ГлавноеАналитикаАлександр Носович: Молдова выбирает между войной и миром

Александр Носович: Молдова выбирает между войной и миром

Опубликовано

Парламентские выборы в Молдове значительно более важны, чем прошедшие за год до них президентские. И не только потому, что Молдова — парламентская республика и правительство будет формировать коалиция победивших партий. Главная причина — парламентские выборы определят, свернет ли Молдова с курса, который ведет ее к втягиванию во внутренний или международный военный конфликт, или этот курс приведет страну к неизбежной финальной точке.

Речь о курсе, который проводила президент Майя Санду последние четыре года — с того момента, как ее партия «Действие и солидарность» (PAS) получила абсолютное большинство мест в действующем составе парламента Молдовы. Впервые в современной молдавской истории вся полнота власти в стране оказалась в руках одной политической силы и это привело к созданию идеологической диктатуры. Радикально-либеральной проевропейской и прорумынской.

Новости партнеров

Режим Майи Санду нетерпим к инакомыслию и по сути своей составляет секту, фанатично стремящуюся в кратчайшие сроки навязать молдаванам западные глобалистские ценности, слить Молдову с Румынией, разорвать любые связи с Россией, затащить в НАТО и Евросоюз. С этой целью в республике несколько лет запрещались оппозиционные партии, газеты и телеканалы, преследовались и сажались оппозиционные политики (вплоть до главы Гагаузской автономии Евгении Гуцул), стиралась молдавская идентичность и пересматривалась история (курс истории Молдовы в школах заменили на «Историю румын»), захватывались и передавались румынам приходы Молдавско-Кишиневской митрополии РПЦ.

Запад в целом смотрел на демократический беспредел Кишинева сквозь пальцы, а Европа, в частности, и вовсе одобряла. Майя Санду — протеже Фонда Сороса, «парашютированная» в молдавскую политику из Всемирного банка, — решала их геостратегическую задачу: ликвидировать точку присутствия России в непосредственной близости от ключевой для контроля над логистическими маршрутами в этой части континента Одессы.

Собственно, вся борьба за Молдову сводится к решению этой задачи. Зачистка от «пророссийских элементов» внутреннего политического поля была для этого первым этапом. Второй этап — отказ от прописанного в конституции нейтралитета: «униря» с Румынией и вступление страны в НАТО. Для этого и нужен разгром любой оппозиции и принуждение к единомыслию внутри республики. Ну и неизбежный на таком пути третий этап: вступление в украинский конфликт на стороне Киева и силовой разгром анклавов российского влияния в Молдове — Гагаузии и, разумеется, Приднестровья, где находятся российские миротворцы.

Проще говоря, молдаван в последние годы тянули в пропасть большой войны, в том числе гражданской, и окончательного распада страны. И главное, что сдерживало это смертоносное движение, был здравый смысл самих молдаван, большинство которых в меру своих сил его тормозили, прекрасно понимая, куда их тянут. По всем проводившимся опросам, более 60% населения (без учета Приднестровья) выступали в поддержку нейтралитета и против вступления в НАТО, называли себя молдаванами, а не румынами, поддерживали развитие отношений Молдовы со всеми другими странами, включая Россию, и были только за мирное урегулирование приднестровского вопроса.

Антирейтинг Майи Санду также зашкаливал за 60%, и перед президентскими и парламентскими выборами ей пришлось сбавлять обороты — уж слишком непопулярной оказалась ее политика. Санду стала меньше говорить об «унире» с Румынией и педалировать тему НАТО (хотя военное присутствие в Молдове альянс продолжал наращивать), не так активно поддерживала идейно близкого ей Зеленского и протокольно высказалась за мирный диалог Кишинева с Тирасполем.

Впрочем, все это вкупе с репрессиями против оппозиции, тотальной цензурой в СМИ и предвыборными махинациями не помогло Майе Санду переизбраться на второй срок честно. Президентские выборы внутри Молдовы она проиграла.

Переизбрание Санду обеспечили даже не голоса диаспоры за рубежом, а вброс бюллетеней на зарубежных участках, где голоса считали молдавские дипломаты без наблюдателей (глава МИД Попшой — член партии PAS — ездил агитировать за Санду по деревням). Со всем колоссальным административным ресурсом и фальсификациями отрыв от оппозиционного кандидата все равно получился мизерным.

Новости партнеров

Сегодня по всем социологическим опросам партия PAS потеряет на выборах монопольное большинство, которое было у нее в уходящем составе парламента. По некоторым из опросов, она вовсе занимает на выборах второе место, уступая лидерство «Патриотическому блоку» экс-президента Игоря Додона. Молдавская оппозиция в сумме проходящих в парламент партий получает абсолютное большинство мест. Но секта Майи Санду просто так не сдастся: слишком высоки ставки для стоящего за ней Запада. В ход снова будут сброшены голоса западных диаспор, фальсификации при подсчете голосов. Неизбежно запугивание оппозиционных партий и политиков, принуждение их к предательству избирателей и вступлению в коалицию с PAS. На самый крайний случай прорабатывается вариант с вводом западных войск в Молдову. Неопределенность исхода этих выборов — последний барьер, который сдерживает эту страну от необратимого входа в войну.

ria.ru



«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Исход украинского конфликта решается прямо сейчас: Европе придется выбрать либо невозможное, либо невыносимое

Красть или не красть — вот в чем вопрос Красть или не красть, вот в чем вопрос — перед таким выбором в стиле Шекспира оказалась...

Читайте также

Одобрен неожиданный удар по России: в НАТО все же решили воевать за Украину

То, что неизбежное поражение Украины станет кошмаром и разгромом для ЕС и НАТО, очевидно...

Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что...

«Стало еще хуже». Зеленский столкнулся с нерешаемыми проблемами

Глава киевского режима теряет контроль над ситуацией в стране. Попытки сгладить последствия "миндичгейта" остаются...