ГлавноеАналитикаНефтяная «петля» Запада для России: видит око, да зуб неймет

Нефтяная «петля» Запада для России: видит око, да зуб неймет

Опубликовано

Намерения администрации США ввести в 3-м квартале с. г. 100%-ные ввозные пошлины против стран-импортеров российской нефти не случайно синхронны с новыми нефтяными санкциями Евросоюза и Великобритании против РФ. Последние предусматривают снижение потолка цен на российскую нефть с 60 до 46,7 долл. за баррель (стандартная единица – почти 159 литров) с усилением санкций против ее покупателей и перевозчиков. В целом предпринят новый этап политико-экономического давления РФ с целью добиться от Москвы стратегических уступок  прежде всего в вопросе СВО. Одновременно коллективный Запад преследует цель расшатать, нивелировать БРИКС, ибо Китай, Индия и Бразилия  по-прежнему крупнейшие импортеры российской нефти.

Практика коллективного прессинга «строптивых» государств у Запада стародавняя. Но имеются реальные, притом межгосударственные возможности, чтобы минимизировать последствия упомянутых решений не только для РФ, но и для общемирового нефтяного рынка. В первую очередь это выверенные государственные решения РФ и механизм взаимодействия 12 стран ОПЕК с ОПЕК+, действующей с 2016 г., по регулированию уровней добычи и экспорта нефти. Напомним, что в ОПЕК+ (11 стран) участвует и Россия. К слову, доля российского нефтеэкспорта на общемировом рынке нефти поныне высокая, превышая 10%, в общемировой же добыче еще больше – минимум 13%.

Новости партнеров

Причем ОПЕК+, в которой участвуют все страны ОПЕК и еще свыше 10 стран – весомых добытчиков-поставщиков нефти, включая Казахстан и Азербайджан, как раз была создана для того, чтобы предотвращать ценовые и объемные кризисы на этом рынке. В том числе из-за политики Запада в отношении каких-либо «нефтяных» стран.

Стратегическим шагом, способствующим поддержанию ценового баланса на данном рынке, является указ президента РФ Владимира Путина от 10 июня с. г. о запрете нефтеэкспорта до 31 декабря текущего года по «потолку» цен. Прежде этот запрет действовал до 30 июня. То есть РФ и впредь будет экспортировать свою нефть вне ценового потолка. А ее востребованность на мировом рынке подтверждается и тем, что в рамках ОПЕК+ игнорируются всевозможные санкции Запада не только против российской нефти.

Актуальность этих вопросов сегодня обусловлена и тем, что в госбюджете РФ на 2025 год заложена мировая цена на нефть Urals в 69,7 долл. за баррель (это основной сорт российской нефти). В то же время в госбюджете, исходя из этой цены барреля, был заложен курс доллара США на уровне 96,5 рубля за доллар. Аналитики ОПЕК+ прогнозируют, что, во-первых, средняя цена на нефть в 2025 году вполне может понизиться до 60 долл. за баррель. Во-вторых, если цена на нефть опустится ниже 60, это может привести к большему увеличению дефицита госбюджета РФ.

В контексте этих оценок глава Минфина РФ Антон Силуанов на полях ПМЭФ-2025 признал, что «сегодня 60 долл. за баррель – это цена, которая может быть слишком оптимистичной. Сегодня геополитическая ситуация изменилась, но нам надо всегда держать бюджет в тонусе, так что этот (ценовой. – Ред.) вопрос непростой».

Соответственно, востребовано более тесное партнерство РФ с ОПЕК+. Тем более что в ОПЕК и ОПЕК+, согласно официальной информации этих структур, не заинтересованы в дестабилизации мирового нефтерынка, в том числе из-за антироссийской политики Вашингтона и Брюсселя.

Но имеются в этой связи характерные штрихи: во-первых, ЕС в рамках нового  18-го  санкционного пакета против РФ вводит запрет на импорт «очищенных нефтепродуктов, произведенных из российской нефти и поступающих из третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США». То есть заинтересованность в нефтяном сырье из РФ вполне очевидна, потому косвенно, если не впрямую, дезавуируется пониженный «потолок» цен для указанных стран. А во-вторых, характерно, что Швейцария и Норвегия (наряду с Исландией, Лихтенштейном и с 2025 г. Молдовой) участвуют в Европейской ассоциации свободной торговли ЕАСТ), но пока нет точной официальной информации: подключается ли ЕАСТ к новым нефтяным санкциям Брюсселя.

Что касается дальнейшего взаимодействия в ОПЕК+, то, прежде всего, отметим, что большинство стран-участниц этой структуры, включая Азербайджан с Казахстаном, сперва стремились соблюдать ограничения по добыче. Чтобы, повторим, не провоцировать весомого падения цен.

