ГлавноеМненияБремя выводов... О своекорыстном стандарте Запада

Бремя выводов… О своекорыстном стандарте Запада

Опубликовано

АВТОР: None

Едва спешно созданная коалиция монархий Залива, Египта, Иордании и Судана начала бомбить цели в Йемене, все дружно заговорили о двойных стандартах. Оборот речи, в самом деле, удобный. Он хорошо согласуется со стереотипами, которыми оперирует массовое сознание. Однако, чтобы понять явление, с которым имеешь дело, и выстроить правильную линию поведения в отношении него, надо его правильно назвать.

Может быть, я чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, как раз двойные стандарты в происходящем в последние десятилетия никак не наблюдаются. Напротив, проблема современного мира в том, что стандарт, ему диктуемый, начиная с бомбовых ударов по Белграду, внутренне железобетонно монолитен.
Единственный критерий, по которому делят человечество – вместе вы с совокупным Западом и его лидером, или нет. При этом отрицательным считается не только противодействие. Противостоянием объявляется сама заявка на самостоятельность. Если вы присягнули Западу, то вам, следуя известному афоризму, можно всё. А в случае возникновения в стране протеста вас бросятся защищать. Если нет, то горе вам. И никто не посчитается с правилами, предписываемыми ООН. Их обошли в Югославии, обошли и в Йемене.
Более того, вы просто можете перестать устраивать западных партнёров. Милошевич слишком много лавировал, пытаясь наварить и с Москвы, и с Вашингтона. Разве Янукович не был прозападным президентом? Был, и ещё каким! Его режим был более коррумпирован, чем нынешний? Увольте! Но его карту сочли отыгранной, как до него – партию Мубарака.
При этом, позиция тех, кто предписывает всем такое своё отношение к жизни, остаётся неизбывно людоедски мстительной. Если вы некогда «засветились» как оппонент, кара вас настигнет, дайте только время, а повод найдётся всегда. Переход от конфронтации к сотрудничеству с Западом не спас ни Саддама Хусейна, ни Каддафи.
Будучи экономически зависимыми от Китая, США не могут его приструнить напрямую. Но бросают вызов Азиатскому Банку и интригуют, пусть это у них плохо получается, против него среди своих союзников в Азиатско-тихоокеанском регионе. И это, вкупе с окружением Поднебесной базами и флотами, только начало!
Конечно, общественные протесты, вроде тех, что подняли Чехию в ответ на драгунский набег американской техники на страну, позволительны. Как же: свобода слова. Учитывается только позиция властей. Вот в Кракове это понимают и не дают выступить послу России перед студентами университета. А в Праге, похоже, не все. Во всяком случае, начальник генштаба выступил против американской базы в стране. Смелое заявление, если он уже не ждёт отставки. Если нет, то сменят или его отношение, или его самого.
Высокие идеалы или стандарты тут совершенно ни при чём. Речь идёт исключительно о своекорыстных интересах, прежде всего, Америки. Если там приняли какое-то решение, то его последствия даже для ближайших союзников уже не принимаются во внимание. Более тридцати лет наказывали Иран. Потом пришли к выводу, что пора нормализовать с ним отношения. Договорённость по ядерной программе Тегерана будет, неважно, что Израиль против. В Вашингтоне понимают, что альтернатива договору – большая война, которую Штаты не потянут.
Операция в Йемене продлится до полного разгрома повстанцев. Прошу не ловить меня на слове, я в такой результат не верю, но так объявлено. Вслед за авиаударами будет наземная кампания. Что с того, что Оман против решения конфликта военными методами, а на кону судьба Саудовской Аравии?
Конгресс требует поставить Украине летальные вооружения. То, что они, судя по новому раунду столкновений между олигархами, будут теперь работать, скорее и прежде всего, в Киеве, поскольку их боевые качества в полевых условиях сомнительны, никого не волнует. Главное, что правительство «в благодарность» продаст стратегически важные предприятия иностранцам. А те их попросту закроют, чтобы не было даже тени конкуренции. Как это было уже в 90-е не только в Казахстане и Грузии, но и в Восточной Европе.
Зачем важно понимать, что миру навязывают не двойственную, но драматически однотипную политику? Затем, что история крушения лидеров всегда одинакова. Сначала их поведение, в силу практически мистической убеждённости в своей исключительности (вспомним заявления Обамы), становится негибким до губительной шаблонности (пилот Germanwings, обрушивший свой самолёт на гору, снова доказал, к чему приводит ничем не сдерживаемая свобода самовыражения). Потом они терпят неудачи (у США ничего не получилось, по большому счёту, в Афганистане, Ираке, Сирии или на Украине) и начинают ещё больше метаться (операция в Йемене), а их союзники сперва декларируют, как в Чехии, Греции или во время региональных выборов во Франции, а затем и демонстрируют неповиновение.
Вот та реальность, к которой России надо быть готовой. А для этого начать, наконец, делать что-то толком с собой. Договорённость с Ираном означает выход его дешёвой нефти на рынок и ещё большее падение цен на энергоносители. А это – совсем другая ситуация, нежели та, к которой мы привыкли за последнее десятилетие. Это экономика, где люди должны обладать максимальной свободой сами зарабатывать себе на жизнь.
Наконец, нынешние обстоятельства со всей очевидностью возобновляют вопрос: допустимо ли стране сводить свои национальные интересы только к экономической сфере? Если да, то надо следовать в фарватере наиболее технологически развитых США. К чему, кстати, и призывают многие мои друзья-либералы. А если сводить всё к экономизму, всё же, неуместно?
Понимаю, что вопрос звучит почти кощунственно. Уж больно люди изголодались в советские годы, когда материальные интересы сплошь и рядом приносились в жертву идее и гегемонизму. К слову, и сейчас переговоры в Женеве критикуют за то, что позиция России на них не соответствует экономическим интересам страны.
Но, ведь, не об идеологии сейчас речь. Да и то, куда пришла Америка, вроде, показывает, что экономизм в политике – не панацея? Надо вырабатывать некую модель, среднюю между идеализмом и ползучим прагматизмом.
Фёдор Шелов-Коведяев

Новости партнеров




Александр Дугин. Путинский порядок

По поводу нового правительства и грядущих перестановок в высших органах власти на этот раз царит полная тишина. Никто из серьезных инстанций не позволяет себе...

Герман Садулаев: Нужна не война на истощение, а решительная военная победа

Стратегия долгой войны на истощение является ошибочной и невыгодной для России. Сторонники этой стратегии говорят, что Украина исчерпает свои людские ресурсы и проиграет. Воевать...

Чем пахнут переговоры без победы

Стамбульские переговоры с Украиной вновь в информповестке - то Мединский, то Песков о них вспомнит. Это считывается однозначно, как желание Кремля их возобновить, о...

Читайте также

Запад нашел слабую точку России

Специальная военная операция идет своим чередом, фронт неспешно, но неуклонно ползет все дальше на...

20 лет без Ленина: выяснилось, зачем стали драпировать Мавзолей во время Парада Победы

Переписывание истории на главной площади страны Россия совершенно законно обвиняет Запад в переписывании истории, в...

Ростислав Ищенко. Оперативные загадки спецоперации

"Гадание" на картах Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень...