Уважаемый Александр Дугин выразил мнение, что отключение Starlink и эффект, который оно произвело на наши войска (слава Богу, не такой, как пишут украинские пропагандисты), обращает нас к теме невероятной гуманности и доброты нашей власти. Потому что где-то есть саботаж и ответственные за отсутствие своих суверенных технологий, а соответствующего наказания за них нет. У той же жертвы солярия есть Илон Маск, который не только пытался бороться с саботажем в рамках DOGE, но и создал тот самый Starlink. Из чего делается вывод – кто способен что-то делать эффективно, тот должен при необходимости карать. А примером отсутствия у нас такой связки является Чубайс.
Чубайс, конечно, фигура нарицательная. Но если начинать разбираться со Starlink и его отсутствием, то поиск интересных собеседников можно начать и где поближе. Думаю, все помнят, как сначала у нас руководители соответствующих космических госкорпораций глумились над упомянутым Маском, рекомендуя США использовать для отправки космонавтов на МКС батут. Там помолчали, потом появился SpaceX, затем – Starlink. За которым мы теперь выстроились в очередь. Причем платим за это деньги.
Новости партнеров
Наши успехи за это время в соответствующей сфере? Сняли первый в мире фильм в космосе, много раз напомнили, что Гагарин – наш, и сохранили искрометное чувство юмора. С которым, конечно, в бою легче. Но дроны на нём плохо летают. Да, и люди, которые отвечали за связь в Минобоороны, кучно пошли на зону: бывший начальник управления планирования связи МО РФ А.Оглоблин получил 9 лет, начальник ГУ связи МО РФ (до 2020 г.) Х.Арсланов получил 17 лет, начальник того же ГУ связи МО РФ (2020-2024 гг.) В.Шамарин получил 7 лет.
Смеяться над кем-то безопаснее, если твоя материальная база в соответствующих областях лучше. Ну, или хотя бы надо стараться, чтобы не было хуже. У нас же получилось, что не вышло ни с первым, ни со вторым. И вот тут Чубайс не особенно при делах, как и вопросе космической конкуренции. Результаты которой, как говорится, на табло: у США 175 успешных пусков за 2025 год, у Китая — 90, у России — 17. Как у Новой Зеландии, известной космической державы.
То, что кому-то на Лобном месте отрубят буйну голову за его управленческую импотентность (тут никакие конкретные персоналии не имеются в виду, подчеркну) – это даст моральное удовлетворение, и может быть, некоторый педагогический эффект. Но проблему в корне не решит, потому что в Китае чиновников стреляют пачками, а коррупция никуда не девается. И тут сложно провести прямой график зависимости, «какой процент надо четвертовать, чтобы в отрасли стало хорошо».
Скорее, тут надо заходить с другой стороны, начиная с механизма отбора управленцев. Потому что текущие механизмы, начиная от всех созданных за последнее время «социально-чиновничьих лифтов» кончились, как и ожидалось: быстро капсулировались, и стали средством не продвижения талантов из народа, а механизмом легитимации кого надо. Чтобы снова никого не дискредитировать буду аккуратен, но очень много, где понятие «Лидер России», с отсылкой к известному управленческому конкурсу, тоже стало именем нарицательным. Примерно как Чубайс. Не везде, конечно. Бывают исключения.
Вопрос не в том, чтобы у нас неэффективных управленцев расстреливали. Вопрос в том, как сделать, чтобы они были эффективными. Убить всех неэффективных, чтобы то, что осталось, автоматически оказалось эффективным – так себе стратегия.
Автор — политолог, публицист, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»