Новости партнеров

Но с учетом упомянутых решений США, ЕС и Лондона возникает ситуация, когда целесообразно временное повышение странами-участницами ОПЕК/ОПЕК+ квот по добыче, чтобы сдерживать всплеск цен и возможную нехватку сырья на рынке. За такую политику с июня с. г. выступает ведущий участник этих структур  Саудовская Аравия с учетом упомянутых угроз Д. Трампа, предварительно высказанных еще в июне, и недавнего военного конфликта США и Израиля с Ираном. Эр-Рияд – за то, чтобы «и в августе продолжить увеличивать квоты, в целом на 411 тыс. баррелей в сутки, а возможно, и в сентябре текущего года». Эту позицию поддержали большинство стран-членов ОПЕК и ряд стран ОПЕК+, включая Казахстан.

По данным Bloomberg, в конце мая была достигнута договоренность ОПЕК+ увеличить добычу на 411 тыс. барр./сут. в июле (как ранее в мае-июне). РФ возглавила группу, куда входили и Алжир, Венесуэла (члены ОПЕК), Азербайджан, Оман, Бруней, Малайзия, Судан, Южный Судан (большинство участниц ОПЕК+), «выступившую за приостановку наращивания добычи. Но точка зрения Эри-Рияда и его сторонников победила». Это упреждает общемировые последствия антироссийской политики в отношении российской нефти.

Между тем в докладе ОПЕК World Oil Outlook 2050 отмечено, что ввиду политико-экономического стимулирования Евросоюзом, особенно Германией, с 2022 года поставок нефти из Азербайджана и Казахстана, их нефтью в ЕС намерены заменить российские поставки. Но, как говорится, видит око, да зуб неймёт: большинство зарубежных экспертных оценок свидетельствует, что ввиду транспортно-логистических проблем и реальных возможностей по добыче в тех странах, их сырье – в лучшем случае – способно в целом не более чем на 15% заместить нефть из РФ, если в ЕС рискнут полностью прекратить ее импорт.

Что же касается ужесточающийхя западных санкций в отношении иностранных танкеров с российской нефтью, Москва заблаговременно упредила их последствия. В конце марта 2024 г. Минфин РФ утвердил «Специальный перечень зарубежных офшоров на 2024-26 годы». 40 стран и территорий в этом перечне «обеспечивают льготный режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Отметим, во-первых, что Москва не могла бы сформировать такой перечень без согласия указанных стран/территорий. А во-вторых, во всех из них зарегистрированы-регистрируются суда (в том числе танкеры) под удобными» флагами, преобладающие – для обхода санкций – в перевозках любой продукции из прессингуемых Западом стран или в те страны, в т. ч. и перевозки нефти-нефтепродуктов из РФ.

Характерно и то, что в указанном перечне присутствуют не только Малайзия с Брунеем, участвующие в ОПЕК+, но и зарубежные территории Нидерландов и Великобритании, в том числе британские Нормандские острова, которые не могли попасть туда без согласия Амстердама и Лондона. Выходит, речь идет фактически о комплексной системе, позволяющей обходить, по крайней мере косвенно, антироссийские санкции.

Напомним, что США и в целом Запад вводили запретительные пошлины или смежные санкции в разные периоды против нефти Венесуэлы, Ирака, Ливии, Мьянмы, Индонезии, Судана, Южного Судана (в 1988-89 гг. – Румынии). Причем они продолжают полностью или частично действовать против Венесуэлы, Мьянмы, Ирана, Судана и Южного Судана. Но в рамках ОПЕК и ее договоренностей с другими нефтяными странами, в том числе с Организацией арабских стран-экспортеров нефти (почти все они участвуют в ОПЕК+), предотвращаются недостаточность объемов и резкие ценовые перепады на мировом нефтяном рынке.

Словом, комплексный ответ России на новые санкционные решения США и ЕС заключается в выверенном сочетании мер государственной и межгосударственной внешнеэкономической политики. Среди приоритетов в последнем случае – это более активное партнерство в рамках ОПЕК+.

ritmeurasia.ru

Новости партнеров


Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Путин готов заплатить страшную цену, чтобы избежать худшего

Министр обороны Германии Борис Писториус в январе 2024 года говорил, что война с Россией...

Чего ждать России от новой стратегии нацбезопасности США

5 декабря на сайте Белого дома был опубликован текст новой стратегии национальной безопасности США....

Обнищавшая Британия стала жалеть о бегстве из Евросоюза

Британский премьер Кир Стармер внезапно заявил, что «соглашение о Brexit... нанесло значительный ущерб нашей...