Выступая сегодня на Всемирном экономическом форуме в Давосе, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, казалось, читала речь, которую её спичрайтеры так и не успели исправить, так сказать, в соответствии с моментом.
Вместо разговора о недопустимости раскола коллективного Запада и разрушения всех союзнических связей из-за желания Трампа поживиться заморскими территориями одного из союзников, еврофюрерин привычно оттараторила набор банальностей про Россию, «которая не хочет мира», «несчастную» Украину и на всё готовую Европу, что должна работать над разрешением украинского кризиса (читай – победой над Россией) плечом к плечу с США.
Новости партнеров
И всё это в ситуации, когда даже политическая «крыша» фон дер Ляйен в лице крупнейшей в Европарламенте Европейской народной партии заявила о том, что отношения ЕС и США находятся на самом низком уровне за всю историю, назвав политику Трампа «отрезвляющим уроком для Европы».
Но нет, Урсула выступила так, как будто все последние дни пребывала в анабиозе. А между тем буквально накануне Трамп заявил, что созвонился с генсеком НАТО и планирует уже в Давосе обсудить с европейцами все детали гренландской сделки.
«У меня состоялся очень хороший телефонный разговор с Марком Рютте, генеральным секретарём НАТО, по вопросу Гренландии. Я согласился на проведение встречи всех заинтересованных сторон в Давосе, в Швейцарии. Как я прямо и недвусмысленно заявил всем участникам, Гренландия имеет решающее значение для национальной и глобальной безопасности. Отступления здесь быть не может – с этим согласны все. США – самая мощная страна в мире, без всякого сомнения. Во многом это стало возможным благодаря восстановлению наших вооружённых сил в период моего первого срока, и этот процесс сейчас продолжается ещё более ускоренными темпами. Мы – единственная сила, способная обеспечивать мир во всём мире. И достигается это, предельно просто, через силу». Конец цитаты.
Так в чём же причина столь неактуального выступления на форуме председателя ЕК? А в том, что вероятно, одним из важнейших результатов спора вокруг Гренландии является утрата Западом прежних ориентиров.
До сих пор было им максимально удобно иметь в качестве «вечного врага» Россию и строить свою внешнюю политику на теме отражения потенциальных угроз со стороны Москвы.
Более того, с началом СВО мы вообще подарили им железобетонный повод произнести сакраментальное «вот видите, а мы вам говорили, что русские агрессивны и представляют угрозу для западной цивилизации».
В контексте инструментализации русофобии невозможно не упомянуть и тот факт, что за последние четыре года она превратился в очень удобное орудие борьбы с политическими оппонентами, которых теперь легко можно заткнуть одним лишь обвинением в связях с Россией. При этом доказывать правоту таких обвинений даже не требуется.
Новости партнеров
Как заявил по этому поводу профессор университета Аризоны Дэвид Гиббс, нынешний русофобский тренд вполне можно считать возрождением маккартизма.
«Сейчас мы определенно наблюдаем возрождение маккартизма с настоящей одержимостью Россией, «российской дезинформацией» и постоянными обвинениями в том, что вы – «русские шпионы» или «российские агенты дезинформации», и это наноситущерб репутации, ведь это практически неопровержимо. Ну как вы можете доказать, что вы не русский агент? Это невозможно. Поэтому ущерб репутации наносится огромный. Простое обвинение, даже если оно ложное, очень эффективно. И это широко используется как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Этот новый, широко используемый маккартистский прием, заключается в использовании запугивания и различных форм клеветы для устранения, внушающих тревогу или несущих угрозу точек зрения», – отметил эксперт.
В этой связи откровенно смешно звучит недавний призыв к Трампу главы евродипломатии Каи Каллас, заявившей о том, Западу, мол, незачем ссориться друг с другом из-за Гренландии, когда у них есть такой удобный враг как Россия и отличное поле битвы с ней – Украина.
«Китай и Россия, должно быть, вовсю наслаждаются ситуацией. Именно они извлекают выгоду из разногласий между союзниками. Если безопасность Гренландии находится под угрозой, мы можем решить эту проблему внутри НАТО. Тарифы рискуют привести к обнищанию Европы и Соединенных Штатов и подорвать наше общее процветание. Мы также не можем позволить нашему спору отвлечь нас от нашей главной задачи –содействия прекращению войны России против Украины». Конец цитаты.
Калас, как и её босс фон дер Ляйен, всеми силами стремится вернуть Трампа в привычное ей русло внешней политики Запада, предусматривающей совместный крестовый поход против общего врага и не предполагающей никаких серьёзных споров и тем более ссор между своими.
На этом фоне особенно впечатлят то, как Трамп перевернул эту игру, использовав русофобию, а за одно и синофобию (страх перед китайской угрозой и неприязнь к Китаю) как повод пойти войной против самой Европы. Мол, всё что я делаю, имеет целью защитить Гренландию, а с нею и весь Запад от угрозы со стороны России и Китая.
И, как и во всех прочих русофобских заявления, любая попытка тех же датчан опровергнуть американские утверждения о российских и китайский подлодках, якобы хозяйничающих у берегов крупнейшего в мире острова, тонет в потоке лжи, умело применяемой Белым домом в своих интересах. Как уже было сказано выше, русофобия не требует аргументов и доказательств, и до недавних пор европейцев это вполне устраивало.
Такого кульбита в Европе явно не ожидали. В итоге противоречия по Гренландии способны не только разрушить западное единство, но и сильно пошатнуть их картину мира, которая ещё вчера, казалось, было чёткой и понятной: тут друзья и союзники, а тамвраги.
Новости партнеров
Теперь же всё смешалось настолько, что когнитивных способностей нынешнего поколения европейских политиков просто не хватает, чтобы всё это осознать и переработать. И единственное, на что их пока хватает – бессмысленные призывы к Трампу вернуть всё, как было.



