ГлавноеБылое“Беркут” – одинокое крыло...

“Беркут” – одинокое крыло…

Опубликовано

АВТОР: None

Военные эксперты обещают, что эйфория всеобщего примирения будет недолгой, ситуация в мире начнет обостряться через 10—20 лет. С каким вооружением Россия подойдет к этому времени?

Новости партнеров

«Новый русский”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Он появился в небе над летным полем аэродрома в Жуковском совершенно неожиданно. Это был сюрприз Международного аэрокосмического салона (МАКС) в 1999 году. Самолет пронесся над зрителями, описал круг, пролетел на низкой высоте, чтобы его все хорошенько рассмотрели, выполнил несколько несложных виражей и скрылся. Новая машина имела крылья необычной формы. Они были выгнуты вперед. Знатоки авиации сразу поняли, что перед ними вполне удачная машина с обратной стреловидностью крыла. Новую конструкцию самолета представило зрителям ОКБ  Сухого.

Репортеры, публиковавшие репортажи с МАКС-99, были щедры на эмоции, раздавали похвалы новому самолету, но не более. Ни самолета, ни летчика, пилотировавшего его, им не показали. Черная машина с названием «Беркут» стала главным интересом салона. Самолет будто бы взлетел ниоткуда и скрылся неведомо куда. Был ли он?

Был. Для репортеров это всего лишь очередная рабочая сенсация, с которой они столкнулись. А вот для авиационных специалистов «Беркут» секретом уже давно не был. Американские авиационные аналитики знали, что в России ведутся работы над самолетом пятого поколения. Поскольку в эти годы наши государственные и военные секреты попросту выбалтывались, то полученные американской разведкой сведения позволили председателю подкомитета по тактической авиации в Комитете по национальной обороне Конгресса США Курту Велдону сказать еще в 1997 году такие слова:

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"«Холодная война, хочется верить, окончилась, империя Советов пала, но в России работают над новым истребителем, который, по оценке некоторых экспертов, будет противостоять лучшим самолетам наших ВВС. По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские пилоты могут столкнуться с врагом еще более грозным, чем это ожидалось раньше».

Слова эти были опубликованы в New York Times, а, как известно, то, что написано пером, уже никаким топором не вырубишь. Выходит, американские военные по-прежнему рассматривают нас как врагов, хотя и говорят, что «холодная война» закончилась?

Нет, Курт Велдон имеет в виду совсем других врагов.

«Продажа этого самолета в «ненадежные» страны, такие же как Россия, видятся источниками потенциальной угрозы национальной безопасности США. Это очень тревожно… Россия продолжает осуществлять значительные инвестиции в развитие технологий. Цели, которые преследует Россия, вне нашего понимания. Это признак того, что в то время, как обычные вооруженные силы находятся в состоянии полной дезорганизации, есть в России силы, заинтересованные в финансировании технологического «скачка», который может дать русским значительный потенциал еще на 10—15 лет. В России испытывают новый истребитель «Сухой», который может выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что они называют превосходством в воздухе».

Новости партнеров

Истребитель С-37, который так беспокоит американских экспертов, и был тем самым таинственным «Беркутом», который впервые показали на МАКС-99.

Для нас, еще не отвыкших от сюрпризов, которыми постоянно удивляли отечественные авиаконструкторы, «Беркут» стал не более чем приятной новинкой. Самолет тут же метко окрестили «новым русским» — его силуэт был похож на тот самый жест, которым эти самые «новые русские» обнаруживают себя.

«Ни грамма по земле”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Прошло два года со дня показа «Беркута». На минувшем авиасалоне в Жуковском он вновь летал. Но к этому времени о «Беркуте» нам стало уже кое-что известно.

Авиационные специалисты относят самолет С-37 к пятому поколению истребителей. Курт Велдон точно сформулировал стратегическую задачу наших авиаконструкторов, создающих самолеты, которые обязаны завоевать превосходство в воздухе. Военные теоретики считают, что подобные истребители разрабатываются в странах, имеющих «в силу исторических и экономических причин глобальные интересы». Пусть это видится им так. Наши же авиаконструкторы придерживаются другой задачи — «ни грамма (ни фунта) по земле». Новый истребитель должен полностью контролировать воздушное пространство над театром военных действий.

Один из американских генералов ВВС, ознакомившись с тактико-техническими данными С-37, воскликнул: «Мы всегда и всюду обладали господством в воздухе. Теперь же советские истребители могут безнаказанно оперировать на своей стороне поля боя».

Известно, что американцы ни в чем не любят уступать, и на разработку своих истребителей пятого поколения они ссудили необходимую сумму.

А что у нас?

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"«Беркут» начинали создавать еще в советское время. До воплощения его в металле прошло десять лет. Это не такой большой срок, если учесть, что новому самолету нужны были новые материалы и новые технологии. Все эти работы финансировались. Планировалось построить три опытных самолета. Один был уже «приговорен» к разрушению на земле: на нем должны были проверить все прочностные характеристики. А две машины делали для полетов.

Новости партнеров

В результате денег хватило на постройку всего лишь одного самолета. Его испытали на статические нагрузки, на нем сейчас и летают. По сути, «Беркут» — всесторонняя летающая лаборатория. Речи как о самолете, который должен заменить ныне стоящие на вооружении истребители, пока идти не может.

Не факт и то, что истребители пятого поколения будут иметь именно такой вид.

