За первые сто дней третьего президентского срока Владимир Путин показал, что будет продолжать проводить ту политику, которую проводил 12 лет и за которую его избрали на третий срок. Есть и изменения, но эти изменения не потому, что прежняя политика признается неправильной, а потому, что возникают новые задачи и новые обстоятельства. Главный приоритет Путина в эти сто дней, как и раньше, был экономический рост, который должен дать ресурсы для решения всех остальных проблем.
Новости партнеров
3 испытания…
У Путина были три испытания в первые сто дней: оппозиционный взрыв, Pussy Riot и крымское наводнение.
6 мая оппозицией была предпринята попытка подрыва легитимности инаугурации Путина. Все знали, что у оппозиции была задача максимум — создать постоянный политический лагерь под стенами Кремля с целью продемонстрировать, что народ против Путина. Задача минимум была спровоцировать полицию на насилие, чтобы показать, что власть против народа. После массовых столкновений 6 мая все остались при своих: западные телеканалы склеили инаугурацию президента России в торжественных интерьерах Кремля с дракой на Болотной площади; оппозиция продемонстрировала свою способность к радикальным действиям; власть продемонстрировала свою волю защитить стабильность; Запад убедился, что противники Путина решительные, но очень слабые, и придется иметь дело именно с Путиным. Стороны в результате перешли от тактики битв к тактике осады.
С активным обществом Путин проводит системную умеренную политику, четко отделяя общество, требующее перемен, от радикалов, подрывающих стабильность. Обществу, которое хочет более активно участвовать в политике — законы о прямых выборах губернаторов, об упрощении регистрации партий, увеличение в три раза финансирования НКО, подключение общественности к контролю за честностью выборов. А те, которые мечтают захватить улицу и показать слабость власти, потеряют свободу в результате твердых требований власти соблюдать законность. Если 6 мая ударили полицейского — в камеру. Если занимаетесь политикой за иностранные деньги — зарегистрируйтесь как иностранный агент. А в будущем, думаю, для иностранных агентов будет ограничена возможность влиять и на избирательный процесс. Такая бинарная политика по отношению к обществу будет продолжена: активным патриотам — больше возможностей и свобода, агентам и радикалам — в первую очередь строгость закона. Власть проявляет политическую волю и тем самым консолидирует и элиту, и общество.
Крымск продемонстрировал сохраняющуюся недостаточность инфраструктуры, в том числе инфраструктуры безопасности. Путин компенсировал недостаток институтов своей энергией. Он показал образец ответственности власти перед пострадавшими гражданами, он энергичен, говорит на одном языке с людьми. В Крымске Путин еще раз продемонстрировал свой лидерский потенциал. Проблемы пострадавших людей решались максимально оперативно. Все, кто потерял жилье из-за пожаров 2010 года, получили его, как Путин и обещал. Все потерявшие жилье в Крымске, получат его тоже. Город отстроят и сделают лучше, чем до наводнения. Значит — власть эффективна.
Крымск также продемонстрировал растущую активность гражданского общества, которое готово было выставить армию волонтеров, которая позже, очевидно, будет активно участвовать и в общественно-политической жизни в других форматах.
Pussy Riot. Это дело стало серьезным испытанием для Путина, потому что PRовокация удалась — общество в очередной раз раскололось на активное большинство и молчаливое моральное большинство. Видимо, все последующие годы власть будет вынуждена выстраивать одновременно две политические линии диалога — с обеими этими частями общества, позиции которых по многим вопросам расходятся все больше. Активное меньшинство боится, что РПЦ станет новым идеологическим центром и поддержит любой PR против власти. Эта позиция активного меньшинства, сосредоточенного в столицах, монополизировала российские СМИ, потому что близка журналистам, которые чаще всего полуагностики-полуциники-полуоппозиционеры-полуязычники, поклоняющиеся, как и большинство среднего класса, прежде всего современному идолу гедонистов — золотому тельцу в его храмах — супермаркетах. «Вавилонская блудница» — это ведь характеристика почти любой столицы, а не только Вавилона или Древнего Рима.
Новости партнеров
Но есть и другая общественная точка зрения, почти проигнорированная СМИ, — молчаливого морального большинства. С просторов огромной России это в основном русское православное большинство смотрит на Путина с вполне экзистенциальным вопросом: «Сколько можно нас топтать и оскорблять?»
Путин слышит голос России. И понимает его лучше, чем сосредоточенное на себе меньшинство. Но его задача — быть лидером консолидированного общества, поэтому дело Pussy Riot, раскалывающее общество, стало достаточно серьезным испытанием.
4 угрозы…
Но главным приоритетом для Путина первые 100 дней, очевидно, была подготовка России к возможным бурям. Это может быть новая волна глобального экономического кризиса — поэтому происходит подготовка с целью иметь ресурсы для защиты российской экономики от ударов извне. Это может быть нарастание напряженности в мире: Ливия, Сирия, Иран, война 08.08.08 показали, что надо быть готовым к возможным вспышкам военных конфликтов в мире, в том числе рядом с Россией. Отсюда резко выросшие затраты на перевооружение армии и развитие ВПК.
Существует и угроза вмешательства в российскую политику извне. Для защиты от этой угрозы приняты законы об иностранных агентах, рассматриваются законы о запрете высоким чиновникам иметь счета и собственность за границей, которые освободят российских должностных лиц от угрозы манипулирования.
Во внешней политике Россия твердо выдерживала независимый курс, не поддавалась давлению и вместе с Китаем 2 раза использовала право вето в ООН, не давая Западу по своей прихоти проводить военные интервенции. Путин жестко показывает, что по Сирии Россия не допустит такой же ситуации, как по Ливии. Другим приоритетом внешней политики стало развитие евразийской интеграции. Идет быстрое развитие таможенного союза и его трансформация в Евразийский союз, в перспективе — по типу Евросоюза. Победой стало вступление в ВТО. Но главное испытание — впереди. Это новая война на Ближнем Востоке, которая захватит, видимо, Иран, Сирию, возможно, Израиль и другие страны.
В экономике Путин последовательно объединяет три конкурирующих подхода: либеральное построение институтов, развитие «дойной коровы» России — ТЭК и активную промышленную политику. За это отвечают разные люди: Медведев, Шувалов, Игнатьев — за либеральную политику и позитивный инвестиционный климат, Сечин — за ТЭК и Белоусов, Рогозин, Федоров — за развитие реальных секторов экономики.
Сохраняется очень высокий разрыв между бедными и богатыми, но лично Путин в социальной политике продолжает выступать сторонником опережающего роста доходов бюджетников: сначала военных, потом силовиков, потом учителей и врачей. А прежде всего — пенсионеров.
Новости партнеров
100 дней показали, что Путин будет продолжать политику, которая принесла ему уважение. Будет меняться не стратегия, а тактика — по мере выхода на арену новых вызовов и по мере того, как общество будет усиливать те или иные требования. Путин очень открыт к требованиям общества, но прислушиваться он будет к реальным миллионам российских граждан, стараясь не спутать их с громкими лоббистскими группами и агентами иностранных конкурирующих центров. Путин пытается объединить различные подходы и требования.
Сергей Марков
http://www.mk.ru/



