Госсекретарь США Марко Рубио «предупредил о высоком риске погружения Сирии в тотальную гражданскую войну.
«Мы хотим предоставить все возможности, чтобы они преуспели. В противном случае <…> вы увидите погружение Сирии в тотальную гражданскую войну, она превратится в неуправляемую территорию», — сказал он.
Новости партнеров
Рубио добавил, что перед руководством Сирии стоят «очень сложные задачи», и «никто не может гарантировать» успеха в их реализации. Он не стал вдаваться в детали, на чем основаны подобные выводы.
Это заявление Рубио сделал во время общения с журналистами по завершении встречи глав внешнеполитических ведомств стран — участниц G7 в канадской провинции Онтарио. И спустя три дня после завершения визита самопровозглашенного президента Сирии Ахмеда аш-Шараа в Вашингтон, который был расценен международными наблюдателями как успешный, а в сирийских СМИ и вовсе назван «историческим».
Так о чём не говорит американский госсекретарь?
Демонстрация унижения
Президент США Дональд Трамп не стал дожидаться завершения работ в недавно построенном бальном зале Белого дома, прежде чем исполнить танец с тем, кто сам себя назначил президентом Сирии – некогда известным лидером международной террористической сети «Аль-Каида» (запрещена в России) Абу Мухаммедом аль-Джулани, ставшим Ахмедом аш-Шараа.
Попозировав рядом с самопровозглашённым «главой переходного правительства Сирии» в Овальном кабинете, и вручая ему подарок, Трамп в очередной раз устроил демонстрацию намеренного унижения.
«Это мужской аромат», — заявил Трамп, откупорив флакон одеколона с золотой крышкой и распылив его в сторону явно испытывающего неловкость аш-Шараа.
Новости партнеров
«Это лучший аромат, ясно?», — спросил американский лидер.
Он поднял второй флакон, предназначенный для жены сирийского «президента», и пошутил: «Сколько у тебя жён? Одна?»
Когда Джулани улыбнулся и ответил, что у него одна жена, Трамп ухмыльнулся и хлопнул его по руке: «С вами, ребята, никогда не угадаешь».
Для Трампа такое поведение выглядит абсолютно привычным, но не для сирийца. Это едва ли не первый случай в истории страны, когда её «президент» подвергается столь открытому публичному унижению и совсем не похоже на те времена, когда Дамаск с достоинством принимал таких гостей, как Генри Киссинджер и Билл Клинтон.
Приём, оказанный Джулани в Белом доме, говорит о развитии стратегической доктрины Вашингтона. Трамп, как и большая часть политического истеблишмента США, руководствуется исключительно собственными интересами.
Он открыто демонстрирует презрение к международному праву, обычаям и традициями и без зазрения совести сотрудничает с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, которого весь цивилизованный мир во главе с ООН видит преступником, развязавшим геноцид в Газе, или пожимает руку и «угощает одеколоном» Джулани — человека, которого госдепартамент США до недавнего времени считал международным террористом и за голову которого объявил награду в 10 млн долларов.
Интересный факт подметила британская The Telegraph: Трамп провёл Джулани в Белый дом через чёрный ход.
«Не было ни флагов, ни почётного караула, ни президентского рукопожатия у дверей. Вместо этого машину с сирийским «президентом» заметили у входа в подвал, которым пользуются сотрудники службы национальной безопасности во время кризиса или члены Конгресса, прибывающие на секретные переговоры», — отмечает газета.
Новости партнеров
Даже эксцентричный Трамп понимает, какой скандал может спровоцировать приглашение в Белый дом лица, которое до недавнего времени считалось едва ли не самым разыскиваемым в США террористом, и на руках которого есть кровь американских солдат, воевавших в Ираке.
Но при этом Трамп менее лицемерен, чем его европейские коллеги. Он не утруждает себя эвфемизмами. «Что было, то прошло», — дипломатическая доктрина американского лидера.
Новый порядок
Джулани, скорее всего, и не мечтал, что его примут в Белом доме. Но теперь Трамп присвоил ему звание «самого быстро реабилитированного террориста в мировой истории». Трамп и Нетаньяху спешат установить новый региональный порядок. Пока Израиль, стерев с лица земли сектор Газа, готовится к новой эскалации в Южном Ливане и на оккупированном Западном берегу реки Иордан, его ближайшей целью является обеспечение безопасности на сирийском фронте.
Джулани — тот, кто нужен для этой работы. Он никогда не нападал на израильские войска на территории Сирии, напротив, проводил операции против палестинских группировок на сирийской территории.
Остатки «Аль-Каиды» присягнули ему на верность и готовы вести межконфессиональную войну против христианской, алавитской и шиитской общин Сирии, но не против ЦАХАЛ, чьи солдаты беспрепятственно хозяйничают на Голанских высотах и арестовывают всех неугодных в сирийской провинции Эль-Кунейтра.
«Ось сопротивления», возглавляемая в основном шиитскими движениями, потерпела в Сирии стратегическое поражение. Для Вашингтона и его союзников из стран Персидского залива создание «суннитской коалиции» требует согласия суннитов в Сирии. Джулани с его салафитскими корнями— их лучший актив.
Чтобы подчеркнуть важность нового союза, Трамп отменил действие санкций по «Закону Цезаря» в отношении Сирии на 180 дней и снял персональные санкции с Джулани и его соратников.
Но Трамп — прагматик, он не оказывает услуги бесплатно. Помимо нормализации отношений с Израилем, американцы явно хотят сохранить в Сирии и своё военное присутствие.
Одна из возможностей – возобновление плана интеграции США и курдской администрации, под контролем которой находится около 30% сирийской территории на богатом нефтью северо-востоке страны. Но тут свои «красные линии» у Турции, и достичь консенсуса с Анкарой американцам будет непросто, им нужна поддержка Дамаска.
Ещё одна сфера, в которой Джулани должен, по мнению Вашингтона, пойти на уступки, — экономика. Новый сирийский лидер открыт о говорит о сотрудничестве и ведёт переговоры с таким организациям, как Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Сирийский народ, пострадавший и обнищавший во время многолетней войны и санкций, вскоре столкнётся с приватизацией государственных активов и долгами, которые будут передаваться из поколения в поколение. То, что эти сделки заключаются на руинах Сирии, только усугубляет проблему. Под руководством нового лидера страна готовится к новой волне мародёрства, приватизации и иностранному разграблению, замаскированному под экономические реформы.
Джулани вернул долг своим американским покровителям — о том, что ранее он был включён в списки террористов, теперь удобно забыли. Как сказал сам аш-Шараа в интервью Fox News во время визита в США, «я думаю, что это дело прошлого», имея в виду свое пребывание в рядах «Аль-Каиды». Это небрежное замечание отразило суть визита — историю нужно стереть, чтобы приспособиться к новым реалиям.
Человек, проскользнувший в Белый дом через чёрный ход, возглавлял группировки иностранных наёмников, которые стремились стереть Сирию с лица земли. Сейчас он самый полезный из них — салафитский экстремист, ставший государственным деятелем в гражданском костюме от мирового бренда.
В своём стремлении свергнуть Башара Асада Вашингтон и его региональные союзники поддержали монстров. Теперь они облачают их в костюмы и готовят к послевоенному управлению.
Но Сирия ещё не покорена.
Об этом и предупреждает Рубио, прекрасно понимая, с каким противодействием народа может столкнуться американская администрация в попытке связать его своими интересами на десятилетия вперёд.
Автор — политический обозреватель Аналитического центра ТАСС



