ГлавноеАналитикаКонституция Украины как дышло и кистень в руке Вальцмана

Конституция Украины как дышло и кистень в руке Вальцмана

Опубликовано

АВТОР: None

Однотуровый президент Украины Петр Порошенко – человек очень хитрый и, как ему кажется, самый умный. Он думает, что никто не понимает всех его словесных оборотов и телодвижений и не помнит того, что и когда он говорил. Обычная амнезия любого много пьющего спиртосодержащие напитки.

Однако в случае с Порошенко все гораздо сложнее. Он – все-таки президент. И гарант Конституции, которая, как ни крути, а провозглашено «основным законом» и как бы устанавливает некие незыблемые правила человеческого общежития. А хитрый Порошенко нередко вспоминает, что он еще и Вальцман, и крутит Конституцией, как цыган солнцем. Ну, повторяю, ему так кажется.

Новости партнеров

Сегодня от Порошенко многие в один голос требуют изменений в Конституцию, которые касаются изменения принципов госустройства, убеждая, что только так можно спасти страну от окончательного развала. Речь идет о так называемой «децентрализации», которая подразумевает один из выходов из кризиса, порожденного гражданской войной в Донбассе. А именно – предоставление «особого статуса» самопровозглашенным ДНР и ЛНР – как главного условия возможного возврата восставших регионов под украинскую юрисдикцию.

Главная же сложность проблемы заключается не в согласии или несогласии украинской стороны на этот шаг. Соглашаться или не соглашаться на возврат в Украину должны как раз ДНР и ЛНР, потому что свой «особый статус» и все, что с ним связано, они уже получили. И даже отстояли его с оружием в руках. А все, что сейчас так кроваво происходит в Донбассе — это безуспешные и бестолковые попытки Украины отобрать завоеванное насильно и защита завоеванного ополченцами ДНР и ЛНР. Компромиссное признание статус-кво – это один из путей к установлению мира. И гарантами этого компромисса на бумаге выступают три так называемых «нормандца» — Россия, Германия и Франция, принуждающих четвертого (Украину) к компромиссу, сохраняющему территориальную целостность порванной гражданской войной страны. Иначе – или бесконечная война, или «замораживание» конфликта на неопределенное время, по истечению которого опять же или либо «война с сепаратизмом» с возможной победой Киева, либо поиск нового или старого компромисса, либо провозглашение двух новых гособразований, на признание которых Украину вынудят пойти де-факто. Ничего другого и нигде в мире не происходило. И не происходит. Сепаратизм – вещь заразная и долгоиграющая. Особенно когда «сепары» по-прежнему с новым курсом центра. Как в украинском случае — с госпереворотом 2014 года и диаметральным переформатированием внутренней жизни и внешнего курса развития страны.

Вот этот теоретическое обоснование компромисса и пытаются втиснуть и закрепить в Конституцию. А Порошенко то говорит, что он за такой исход, то утверждает, что Конституцию нельзя изменить, то вообще убеждает всех, что Основной Закон в Украине неизменен и таковым должен оставаться. Для стабильности страны. И сегодня получается, что Порошенко, обосновывая ту или иную точку зрения, лукавит. Хотя бы потому, что Конституция в Украине, принятая 28 июня 1996 года, уже менялась. Причем неоднократно. Более того, она менялась под давлением не политической целесообразности, а политической конъюнктуры и желания «вождя» закрепить в ней свою близкую к абсолюту власть.

Даже расово правильное информагентство УНИАН как-то подготовило и обнародовало такую подробную справку на этот счет: «Первый раз изменения в основной документ страны были внесены в декабре 2004 года. Тогда для преодоления острого политического кризиса во время «оранжевой революции», по требованию политических сил Виктора Януковича и Леонида Кучмы украинский парламент принял закон Украины № 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию Украины» и (в пакете к нему) о внесении изменений в закон о выборах президента. Закон на основе проекта Симоненко-Медведчука об изменениях в Конституцию (о политической реформе) предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства коалицией депутатских фракций, продление срока полномочий Верховной Рады до 5 лет. Закон вступил в силу с 1 января 2006 года.

Однако уже после прихода к власти Виктора Януковича и Партии регионов 30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины признал неконституционным принятый в 2004 закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» с формулировкой «в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия». С этой даты снова действовала Конституция 1996 года.

Кроме того, в 2011 году вносились изменения в Конституцию относительно местных выборов, в 2013 году – о деятельности Счетной палаты.

Однако уже с начала 2014 года на фоне политического кризиса в Украине активизировались предложения «вернуться к Конституции 2004 года». Под этим имелось в виду избрание парламента по пропорциональной системе и лишение президента значительной части сильных полномочий. Уже 21 февраля 2014 года Верховная Рада конституционным большинством в 386 голосов приняла за основу и в целом без решения профильного комитета проект закона о восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины. На следующий день, учитывая, что этот закон не был подписан президентом, парламент принял новое постановление «О тексте Конституции Украины в редакции 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV, от 1 февраля 2011 года № 2952-VI, от 19 сентября 2013 года № 586-VII». Этот закон вступил в силу 2 марта 2014 года.

