ГлавноеАналитикаАлексей Чадаев. Русская цивилизация: тезисы о текущем моменте

Алексей Чадаев. Русская цивилизация: тезисы о текущем моменте

Опубликовано

1. Любая технология всегда является продолжением некой онтологии. Оба слова греческие, поэтому нужна русская расшифровка: онтология это «картина мира», технология — путь делать что-то полезное. Путь всегда изначально рисуется на этой картине, но потом саму картину (благо она и так «у всех общая») как бы выводят за скобки, оставляя только сам путь как последовательность шагов: делай раз, делай два, делай три. Проблема случается тогда, когда технологию переносят (делают «трансфер») в другую культуру с другими онтологиями: при таком переносе она очень часто «ложится криво».

2. Сказав, что онтология это картина мира, нужно дополнительно пояснить. На любой картине изображён не «весь мир», а только его произвольно взятый кусок, ограниченный некой выбранной рамкой — на то она и картина. Любая онтология, в свою очередь, также несамостоятельна — она является производной из аксиологии, иначе говоря, «системы ценностей». Ну или того, во что автор картины верит, что считает ценным (а что не считает). В этом смысле всякая аксиология, в свою очередь, восходит к теологии, или, по-русски, попросту «богословию», но на месте Бога или «бога» тут может оказаться что угодно — например, вера в такую загадочную штуку, как «постоянно возрастающая самоорганизация материи» — то, чем материалисты, и в частности Маркс с марксистами, на полном серьёзе попытались заменить Бога, когда выкидывали его из своей «картины мира» и «системы ценностей». Ответа на вопрос о том, почему эта самая материя имеет свойство постоянно самоорганизовываться, их религия не даёт вообще никакого — «так склалось». Ну или это какие-то там «объективные законы» — количество в качество, единство и борьба, отрицание отрицания, см.учебник диамата со ссылками на старика Гегеля (которого разгребать всё равно чёрт ногу сломит, и никто туда всерьёз не лезет).

Новости партнеров

3. Итак, имеем цепочку: теология-аксиология-онтология-технология. Единственный более-менее доступный нам пример, на котором можно объяснить, как она работает, это всепобеждающее учение марксизма-ленинизма: «теология» (диамат) это вся вышеупомянутая гегельянь, аксиология (истмат) это «прогресс», «разум» и «гуманизм», онтология (политэкономия) это «развитие производительных сил» и вечно запаздывающая по отношению к нему трансформация «производственных отношений» с фиксацией и разбором актуальной стадии запаздывания (капитализм в его поздней стадии), ну и технология (ленинизм) это «коммунистическая революция» и «диктатура пролетариата».

4. Но юмор в том, что, как в анекдоте, «у птичек всё то же самое»: к примеру, в дореформационном католическом Средневековье теология это схоластическое богословие, аксиология это индивидуальное спасение души в ограде истинной Церкви (и невозможность такового в неистинной), онтология это непрерывная организованная борьба сил света с силами тьмы за эти самые души, а технология это производство наиболее оптимальных форм организации общественной жизни для решения этой самой задачи спасения душ в ограде плюс непрерывная экспансия (расширение ограды) истинной Церкви — в пределе, на весь мир: крестовые походы, реконкиста, конкиста и прочий Колумб с корабликами.

5. Реформация снесла «ограду», но поначалу будто бы никак не покушалась на аксиологию спасения души. Однако, оставшись без папы (без Папы), детки потихоньку расшалились — причём на всех этажах. Бога вынесли за скобки (лапласовское «я не нуждался в этой гипотезе»). Спасение души соответственно заменили индивидуальным успехом в земной жизни, в два такта — сначала протестантские ересиархи начиная с Кальвина объявили оный успех основным признаком Божьего благоволения к его обладателю, а затем «просветители» и вовсе поставили на это место ещё ренессансный «идеал человека». Соответственно, все старые формы организации общественной жизни, созданные под предыдущую теологию-аксиологию-онтологию, были объявлены злом и торжественно снесены «буржуазными революциями» с их взятыми у просветителей либерте-фратерните-алиготе. После этого в сухом остатке остался простой посыл: зарабатывай деньги, и будет тебе Щастье. Под это очень быстро, буквально на жизни одного поколения, сама собой (уже без всякого осознанного проектирования) сформировалась новая социальная структура и иерархия, которую Луи Блан и подхвативший у него это слово Маркс назвали «капитализмом», сразу же объявив ему коммунистический джихад. По иронии судьбы, единственное место, где идеи этого джихада на какое-то время восторжествовали, стали наши родные болотца, считавшиеся и самими классиками, и даже их доморощенными последователями, глубокой периферией «капиталистического» мира.

