ГлавноеАналитикаЭкономика национальной безопасности

Экономика национальной безопасности

Опубликовано

В соответствии с законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании» подготовлена и утверждена президентская «Стратегия экономической безопасности РФ», рассчитанная до 2030 года. Стратегия введена в действие Указом Президента РФ № 208 от 13 мая.

Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую мощь во вред другим государствам. И это помимо собственно санкций, которые там тоже упомянуты. Среди других внешних угроз — создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы. Названы и угрозы, так сказать, внешне-внутренние, это наша зависимость от конъюнктуры рынков сырья, связанная со сложившейся в стране хозяйственной моделью. Отмечено отсутствие среди крупнейших мировых корпораций российских — несырьевых.

Новости партнеров

Собственно внутренние проблемы (угрозы) — это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности. Слаба в стране инновационная активность, ограничены масштабы несырьевого экспорта, высоки уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективно госуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), а кроме того — охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.

Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета (а ведь этот термин не всегда у нас считался имеющим право на жизнь), экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.

Направлений развития перечислено много, понятно, что это в основном изменение вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Следует назвать «оптимизацию регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития. Совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение. Предусмотрена комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом. Перечислены различные направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта. При этом: «обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики». Тут, видимо, имеются в виду и технологические секреты, с которыми их обладатели не очень хотят расставаться. Режим санкций предусматривает ведь и ограничения по доступу России к технологиям. Совершенствование ответных санкций, кстати, тоже названо одной из мер экономической безопасности РФ.

Концепция «свободно плавающего курса рубля», вероятно, впредь будет не столь прочно занимать свое место в политике ЦБ РФ. Собственно, на днях Эльвира Набиуллина уже об этом обмолвилась. Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках. Но какими именно мерами это снижение будет обеспечиваться, пока мы не знаем, в целом документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности.

Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка, о чем не раз писал «Эксперт». В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба.

Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.

Государство будет поддерживать российские несырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.

Новости партнеров

Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.

Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной.

Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.

Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.

expert.ru





Падение вертолета Раиси: переход частностей в систему

Всего за две недели мы имеем: покушение на наследного принца в Саудовской Аравии, заявление Эрдогана об очередной попытке военного путча в Турции, несколько пуль...

Генштаб ВСУ ждет удобного момента: «Кацап устал, самое время ударить его под Авдеевкой»

Новый командующий «Хортица» Содоль получил приказ пойти в контратаку и перехватить инициативу на Донецком направлении Телеграм-канал WarGonzo в своей оперативке (по состоянию на утро 20.05.2024)...

Украина, вызывай «Волгу»

По мере того как положение на фронте становится все менее радужным для Украины, ее западные союзники или, вернее, дрессировщики все меньше надеются на пряничные...

Читайте также

Путин: Планов взять Харьков пока нет

Российские военные ежедневно добиваются успехов в Харьковской области, сообщил президент Владимир Путин. По его словам,...

Падение вертолета Раиси: переход частностей в систему

Всего за две недели мы имеем: покушение на наследного принца в Саудовской Аравии, заявление...

Фольксштурм для Украины. Зачем госсекретарь США прибыл с необъявленным визитом в Киев

Зачем госсекретарь США прибыл с необъявленным визитом в Киев Западные СМИ, в связи с визитом...