать, испытывать, производить, применять и накапливать ядерное оружие. Документ вступит в силу спустя 90 дней после того, как к нему присоединятся 50 стран (пока что его подписали 53 государства, но только три ратифицировали).

Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО Виктор Мизин не удивлен поведением трех послов.

«Их жест вполне понятный. Западные державы не хотят подписываться под программой ICAN. Три этих западных державы сразу выступили с резким заявлением о том, что никогда не откажутся от ядерного оружия. Они тоже посчитали, что текст договора был составлен второпях и даже может навредить режиму о нераспространении ядерного оружия», – сказал Мизин, добавив, что процесс ратификации конвенции проходит вяло.

Россия не присоединилась к заявлению западных послов, но это тот редкий случай, когда позиции сторон совпадают. В конце сентября заместитель постпреда России при ООН Владимир Сафронков назвал разработку договора ошибкой, заявив, что он «вырабатывался поспешно и вразрез с договоренностями, достигнутыми в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)». А директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Михаил Ульянов называл документ наивным и пропагандистским. Дипломат подчеркивал, что Москва выступает за полную ликвидацию ядерного оружия, но при соответствующих условиях и под международным контролем.

«При нынешних условиях эта цель настолько недостижимая, как построение рая или коммунизма на земле. Мы видим, каким хаотичным и конфликтогенным остается мир даже после холодной войны. В российской стратегии национальной безопасности и в военной доктрине ядерное оружие рассматривается как основное средство защиты от любых угроз. После 1993 года допускается применение этого оружия первыми в ответ на нападение на нас, если существует угроза уничтожения нашего государства или наших союзников», – напомнил Мизин.

Новости партнеров

В пресс-службе МИД России сообщили, что российским дипломатам приглашения на церемонию «не поступало». Там напомнили, что принципиальные оценки по этой теме дал еще 17 октября министр Сергей Лавров – на Московской конференции по нераспространению. Тогда министр подтвердил, что Россия не намерена присоединяться к ДЗЯО (Договор о запрещении ядерного оружия).

«Его сторонники, включая, например, получившую недавно Нобелевскую премию мира организацию «Международная кампания по запрету ядерного оружия» (ICAN), видимо, руководствуются благой в их понимании целью – обеспечить скорейший запрет на ядерное оружие. Но не будем забывать, что его полная ликвидация возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения при условии обеспечения равной и неделимой безопасности для всех, в том числе и обладателей ядерного оружия», – говорил Лавров.

Представленный к подписанию документ о запрещении ядерного оружия «далек от этих принципов, игнорирует необходимость учитывать все факторы, влияющие сегодня на стратегическую стабильность, и может оказать дестабилизирующее воздействие на режим нераспространения».

«Как результат – мир может стать еще менее стабильным и предсказуемым», – заключил тогда Лавров. А Мизин подчеркивает, что на запрете ОМУ, прежде всего, настаивают быстроразвивающиеся страны, чье давление будет только усиливаться. «Это давление осложняет весь процесс многостороннего разоружения. Развивающиеся страны, в том числе и Европа, будут активно требовать запретить ядерное оружие», – рассказал эксперт.

Однако, по словам Мизина, большинство военных экспертов сходятся во мнении, что роль ядерного оружия, наоборот, все возрастает из-за появления новых угроз. Оно останется основным средством противостояния новомодным высокоточным вооружениям, на которое делают большую ставку США.

Кстати, в Осло уже бывало, что послы ведущих стран бойкотируют церемонию награждения Нобелевской премией мира. Один из самых последних скандалов произошел семь лет назад – в декабре 2010 года, когда сразу 19 послов, в том числе и российский, игнорировали награждение китайского правозащитника Лю Сяобо. Так была выражена солидарность с Пекином, который выступал против награждения. Правда, официально в России отсутствие посла объяснили тем, что на тот момент его не было в Норвегии.

vz.ru



Приближение «энергетического коллапса» делает денацификацию Украины всё более невозможной

“Желающего судьба ведёт, нежелающего – тащит”, гласит мудрость античных философов. Когда руководство России начинало в 2022 г. СВО, оно пребывало в плену благостных и красивых...

На оптимистические прогнозы Трампа Россия ответила самым мощным ракетно-дроновым ударом

Рютте взял под козырек, Трамп пообещал, а Россия в ночь на 3 февраля дала свой ответ В конце 80-х годов прошлого века у советских людей...

Массированные удары вызывают гораздо больше нужных России изменений в Киеве, чем жесты доброй воли

«Понятно, что военного смысла в перемирии на два-три дня нет. Да и на неделю бы особого не было, потому что между нашими крупными ударами...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Материализация «жёлтой опасности»

Чтобы увидеть, как сбываются политические прогнозы надо жить долго. В 1918 году был издан...

Из-за предательства США исчезло еще одно недогосударство

Новые власти Сирии смогли то, что не удалось Башару Асаду: подчинить главного союзника американцев...

Тайная дипломатия Путина бьет ключом: что стоит за переносом встречи в Абу-Даби

Схватка бульдогов на ковре идет параллельно с переговорами бульдогов под ковром Переговоры перенеслись, переговоры состоялись....