6. Весь ХХ век ушёл на то, чтобы доказать этим глупым русским, что они никто и звать их никак, и их попытка навязать западному «хартленду» кое-как усвоенную и перетолкованную на русский лад отрыжку западной же традиции общественной мысли (АКА «мировая коммунистическая революция») — смешна и нелепа. В 91-м русские с этим вроде бы наконец согласились, объявив, что теперь тоже будут строить у себя «капитализм» (шоб как у людей), после чего принялись вагонами и трубами завозить к себе из хартленда их актуальную на текущий момент теологию-аксиологию-онтологию-технологию, в обмен, как это у нас всегда водилось, на дёготь, мёд, пеньку, нефть и газ. Но у нас сформировалось вообще другое общество, чем у них: главными стали как раз те, кто всё это возит, туда и оттуда, а когда наше «государство» немного очухалось, оно этих возчиков (частично проредив) быстро поставило под свой скипетр и сказало: суверенитет. И вообще, у нас ядерная дубина есть (осталась в наследство от предыдущей формации), так что кто сунется — тому кирдык и армагеддон. На что «цивилизованный мир», сделав круглые глаза, спросил «шо, ОПЯТЬ?» и уже сам объявил нам джихад, только теперь уже под радужным флагом ЛГБТ. Под знамёна этого ЛГБТ-джихада первыми радостно побежали все те наши, которые хотели продолжать «строить капитализм» без всякого там «государства» по вышеупомянутому сценарию — так началась наша вторая гражданская война, которая начиналась на болотных майданах, а в итоге локализовалась в форме СВО. Here we are.

7. Мы оказались в очень трудном положении. Теология, аксиология, онтология и технология у нас есть либо привозные (и апдейтов к ним уже особо не завезёшь — «санкции»), либо унаследованные от предыдущих формаций, тоже частично импортных. Ни то, ни другое в наших руках толком не работает, по понятным причинам. Возник вопрос — пока, настаиваю, чисто абстрактный и теоретический: а в состоянии ли мы вообще «импортозаместить» не только технологию, но и онтологию-аксиологию-теологию? Ответов у нас пока нашли два: «традиционные ценности» и «государство-цивилизация». Но проблема в том, что и то, и другое на данный момент в наших реалиях это «пустое означающее»: никто вообще не в состоянии объяснить, что это такое и с чем это едят. Все описания — апофатические: формата «не-ЛГБТ». Ну и ритуальные клятвы в любви к берёзкам-ёлочкам, типа песенки Тани Куртуковой. Но ни онтологии, ни уж тем более технологии оттуда никак не выведешь. До кучи, внутри нас самих продолжают тлеть сколь бесконечные, столь и бессмысленные (и при этом весьма болезненные) внутренние разборки типа «кто выиграл ВОВ — Сталин или Николай II?» или «цивилизация — это вместе с татарами-кыргызами (а то и, не приведи Аллах, азербайджанцами) или всё же на расово очищенных великорусских дрожжах?»

8. Нас пока спасает наш… враг, посылая нам два жёстко противоречащих друг другу сигнала: один — «покайся, Иваныч, тебе скидка выйдет», и другой — «всех вас убьём и съедим, патамушта вы орки, которым не место на нашей эльфийской планете». Первому мы по природной нашей подозрительности не верим вообще, второму зато верим абсолютно и потому всё ещё воюем — чем Бог послал (ну и друг Си с другом Кимом, конечно). Но всерьёз, сущностно, в свои силы мы не верим — не в плане даже победы, а в плане в первую очередь способности породить самим из себя всю необходимую теологию-аксиологию-онтологию-технологию. Тех, кто заявляет, что у него всё это уже есть в готовом виде, считаем опасными идиотами и предпочитаем держать на дистанции от любых рычагов и ресурсов. И кто рискнёт сказать, что это не есть разумная предосторожность?

Автор — философ, политолог, публицист, директор Аналитического центра «Московский регион»

Новости партнеров

chadayev.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Обновлённая Стратегия нацбезопасности США – ещё один шок для Запада

На сайте Белого дома появился концептуальный документ о приоритетах США на ближайшие годы. Документ...

Исповедь Долиной на Первом канале — спасение репутации под давлением обстоятельств

Исповедь Долиной на Первом канале произошла под двойным давлением. С одной стороны, общество требовало...

ВС России нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь...