ГлавноеМненияЖизнь по хотелкам

Жизнь по хотелкам

Опубликовано

Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу — ​тревога о трансформации кинозалов в пепелища и любовь к театральным повапленным гробам.

«Матильда» и Серебренников, Серебренников и «Матильда» — ​за минувшие полгода отечественная культура не подарила иных поводов для обсуждения в масштабах страны. То одна, то другая тема вырывается вперед в информационной скачке; несколько дней назад «Гоголь-центр» на полкорпуса лидировал, но — ​кто может сравниться с «Матильдой» моей? Алексей Учитель снова фаворит: кинотеатры, празднуя труса, отказываются от предпремьерных показов, а то и от проката в целом.

Новости партнеров

Две эпопеи слиплись в общественном сознании до нерасторжимости, как конфеты в жару. Где помадка, где тянучка — ​не разобрать. И то, и другое трактуется как «травля свободных творцов». Меж тем это разные конфетки. Сравните, на чьей стороне пребывает в каждом конкретном случае народное мнение. Ведь мы сильны не либеральным войском, не польской и литовскою помогой, а мнением, да, мнением народным.

Учителя в его вынужденном противостоянии, безусловно, поддерживают. Большинство россиян — ​из тех, кто в курсе событий, — ​голосуют за право режиссера выпустить картину на экраны и свое, зрительское, право самостоятельно решать, что смотреть в кинотеатрах. Так проявляется исконно русская тяга к справедливости.

То же самое чувство справедливости клинит рядовым гражданам мозг, когда они пытаются понять, почему по подозрению в финансовых махинациях допустимо задерживать начальника федерального ведомства или целого региона, однако категорически нельзя — ​главу бюджетного учреждения культуры. И отчего коллеги Серебренникова, пользуясь своей известностью, пытаются повлиять на правоохранительные органы да еще и втянуть в сие неблаговидное занятие руководителей страны.

Итак, в первом случае народ, как правило, за творца, во втором — ​увы. Эти две истории не просто не идентичны, они зеркальны. Наиболее ярые защитники Серебренникова — ​братья-близнецы тех, кто гнобит «Матильду». Одни кричат: запретите фильм, он нам не нравится, вторые: отпустите Киру, мы так хотим. И те, и другие хором: плевать нам на закон, наши чувства превыше закона. Отсюда вывод: проблема России — ​не в правых — ​левых, белых — ​красных, монархистах — ​сталинистах, а в людях, живущих по собственным хотелкам.

Если ультралиберальные хотелки всем знакомы, их регулярно демонстрирует, например, Александр Сокуров: «Амнистируйте отбывающего наказание за терроризм Сенцова по той причине, что режиссер не должен сидеть в тюрьме», то зарвавшиеся правоконсерваторы — ​неприятный сюрприз. Я благодарю Алексея Учителя за то, что он в приватном порядке показал мне картину (работа над которой к тому моменту еще не была завершена), не считаю пока возможным давать ей публичные оценки, просто повторю: методы, избираемые противниками «Матильды», не оставляют ответственному человеку альтернативы, чью сторону принять. Нюансы обсудим со временем.

Алексей Учитель просит защиты у правоохранительных органов. К Кириллу Серебренникову именно у этих органов претензии. Учитель попал в историю драматическую, даже романтическую — ​ему угрожают фанатики. История Серебренникова находится вне художественного измерения, деньги — ​предмет низменный… В общем, сюжеты полярные. А чувство они вызывают общее: скорбь.

Часто слышу: «Патриоты не любят Серебренникова и, значит, должны радоваться его аресту». Бред. Лично мне современная деятельность этого режиссера глубоко чужда, его отношения с государством, по моему разумению, исчерпывающе описаны басней про «сало русское едят», но, перефразируя Вольтера (также не слишком ценимого нашими патриотами), я готова была бы — ​не отдать жизнь, конечно, старик был склонен к преувеличениям, однако приложить максимум усилий, чтобы этот скандал не разросся до столь чудовищных размеров и уродливых форм, внося раскол в творческое сообщество и дискредитируя его в глазах сограждан.

Новости партнеров

Утверждать, будто дело Серебренникова имеет политическую подоплеку, можно, только владея закулисным инсайдом. Тем, у кого таких познаний нет, приходится руководствоваться простой человеческой логикой. Исходя из оной, Серебренников не представляет угрозы для конституционного строя Российской Федерации и действующей власти. Можно подумать, в «Гоголь-центре» игралось нечто по таланту равное «Ревизору», и первое лицо, покидая ложу, констатировало: всем досталось, а мне более всех. Как говорит персонаж известного мультфильма, не смешите мои подковы.

Через творчество Серебренникова в последние годы красными линиями проходят две мысли. Первая: в России все хр… отвратительно. Вторая: гомосексуалисты тоже люди. Причем действует обманка: принимая второе, ты автоматически должен согласиться и с первым. Давно минули те времена, когда прибывший из Ростова-на-Дону громогласный крепыш, веселый матерщинник, кичился тем, что не читал «Мещан», доверенных ему Табаковым для постановки в МХТ. Наш нынешний герой, утонченный, толерантный, обучался силлогизмам у Ионеско. Все кошки смертны, Сократ смертен — ​следовательно, он кошка. Гомосексуалисты тоже люди, значит, в России все плохо.

И тем не менее, на мой личный взгляд, Серебренников не опасен. Так же, как не опасен совпадающий с ним по идеологической ориентации Андрей Звягинцев. Оба творца, обслуживая понятную конъюнктуру, востребованы на Западе, но здесь, в России, их влияние на умы и души ничтожно. Именно потому, что они ставят идеологию впереди искусства. Нельзя творить, насаживая живых героев на готовый концепт — ​либеральный либо патриотический, не суть. Творчество — ​это таинство. Если вы берете некую идею фикс, а сверху напяливаете фабулу, картинку, саунд, диалоги, выгодно подкрепляющие вашу философию, получается огородное пугало. Такие вещи не удавались даже подлинным гениям. Пока автор следует за героями и дает им свободу, рождаются «Война и мир» и «Анна Каренина». Как только в центре умозрительная схема, получается «Воскресение». Часто ли вы перечитываете этот роман?

Андрей Смирнов именует то ли великими, то ли просто выдающимися фильм Серебренникова «Ученик» и акцию «Гоголь-центра» под названием «Похороны Сталина». Точный эпитет не припомню, ибо превосходные степени основательно девальвировались от частого употребления. При всем уважении к режиссеру, снявшему когда-то «Белорусский вокзал», остаюсь при своей точке зрения. «Ученик» — ​беспросветно мрачное, монотонное, унылое полотно, снятое ради уже знакомой нам фразы: «Гомосексуалисты такие же люди, как все остальные». Кроме того, попытки пересаживания на российскую почву западных былей, как у Звягинцева в «Левиафане», или западного вымысла, как в «Ученике», настолько нарушают чистоту эксперимента, что веры авторам нет. «Штамп — ​это попытка сказать о том, чего не чувствуешь», — ​объяснял Станиславский. Вот почему «Левиафан», «Нелюбовь», «Ученик» заштампованы, словно загранпаспорта их создателей. Ну а хоронить Сталина — ​такая заскорузлая банальность, такая невыносимая пошлость бытия, что об этом даже стыдно упоминать.

Каждый, кто когда-либо сталкивался с нынешними фигурантами дела «Седьмой студии», а равно с теми чиновниками, федеральными и московскими (теперь уже бывшими), чьи подписи стоят на финансовых документах, вполне осведомлен о системе их взглядов и нравственных принципах. Иллюзий, увы, нет. Убеждена, их нет и у самых ярых заступников. Подростковый максимализм, школьные призывы к бойкотам, сравнение главного героя уже не только с Бродским, но, прости Господи, с самим Христом — ​отчаянная мина при плохой игре. Лицедеи — ​они обязательно немножечко лицемеры.

