ГлавноеАналитикаРоссия и "берлинско-вашингтонский" порядок в Европе

Россия и «берлинско-вашингтонский» порядок в Европе

Опубликовано

АВТОР: None

В Европе формируется новый международный порядок. Назовем его «берлинско-вашингтонский». По аналогии с прошлыми – венским, версальско-вашингтонским и ялтинско-потсдамским.

Этот порядок является региональным развитием Вестфальской системы, и ему присущи её важнейшие отличительные черты. Этот порядок не включает в себя Россию и, более того, активно её антагонизирует. Он органично встроен в структуру глобального Запада и играет свою роль в его противостоянии с глобальным не-Западом. Противостоянии, которое в ряде случаев (Россия) является грубым и прямолинейным, а в ряде (Китай) – сложноорганизованным и учитывающим фактор экономической взаимозависимости.

Новости партнеров

Этот порядок нацелен на сохранение и устойчивое развитие старейшей части Запада – Европы Европейского союза. В его основе лежит военно-политическое (НАТО), экономическое (грядущее ТАТИП или его другая инкарнация), культурно-цивилизационное (либеральный протестантизм) и даже национальное (относительное большинство белых граждан США имеют немецких предков) единство. Вряд ли даже самый бездарный будущий президент США сможет остановить формирование этого порядка. Он продиктован объективными факторами и интересами. Этот порядок, как и всякий другой порядок, востребован политическими и экономическими элитами Европы, явно метавшимися в последние годы.

Новый европейский порядок формируется четырьмя важнейшими международно-политическими процессами. Во-первых, это завершение периода попыток инкорпорации России на правах младшего и возвращению её на историческое место соперника и угрозы. Во-вторых, глубочайшим кризисом европейского интеграционного проекта и необходимостью выхода из него через сильное лидерство. В-третьих, выходом из ЕС Великобритании, что делает возможным переформатирование склеротичной системы управления и экономического регулирования в Евросоюзе. И, наконец, необходимостью «вписать» Европу в новую систему отношений внутри коллективного Запада.

В основе этой системы – новые мегарегиональные торгово-экономические объединения, не отвергающие глобализацию, а развивающие её в выгодном историческим лидерам направлении. Одно из таких объединений – Транстихоокеанское торговое партнёрство (ТТП) – уже создано. И представляет собой настолько гениальный документ, что даже провал его ратификации не станет препятствием к его введению в действие тем или иным образом. Например, через совершенствование системы двусторонних договоров о торговле и инвестициях. Другое – Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТАТИП) будет, видимо, создано в ближайшие годы. Несмотря на возникшие в последние месяцы препятствия, которые позволяют отдельным наблюдателям говорить о провале переговоров.

Новый «берлинско-вашингтонский» порядок сможет стать ответом на угрозу хаоса, которая всё более явственно рисуется перед Евросоюзом. В центре этого порядка будет стратегическое, всеобъемлющее и взаимоуважительное партнёрство между экономическими гигантами Запада – США и Германией. Его военно-политическим фундаментом будет блок НАТО, сплотившийся в противостоянии России. Будет окончательно покончено с попытками построения европейской идентичности в сфере безопасности и обороны. Такая идентичность уже сформировалась в ходе драматических событий на востоке Европы после переворота на Украине. Однако институтом этой идентичности станет не эфемерная общеевропейская политика в сфере безопасности, а вполне конкретный блок НАТО. С вполне конкретным лидерством США как военно-политического вождя Запада.

Формирование нового порядка приведёт к изменению всей системы торгово-экономических отношений в Евроатлантическом регионе. Общий рынок Европейского союза станет одной из составных частей этой системы в рамках грядущего Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства. Наряду с США, Канадой и Великобританией.

Выход последней из ЕС серьёзно изменит Евросоюз и Европу в целом. Скорее всего, доминирующими станут здесь два процесса. С одной стороны, будет происходить дальнейшее сплачивание союза в вопросах экономики. С другой, будут, по всей видимости, приостановлены процессы интеграции политических систем и систем обеспечения безопасности. Внешнюю безопасность союза полностью возьмёт на себя НАТО. С мечтами о создании европейских оборонных структур уже покончено. Благодаря драматическим событиям последних лет в Восточной Европе США и проамериканские лобби в ЕС смогли полностью восстановить контроль над ситуацией.

