Вчера состоялась встреча председателя правительства Владимира Путина с футбольными болельщиками. Понятное дело, она прошла в рамках предвыборной кампании премьер-министра и стала самой яркой акцией кандидата в президенты за последнее время. Все, что делалось до этого, было скучной бюрократической тягомотиной, работой на традиционные группы «электората» – бюджетников, врачей, учителей, военных.
Видимо, Путин решил взаимодействовать с другой частью своих избирателей – с городским средним классом. В России болельщики являются своего рода «мужским клубом», достаточно влиятельным. В нем состоят небедные люди: поездки на матчи за любимой командой требуют расходов. Беспорядки на Манежной после гибели Егора Свиридова показали, что болельщики к тому же являются сплоченной группой, способной за себя постоять. Поэтому, несмотря на экзотичность болельщиков по сравнению с традиционными бюджетниками, общение с ними для кандидата в президенты не лишено смысла.
Новости партнеров
В ходе встречи Путин пытался стать «своим» для аудитории. В частности, шутил. Например, когда один из болельщиков подверг критике систему единого государственного экзамена, Путин заявил: «Поскольку у нас министр образования – родной брат г-на Фурсенко (обращаясь к С.Фурсенко), можно там отбуцкать его за углом, чтобы он передал брательнику наш привет». Впрочем, чуть раньше председатель правительства отметил, что встреча – не место для дискуссий по проблемам образования. Однако тут же Путин подверг критике решение Дмитрия Медведева об отмене перехода на зимнее время. Премьер-министр заявил, что не был автором этого решения, и что ему, как и многим, теперь трудно просыпаться по утрам.
Владимир Путин пообещал болельщикам в ближайшее время высказаться по национальному вопросу. «Если кто-то захочет разрушить Россию, он будет бить именно по национальному вопросу, – заявил глава правительства. – У нас – многонациональная страна, но 80 с лишним процентов – это русские. Это – этнический фундамент России. Но я хочу сказать всем – и русским, и нерусским: наши предки строили Россию тысячу лет как многонациональное государство. И если кто-то вам будет говорить, что надо создать моноэтническое государство, это специально делается для того, чтобы разрушить страну, или люди не понимают, что движение в этом направлении будет означить не что иное, как отбрасывание России и самих русских в разряд третьестепенной региональной державы».
Таким образом, в ближайшее время нас ждет интересный текст Путина по национальному вопросу. Интересный хотя бы потому, что председатель правительства пытается совместить несовместимое – 80% русских и официальную «многонациональность» государства, в рамках которой требование государства для русских является экстремистским. Посмотрим, как Путин выпутается из этого противоречия.
В целом же встреча с болельщиками прошла в традиционном путинском стиле: очень много шуток, очень много формального сочувствия по малозначимым вопросам и никаких конкретных решений. Для путинского стиля политического руководства вообще свойственно сочувствовать тем группам населения, с которыми ведется диалог в данный момент. Врачам скажут, что Путину знакомы проблемы здравоохранения, учителям – образования. Болельщикам посочувствуют в связи с проблемами футбола… Этим Путин всегда отличался от ельцинских либералов. Те чуть что начинают орать, что нужно сократить финансирование науки, образования, культуры, армии, даже футбола. Путин не таков. Он всегда делает то же самое, что и либералы, но при этом сочувствует всем социальным слоям, ставшим жертвами реформ.
Образование в кризисе? Ну да, образование в кризисе, признает Путин. 20 лет как в кризисе, и выхода не видно. Во всяком случае, все, что делает путинское правительство, направлено на окончательный развал советской системы образования, начиная от вузов, где преподаватели по-прежнему получают копейки, и кончая школами, где торжествующий ЕГЭ заменяет знания. Путин, как и на встрече с болельщиками, всегда страшно сочувствует бедненьким учителям и профессорам. Но курс от этого не меняется.
Вообще Путин очень любит «психотерапию», понимая под ней задушевные беседы с людьми об их проблемах. Это – главная «фишка» путинского правления, его основное отличие от эпохи Ельцина. Первый президент Российской Федерации смотрел на народ через прицелы танковых орудий. Путин предпочитает выпить с народом пивка и пообещать, что когда-нибудь что-нибудь изменится. Не сейчас, конечно, а лет так через 10. Нужно отдать ему должное, метод эффективен. Путин находится у власти уже 12 лет и может просидеть в кресле президента еще столько же, превысив срок пребывания у власти Леонида Брежнева, одного из самых «долгоиграющих» советских правителей, и вплотную приблизившись к сталинскому рекорду нахождения у власти (тот стоял во главе партии и государства с 1924 по 1953 гг.).
Так что всю путинскую избирательную кампанию следует рассматривать как большой сеанс психотерапии. «Ну потерпите, ну потерпите еще 12 лет. Что вам, жалко, что ли?», – таково послание Путина «электорату».
Новости партнеров
Да, за годы «терпения» Россия окончательно сгниет изнутри, но путинские ли это проблемы? Самые болезненные реформы – создание современной системы образования, здравоохранения, социальной системы – бесконечно откладываются на потом. Россия ведь после 20 лет либеральных реформ и обещаний сделать «все как на Западе» ни к какому Западу не приблизилась и на шаг. Реально мы имеем дело с гниющей и разлагающейся советской системой, которая изжила сама себя, ибо из нее изъяли важнейшие инструменты контроля и внутреннего самоуправления, например, ячейки коммунистической партии. Можно спорить, была ли партия хорошей или плохой, но ее ячейки во всех госструктурах не давали начальству монополизировать власть. Сегодня это уже не так. Многочисленные ректоры и директора стали самовластными хозяевами во вверенных им учреждениях, никакого контроля за ними нет. 20 лет как начались либеральные реформы, а советская система по-прежнему гниет и разлагается. Это – единственный результат «преобразований».
А Путин просто консервирует, «подмораживает» гниение. Проблема только в том, что ученые и вообще все люди, которые способны устроиться на Западе, разбегаются из страны, научный и промышленный потенциал падает. А это значит, что рано или поздно Россия не сможет поддерживать военный паритет с Западом.
А западники одними душевными разговорами за пивком сыты не будут. И Путин об этом, похоже, забыл.
Святенков Павел
http://www.km.ru/