Обратная стреловидность крыла — давняя мечта авиаконструкторов, которая приблизилась к ним лишь сейчас, во времена высоких технологий. Попытку создания таких самолетов предпринимали еще в фашистской Германии. Созданный на фирме «Юнкерс» бомбардировщик показал высокую скорость и хорошую маневренность. Даже в экспериментальную серию он пойти не успел — закончилась война. Кстати, два опытных бомбардировщика достались СССР в качестве трофеев.

В 80-е годы американская фирма Grumman вплотную занялась экспериментальным самолетом с обратной стреловидностью крыла. Такой самолет Х-29 был создан и широко рекламировался. Но дальше эксперимента дело не пошло. Мнения американских авиационных специалистов разделились. Одни считали, что Х-29  — это новый скачок в военном авиастроении. Другие охлаждали пыл энтузиастов заявлением о том, что развитие истребительной авиации должно идти по пути плавной модификации, а не качественных скачков.

У военных обозревателей New York Tims было свое мнение на этот счет:

«Необычная конфигурация и размещение крыла обратной стреловидности определяют его подверженность большим нагрузкам в полете, что требует применения прогрессивной компьютерной технологии для поддержания устойчивости. Положение поверхностей управления самолетом Х-24 обновляется до 40 раз в секунду».

А это новая мысль для раздумий. Неужели наши конструкторы подошли к тем компьютерным технологиям, которые позволяют решать задачи полета? Что же мы тогда самыми последними словами ругаем наших конструкторов компьютерных систем? А может быть, в самолете есть что-то, еще неведомое миру?

Как бы там ни было, но до поры до времени это будет оставаться тайной. Даже мельком заглянуть в кабину нового самолета не разрешают. Пока самолет доступен только для дистанционного созерцания.

Секреты «Беркута”

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Писать о тактических возможностях С-37 довольно сложно. Надо оперировать специальными терминами, понимание которых доступно лишь людям, знакомым с авиацией. Но выйти из положения мы сможем. Вот для начала цитата из американского авиационного издания. Обратим внимание, что слова эти написаны в 1979 году.

«Крыло обратной стреловидности может оказать решающее влияние на облик военных самолетов нового поколения и обеспечить создание высокоманевренного самолета с менее мощными и более экономичными двигателями».

Что еще нужно авиации? Так что экзотический вид «Беркута» — это не прихоть авиаконструкторов. Мы, не ведая того, оказались на пороге нового взлета авиации, и «Беркут» нам открыл дверь.

25 сентября 1997 года его поднял в воздух летчик-испытатель Герой России Игорь Вотинцев. С тех пор он уже совершил более сотни испытательных полетов, но о самолете говорит скупо. Немногословие его объяснить можно: «ноу-хау», заложенные в самолет, еще долго будут оставаться большим секретом. И все-таки кое-какие подробности нам удалось узнать. Вот что рассказал летчик-испытатель одной из воронежских газет. Как оказалось, именно в этом городе на военном аэродроме «Балтимор» шли испытания С-37.

Летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев. Это он поднял "Беркута" в воздух.«На «Беркуте», как и на Су-27, такие же педали, приборы. Правда, ручка управления вынесена на правый борт и внешне напоминает ручку компьютерного джойстика. Такая же ручка имеется на американском истребителе F-16. На отечественных серийных истребителях она в таком виде еще не применялась. Ручка вынесена на борт для того, чтобы освободить место для дисплеев, отражающих информацию о состоянии самолета. Кроме того, здесь установлено все самое современное оборудование и авионика».

Не обошла Игоря Вотинцева вниманием и газета «Жуковские вести». В городе авиаторов летчик оказался более доступен. Что же он сказал?

«По расчетным несущим характеристикам «Беркут» лучше Су-27 и Су-30. Машина полностью оправдывает все затраты и потенциально может стать лучшим истребителем в мире. Самолет способен летать на углах атаки в полтора раза выше, чем все современные истребители. При этом повышается система безопасности, в штопор самолет войти в принципе не может.

Для опытного летчика новый самолет не будет сложным в управлении. Тот, кто летал на Су-27 и МиГ-29, сможет пилотировать и С-37″.

Казалось бы, надо радоваться за отечественную военную авиацию. У нее появился истребитель XXI века. Но, увы, он пока один. А один, как известно, в небесном поле не воин.

Тактико-технические характеристики самолета С-37 «Беркут”.

Истребитель XXI века С-37 "Беркут"Размах крыла — 16,7 м.

Длина самолета — 22,6 м.

Взлетная масса — 24 000 кг.

Все остальные данные пока неизвестны. Его испытания не закончены.

 

 

На снимках:

  1. Истребитель XXI века С-37 «Беркут».
  2. Летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев. Это он поднял «Беркута» в воздух.


    Вячеслав Федоров

 



Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Херсон или Купянск — куда за врагом придет «черная смерть»

У российских морпехов появились танки, дальнобойные гаубицы и новые приоритеты Еще недавно группировка морской пехоты...

«Полумирие» — первый шаг к новой войне

Комментируя проходящие сейчас в Берлине переговоры между Зеленским, с одной стороны, и Уиткоффом и...

ФСБ предотвратила диверсию на нефтепроводе «Дружба» под Липецком

Предотвращена диверсия на наземном участке нефтепровода "Транснефть-Дружба" в Липецкой области, задержаны 4 подростков, которые...