ГлавноеАналитикаЮрий Баранчик. Тройной удар по США

Юрий Баранчик. Тройной удар по США

Опубликовано

Ожидание громкого заявления Дональда Трампа перебило заявление сенатора Линдси Грэма (внесён в РФ в список террористов и экстремистов), который раскрыл то, чем президент США будет угрожать России, КНР, Индии и Бразилии. Д. Трамп вроде бы не прочь поддержать известный законопроект про 500% пошлины, которые будут введены в отношении любой страны, которая помогает России обходить санкции или покупать её нефть/газ/металлы.

Правовые механизмы для реализации у США есть. IEEPA (Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях) даёт президенту право вводить любые экономические ограничения в случае «чрезвычайной внешней угрозы», а раздел 301 Торгового акта 1974 г. – тот же механизм, по которому Д. Трамп в 2018-2019 гг. пытался в первый раз воевать пошлинами с Китаем.

Новости партнеров

Правда, с реализацией практической всё будет несколько сложнее. 500% пошлины – это запретительный тариф, который фактически означает эмбарго. И как любой крайний инструмент, он таит в себе разрушительные последствия. Применение такой меры приведёт к тройному удару по самим США:

1. Экономический удар: импорт из Индии, Бразилии и КНР – это лекарства, редкие металлы, электроника, аграрная продукция. 500% пошлины на эти товары вызовут рост цен внутри США, инфляционное давление и протест корпоративного сектора.

2. Внутриполитический удар: большинство компаний, работающих с указанными странами, имеют представительство в Конгрессе. Лоббистское давление будет колоссальным.

3. Внешний геополитический удар: США рискуют превратить даже нейтральные государства в пассивных противников и саботажников, если попытаются принудить их к однозначной позиции с помощью откровенного шантажа.

Как и во многих других санкционных кампаниях, США формируют сначала максимально жёсткую линию, чтобы затем отыгрывать с неё, предъявляя партнёрам «выгодный» компромисс. В этом смысле 500% – это символ предела допустимого, демонстрация того, к чему может привести непослушание. Однако, и это ключевой момент, работает эта стратегия только против слабых или зависимых государств. Когда же дело доходит до крупных, самостоятельных экономик с собственными интересами – включается реалполитик.

Среди очевидных целей, которые были озвучены прямо, например, Индия. Это означает ограничения на экспорт лекарств, стали, IT-услуг и логистики. Возможные санкции на расчёты. Индия воспримет такие меры как несправедливое давление, особенно с учётом того, что её отношения с США развиваются в стратегическом и оборонном направлении.

Нью-Дели не будет отказываться от дешёвой российской нефти и удобрений, но и прямого конфликта с США постарается избежать. Индия выберет путь лавирования, увеличив долю «теневых расчётов», обходных схем и логистических прокладок, не вступая в открытую конфронтацию.

Новости партнеров

КНР уже находится в состоянии стратегической конфронтации с США. Он воспримет новые санкции не как ответ за Украину, а как продолжение политики сдерживания. Ответ будет асимметричным: масштабная дедолларизация, расширение внутреннего рынка замещения, продвижение юаня в международных расчётах, ускоренное сближение с Россией.

Бразилии Л. Грэм грозит ударом по аграрному экспорту, санкциями на поставки удобрений, алюминия и агропродукции. Бразилия выступит с дипломатическим протестом, обратится в ВТО, начнёт искать компромисс с ЕС.

Есть ещё Турция, которая не испугается, но постарается использовать угрозу как аргумент в переговорах. Турция продолжит зарабатывать на логистике между РФ и ЕС, но будет усиливать двойные контуры: официально нейтралитет, неофициально – бизнес. В случае давления может усилить сотрудничество с Ираном и КНР, но без полного разрыва с Западом, есть ещё Сирия и ряд других исламских вопросов.

Важно понимать, что сама по себе Украина не причина этой политики давления, а повод. За пошлинами и ультиматумами стоит попытка США восстановить контроль над глобальным порядком в условиях его фрагментации.

Санкции становятся не способом наказания, а языком диалога. 500%-угрозы если и реализуются, то точечно, против отдельных компаний или банков.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

t.me/barantchik



Валентин Катасонов: «Россия зовет!». Куда зовёт? На биржу — деньгами поиграть?

На инвестиционном форуме говорили обо всем, только не об инвестициях 3−4 декабря в Москве прошел очередной, 16-й инвестиционный форум «Россия зовет!». Я уже писал об...

США вынесли приговор Европе в новой стратегии нацбезопасности: с Россией будет стабильность

Главные события недели прошли под знаком слова «тревожность» Государственное информагентство сообщило, что словом года в России в результате многомесячного интернет-голосования стало слово «тревожность». Что логично,...

Лондон – последнее прибежище Зеленского между молотом Москвы и наковальней Вашингтона

Предстоящая в понедельник встреча Зеленского с лидерами Британии, Франции и Германии в Лондоне, куда прибудут и находившиеся в США переговорщики от Украины во главе...

Читайте также

Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что...

А все шло так хорошо: Трамп поставил Россию в критически сложное положение

Тема Украины, в последнее время безоговорочно господствовавшая в западном инфополе, была неожиданно и очень...

США огорчили Европу свой стратегией безопасности

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере,...