Новости партнеров

Таким образом, от 2 марта 2014 года в Украине действует Конституция, принятая 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины 8 декабря 2004 года, 1 февраля 2011 года, 19 сентября 2013 года и 21 февраля 2014 года.

В то же время на этом конституционный процесс в Украине не остановился. Так, 31 августа 2016 года парламентом предварительно был одобрен президентский закон о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти). При этом голосование за него ознаменовалось скандалом – 3 из 5 фракций коалиции («Батькивщина», «Самопомощь» и «Радикальная партия Олега Ляшко») не поддержали закон, тогда как «Оппозиционный блок» бывших регионалов проголосовал «за». В результате фракция Ляшко покинула коалицию. Кроме того, 2 июня 2016 года Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия), или так называемую судебную реформу». Типа конец цитаты.

О чем говорит эта справка, подготовленная верноподданными «певцами майдана»? Да о том, что и Леонид Кучма с Виктором Януковичем в борьбе с Виктором Ющенко меняли Конституцию, чтобы ослабить власть преемника и оставить ее за собой. И Янукович потом возвращал себе «царские» полномочия с этой же целью. И затем уже его пытались убрать, исключительно в Конституции умаляя привлекательность президентской власти и уменьшая ее возможности и количество рычагов влияния на ситуацию. И сейчас усилением собственной власти через перераспределение конституционных полномочий бредит Порошенко. Он под видом этой самой «децентрализации» хочет усилить свой контроль над судебной властью и над местными администрациями. Ничего другого в предложениях Порошенко нет. Он в борьбе с оппонентами хочет опять использовать Основной Закон как дышло (куда повернул, туда и вышло, как говорят в народе) или как кистень (больше полномочий карать и миловать безнаказанно). И конечно же, при абсолютно сильной президентской власти главе государства объективно выгоднее иметь под собой унитарную страну, а не децентрализованную или – тем более – федерацию. Это логичная суть любой сильной власти – одинаково властвовать над всеми, а не делать для кого-то исключения.

Сложность же ситуации для Вальцмана-Порошенко заключается в том, что, во-первых, особый статус для Донбасса повлечет за собой и особый статус для других регионов. Ну, может, повлечет сразу, а со временем. Когда и другие регионы поймут, как «чудит» центр.

Во-вторых, против децентрализации выступают политические оппоненты Порошенко, которые могут потерять власть не только в регионах, но и в центре. Последняя по времени истерика Зоряна «Жабки Катманду» Шкиряка, советника главы МВД Арсена Авакова на тему «нас опять пытаются «качать» в информационном пространстве относительно так называемого «особлывого статусу» Донбасса» — это ни что иное, как боязнь нынешних оппонентов из партии «Народный фронт» («НФ») экс-премьера Арсения Яценюка потерять власть. «НФ» сегодня как партия – это чистой воды политическая фикция. Партии как таковой нет, она, еще раз это напоминаю (!!!), отрицательно популярна в рейтингах, но зато не только имеет фракцию в парламенте, но и является одним из «столпов» правящей коалиции вместе с фракцией президентской партии «Блок Петра Порошенко» («БПП»). И для «фронтовиков» в других органах власти усиление полномочий Вальцмана-президента – это потеря всего.

Вот они и истерят. А Шкиряк по тупости или по заданию «старших товарищей» даже «кладет из-под хвоста» на внешних кураторов из так называемого коллективного Запада (США и Франции с Германией), который требует федерализировать Украину и принести ей таким образом мир. Ну, так, по крайней мере, все выглядит на бумаге и в миролюбивой риторике «нормандцев». Хотя, конечно, если учитывать двойные стандарты Запада (говорит одно, а от своих марионеток в Киеве во главе в Вальцманом требует другое), то речь может идти всего лишь о красивом прикрытии для продолжения войны. Потому что ставки в этой войне – не Украина и не Донбасс, а геополитическое поражение России. А Украина и Донбасс – всего лишь инструменты. Но Вальцман хитрый под шумок хочет получить всю полноту власти и закрепить ее в Конституции…

Владимир Скачко

antifashist.com

Новости партнеров




«Царь-мангал» теперь и в Часов Яре: ВСУшники объяснили, почему это страшно

Вражеские эксперты призывают готовиться к боям за Торецк и Константиновку На фронте наблюдается успешное наступление армии России сразу на нескольких участках. Нашим штурмовым отрядам удалось...

Шотландия остановилась в шаге от пропасти. Жаль

Шотландия досрочно прекращает эксперимент в духе Джорджа Сороса, который решила над собой поставить англичанам назло: первый министр и лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Хамза...

«Под угрозой все больше регионов». Как изменится тактика ВСУ

Западные СМИ называют ATACMS одним из ключевых видов оружия, которое США решились поставить Украине. По их мнению, именно оперативно-тактические ракеты должны изменить ситуацию на...

Читайте также

Почему Блинкену не удалось запугать Китай

Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай, который состоялся 24–26 апреля, стратегически важен по...

Ответка за налет на Краснодар: «Кинжал» пронзил плотину Днестровской ГЭС

Чем примечателен удар по украинской энергетике 27 апреля В ночь на 27 апреля бандеровские дроны...

Abrams уехали с линии фронта за «мангалами»

ВСУ выводят американские танки Abrams с линии фронта. И Украина, и Штаты признают их...