Вкус крови действительно пьянит: тем, кто раз почувствовал ее вкус, хочется еще. Это не откровения маньяка-рецидивиста, а констатация свершившегося на площади Тахрир в Египте факта. Оппозиция отказывается принимать бескровный исход для ненавистного ей Мубарака. Решение суда о пожизненном сроке для бывшего президента Египта возмутило радикалов: требования головы диктатора зазвучали громче. Египетские мусульмане чрезвычайно далеки от европейской толерантности, что уж тут поделать. Дежурные философские выкладки о том, какое из наказаний суровее – пожизненное заключение или смертная казнь, – это не для них. Око за око, кровь за кровь – вот чем они руководствуются.
Египетский суд признал бывшего президента виновным в соучастии в убийстве нескольких сот человек. Разумеется, Мубарак лично никого не убивал: не к лицу это президенту вполне себе продвинутой страны, куда очень даже не брезгуют ездить отдыхать европейцы. «Соучастием» же, очевидно, явились приказы о подавлении бунта. Логическая связка тут определенно есть… впрочем, в этих ли тонкостях и полутонах дело, когда речь идет о поверженном лидере? Око за око, кровь за кровь – требование «правоверной толерантности». И судьбу Мубарака еще можно назвать завидной на фоне его коллеги Муаммара Каддафи, расправу над которым уж точно никак не подвести под нормы ООН. Правда, осуждающих слов и прочих «проявлений озабоченности» от г-жи Хиллари Клинтон ливийские повстанцы покуда не дождались… ну да женщина ведь она занятая.
Новости партнеров
Российская позиция на международной арене звучит, конечно, не так раскатисто – с окриками Госдепартамента США не сравнить. Да только нам ли судить о приговоре Мубараку, когда участник кущевской банды Сергей Цеповяз получает по приговору штраф в 150 000 руб. за заметание кровавых следов и самое непосредственное содействие в совершении массового убийства? А ну как окажется, что египетские повстанцы ходят в Интернет и даже в курсе этой истории? Как-то даже неудобно станет призывать наших египетских друзей к великодушию и снисхождению к и без того еле дышащему старику.
Между тем ситуация в Египте накаляется. Того и гляди народ, возмущенный беззубостью своего правосудия, которое не желает казнить бывшего президента, «возьмется за вилы» – и история пойдет по второму кругу, да только уже не в виде фарса. Дабы усыпить гнев толпы, Генпрокуратура Египта немедленно обжаловала приговор как самому Мубараку, так и еще нескольким непосредственным исполнителям его воли.
Дальнейшее развитие событий можно лишь попытаться осторожно предугадать. Вот где раздолье для прогнозов! Сбрасывать со счетов мусульманских радикалов? Игнорировать требования «Братьев-мусульман»? Цена такого подхода может быть слишком высокой, неотвратимые «издержки» едва ли покроют бонусы от «цивилизованного» мира. Пойти на поводу у радикалов и казнить бывшего лидера? Последствия такого шага для страны, в общем-то, не стремящейся в изоляцию, предугадать сложно… В шахматах такой расклад называется цугцвангом, когда что ни предприми, скорее больше потеряешь, нежели приобретешь. Вопрос все в тех же нюансах – где приобретешь больше.
И, как назло, на носу – бархатный сезон.
Истоки и перспективы новой волны протестов вокруг приговора экс-лидеру Египта прокомментировал известный эксперт по Ближнему Востоку, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко:
– Есть ли рациональное объяснение такой реакции оппозиции на приговор Мубараку?
– Рациональное объяснение здесь вполне может быть, потому что оппозиционные круги в Египте – это и «Братья-мусульмане», и салафиты. Они выступают за смертную казнь, поскольку в их понимании именно она и может быть достойным приговором человеку, который является символом целой эпохи, символом всего того почти полувекового националистического светского правления в Египте. И можно определенно говорить, что с данным приговором их чаяния не сбылись.
Новости партнеров
Но есть и другая сторона медали. Лидеры этих оппозиционных групп намеренно таким образом «накручивают» население перед грядущим вторым туром президентских выборов: ведь им нужно постоянно поддерживать высокий градус противостояния со светскими силами. Тем более что во второй тур, как известно, вышел светский кандидат, да еще и бывший премьер-министр страны, который считается символом как раз той самой эпохи Хосни Мубарака. Так что надо иметь в виду, что в ходе этих протестов оппозиция зарабатывает в т. ч. и политические очки перед будущим вторым туром. И до самих выборов эти волнения угасать, видимо, не будут: наоборот, они будут подогреваться теми или иными поводами. А если на них в итоге победит именно светский кандидат (вероятность чего, правда, очень невелика), то Египет непременно перейдет в новую полосу нестабильности, когда можно будет говорить, что революция продолжается.
– Генеральный прокурор уже успел обжаловать приговор бывшему президенту как слишком мягкий. Полагаете, египетский суд пойдет на поводу у протеста?
– Думаю, что не пойдет, поскольку нынешняя власть Египта хочет каким-то образом балансировать между Западом, который не приемлет смертную казнь, и чаяниями местного населения. Но думаю, что оглядка на Запад возобладает, и пожизненный приговор Мубараку все же останется в силе.
www.km.ru/category/tegi/politika-v-mire