И все-таки, если подозрения против руководителя и сотрудников «Седьмой студии» подтвердятся, я скажу, подобно Максиму Подберезовикову: «Серебренников виноват. Но он не виноват». Наше государство работает с деятелями культуры примерно так же, как воспитывают детей в плохой семье — ​конвульсивно, спорадически. После долгих периодов — ​не потакания даже, а банального недосмотра, отсутствия диалога по существу — ​прилетает оплеуха, если берега совсем потеряны. О наличии в России театра — ​не как статьи расходов, а как кафедры, с которой много можно сказать миру (и не только добра), — ​вспомнили лишь в связи с новосибирским «Тангейзером». И сразу — ​без душеспасительных разговоров «что такое хорошо и что такое плохо» — ​тяпнули линейкой по рукам. Один из лучших театральных директоров России Борис Мездрич, такой же «оппозиционер», как мы с вами, с тех самых пор ходит без работы. Правда, молодой режиссер Тимофей Кулябин, из-за чьих фантазий Мездрич, собственно, и пострадал, в полном порядке: постановка в Театре Наций, приглашение в «Ленком», в Большой. Цех своих не бросает. Жаль, круг этих своих чрезвычайно узок. Господа худруки, рыцари без страха и упрека, обратите внимание: пропадает крепкий, в труднейшие годы испытанный и, кстати, в финансовом волюнтаризме никогда не замеченный профессионал. Давайте компенсируем два новых затяжных скандала тем, что окончательно закроем старый. Чем быстрее Мездрич вступит в новую должность, тем скорее его перестанут поминать как жертву идеологических репрессий…

Кирилл Серебренников не виноват в том, что за несколько лет в общей сложности получил из бюджета миллиард рублей. Ему давали — ​он брал. Я бы обсуждала не 68 миллионов нецелевого использования, но остающийся без малого миллиард — ​целевого. Миллиард — ​на то, чтобы Коробочка (исполняемая, разумеется актером-мужчиной) орально ублажала Чичикова. Миллиард — ​когда по всей стране рушатся ДК, протекают крыши библиотек, а работающие там энтузиасты получают 7–10 тысяч рублей в месяц.

Не надо рассказывать мне о том, что это деньги из разных бюджетов. Знаю. Бюджеты бывают разными, но совесть должна быть единой. Культура — ​это живая совесть нации. Более высокой миссии у нее нет.

Новости партнеров

Автор — главный редактор газеты «Культура», депутат Государственной думы РФ

portal-kultura.ru





Захар Прилепин. Личная просьба министру

При первой же возможности попросил бы Андрея Рэмовича ротировать те 300 тысяч мобилизованных, что почти безвылазно находятся на фронте почти два года. Это не...

Захар Прилепин: Возьмутся за руки друзья, им в одиночестве нельзя.

Перестройка начиналась (я помню, тогда все смотрели телевизор, и я тоже) с бесконечных бард-концертов. Выступали один за другим барды, несли в массы новую-старую искренность, подмигивали,...

Начала ли российская армия наспление на Харьков?

По Харьковской области идёт противоречивая информация из военных ТГ-каналов и офиц. Киева - вроде бы с утра началось масштабное наступление нашей армии, освобождены несколько...

Читайте также

Ситуация диктует разрыв дипломатических отношений с Британией

Англосаксы по-прежнему ведут в управлении эскалацией. На вызов британского посла в МИД РФ и...

Ростислав Ищенко: В ближайшие годы противостояние России и Запада может перейти в горячую фазу

Россия сделала ставку на себя, на свои вооруженные силы, которые должны завершить конфликт на...

Ростислав Ищенко. Что останется от Украины

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в программе «Прямой эфир с Ростиславом Ищенко» на...