Выход Великобритании может способствовать и прогрессу на переговорах о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства. Увеличится гомогенность внутри оставшихся членов союза. Без раздражающего британского фактора Германии будет проще убедить Францию и собственных колеблющихся в том, что только скрытая либерализация и общее сокращение социальных обязательств смогут спасти экономику Европы. А о том, что последняя нуждается в радикальной встряске, консенсус элит в Берлине, по всей вероятности, существует. Как и убеждённость в том, что уверенно проведя Европу через кризис евро, Германия должна спасти её стратегически и «вытолкнуть» на новый уровень развития. Мирным, само собой, путём. Сейчас популярность идеи ТАТИП в самой Германии снизилась до 17 процентов, а последний из раундов переговоров между Европейской комиссией и США не привёл к существенному прогрессу. Но это не означает, что идея утоплена. Она будет реализована в том или ином виде, хотя и не в столь короткие сроки, как на это рассчитывали энтузиасты в Брюсселе.

Новости партнеров

Вообще о том, что после разрешения кризиса зоны евро и в связи с предстоящим выходом из ЕС Великобритании масштабы германского могущества становятся опасными для единства ЕС, сказано уже много. Укрепление стратегического партнёрства Берлина с США может решить эту проблему. Германия, надёжно и крепко впаянная в трансатлантическое сообщество, не будет вызывать подозрений у других стран в желании создать «рейх 2.0 ».

Великобритания, со своей стороны, сможет одновременно вести переговоры о будущем формате своих отношений с ЕС и выступать в качестве третьего партнёра на переговорах о ТАТИП. Более того, именно формат ТАТИП может оказаться наиболее приемлемым для Лондона способом сохранить фактическое участие в общем рынке ЕС. Не принимая на себя при этом кабальных обязательств, как это делают Норвегия или Швейцария. Тем более что в Берлине, Париже и Брюсселе также понимают, что для Соединённого Королевства будет необходимо найти некий уникальный статус в отношениях с бывшими партнёрами. Поэтому выход Британии может не затормозить переговоры о ТАТИП (как бы такое партнёрство ни называлось в будущем), а стать стимулом для их «перезагрузки».

В этой связи важнейшей задачей переговорщиков в Лондоне, Брюсселе и Вашингтоне может стать синхронизация процессов переговоров о новом правовом формате отношений Британия – Евросоюз, с одной стороны, и переговоров о ТАТИП – с другой. Возможно, что именно с подготовкой движения в этом направлении связана задержка с запуском Лондоном механизма статьи 50 Лиссабонского договора. В том случае, если ТАТИП будет хотя бы отдалённо напоминать заключённое осенью 2015 года Транстихоокеанское торговое партнёрство, – это именно то, что нужно Великобритании в отношениях с ЕС – доступ на рынок и свободное движение капиталов. А для квалифицированной рабочей силы можно будет разработать отдельный формат. США, со своей стороны, будут вполне удовлетворены тем, что их важнейший союзник сохранит свой статус и значение для евроатлантической экономики. Великобритания сможет при таком раскладе стать своего рода гигантским Сингапуром на Атлантике – «хабом» пересечения торговых и инвестиционных потоков. Одновременно получив возможность произвольно регулировать доступ на свою территорию иностранной рабочей силы и её права.

Новый «берлинско-вашингтонский» порядок будет характеризоваться совмещением высокой степени рыночной открытости (всегда выгодной экономически сильным игрокам) и возвращению части политических полномочий в руки суверенных государств (что позволит сильным решать проблемы безопасности без оглядки на слабых членов сообщества). Стимулом к возвращению власти в руки суверенных государств станет и необходимость реально бороться с терроризмом. То, что его волна грозит захлестнуть Европу, становится в наши дни, после ужасающих терактов в Париже, Брюсселе и Ницце, всё более очевидно. Естественным следствием этого будет отказ от попыток создать действительно более или менее единые европейские специальные службы. Это, в свою очередь, неизбежно создаст необходимость усиления контроля над внутренними границами сообщества. Очевидно, что полиция и контрразведка одних стран будет справляться с террористической угрозой лучше, чем других. Поэтому необходимой мерой станет возвращение к эффективной охране границ. Ответ на вопрос о том, как совместить открытый рынок и усиление полицейских мер контроля над населением, станет важнейшим для европейских элит.

В результате мы будем иметь относительно единую в экономическом отношении Европу, способную объединиться политически только по очень ограниченному кругу вопросов – тех, которые не будут идти во вред трансатлантической солидарности. Ведь именно она и её институциональное воплощение в лице НАТО станут несущей основой выживания цивилизации Запада. И главным инструментом его борьбы за лидерство с окружающим миром.

При новом порядке Евросоюз не станет более простым и ответственным партнёром для России. Более того, он, как отмечают уже сейчас с тревогой многие наблюдатели, может стать даже более агрессивным. Не останавливаясь не только перед политически враждебными действиями, но и перед военными провокациями. При этом диалог по частным вопросам с наиболее вменяемыми европейскими государствами будет вполне возможен. Хотя это и не сможет подвигнуть их на нарушение правил железной «берлинско-вашингтонской» системы, которая формируется в Европе. Мы не должны ни в коем случае допустить возникновения разрыва между нашими обществами, размывания общего культурного и цивилизационного пространства.

Евросоюз никогда не признает возвращение Крыма в состав России и не отменит варварские санкции в отношении жителей полуострова. Россия, со своей стороны, должна будет всё более серьёзно относиться к гармоничному развитию своей территории за Уралом и связей с азиатскими экономиками. Для этого можно будет привлекать европейские компании, если они проявят достаточно гибкости в условиях санкционного давления. В том числе если Россия, Китай, Казахстан и другие региональные партнёры перейдут, наконец, от слов к делу и займутся строительством евразийской транспортно-логистической системы, за которой потянется и пространство совместного развития. Важно также готовиться (вместе с нашими союзниками) к отражению грядущих угроз с Юга, наращивать взаимодействие Москва – Пекин по обеспечению безопасности в Центральной Азии.

Россия не будет частью нового европейского порядка. Это, в числе прочего, может стать одной из причин его относительной неустойчивости и непродолжительности. Как это произошло с другим «порядком», который фактически её игнорировал – версальско-вашингтонским. И наоборот – те европейские порядки, в которых Россия была важной составляющей – венский и ялтинско-потсдамский – оказались успешными и обеспечивали мир в Европе.

Новости партнеров

Несмотря на это Россия будет важным внешним фактором существования «берлинско-вашингтонского» порядка, как и он для неё. Будущее России – в более широких и демократичных форматах межгосударственного взаимодействия. Форматах, которые необходимо развивать на евразийском пространстве и в рамках всеобъемлющего евразийского партнёрства. Только будучи частью своего сообщества Россия сможет достойно иметь дело с новым «берлинско-вашингтонским» порядком. Это сообщество должно быть основано на выработанных совместно со стратегическими партнёрами и союзниками России принципах и правилах игры. В другом мире нам места нет.

Тимофей Бордачёв

ru.valdaiclub.com





Войска НАТО могут не поспеть к началу Третьей мировой

Ударит ли Россия по Лондону? События развиваются стремительно. В ответ на заявления президента Франции Эмманюэля Макрона о возможной интервенции на Украине, а также на разрешение...

План Б глобалистов — Третья мировая война

Пентагон, предоставляя разведданные Киеву и Тель-Авиву для нанесения ударов по воинскому составу и территории, испытывает все доступные виды вооружений и искусственный интеллект для использования...

Нестрига — адрес нового ада для ВСУ на Днепре. Кто выживет под ФАБами, того...

Представитель укровермахта сообщил об огненном вале, который сразу же обрушивается на любой бандеровский десант На Херсонском направлении продолжается контрбатарейная борьба. В Сети появились кадры уничтожения...

Читайте также

Aurus Путина заменит сталинский ЗиС-110 в коллекциях коррупционеров будущего

Лимузин экс-замминистра Тимура Иванова выглядит бледно на фоне обновлённого авто президента В Москве 7 мая...

Смертельный удар «клином»: Российская армия применила новую тактику

Попытки противника ударить во фланг наступающих войск упираются в «линии Суровикина», быстро создаваемые на...

«Новый уровень жестокости»: ТОС-3 «Дракон» разнес бункеры в Часов Яре

Укровояки пожаловались на артобстрел невиданной силы накануне возможного штурма города Укровермахт ведет тяжелые бои в...