Недавняя инициатива председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина о включении национальной идеи в российскую Конституцию в очередной раз «встряхнула» политикум и общественность.
В очередной раз, потому что вопрос национальной идеи и в целом государственной идеологии неоднократно обсуждался в нашем обществе, поляризуя позиции и продуцируя разнообразные точки зрения. Калейдоскоп мнений по обыкновению затрагивал как ретроспективу, так и будущность страны.
Новости партнеров
Газета. Ру опубликовала отклик на инициативу Бастрыкина депутата Государственной Думы Виталия Милонова: «Главные национальные черты жителей России – это народность, соборность, справедливость и милосердие. Поэтому граждане поддержат закрепление национальной идеи в Конституции РФ. Не думаю, что кто – то будет против, если закрепим в качестве национальной идеологии что – то, что связано с христианскими ценностями. Православие столетиями являлось синонимом нашей государственности».
Если судить по тексту отклика, депутат явно не разбирается в отличиях государственной идеологии от национальной идеи, что, в принципе, простительно. Среди российской элиты мало тех, кто способен предметно порассуждать на данную тему, не прибегая к помощи специалистов.
Настораживает предложение Виталия Милонова о включении в новую конституцию христианских ценностей и православия в частности. Ящик Пандоры не откроем в этом случае?
Представители традиционных российских конфессий, таких, как ислам, буддизм, иудаизм, вряд ли захотят быть обойденными вниманием в Основном законе страны!
В публичном пространстве прозвучали предложения об отнесении к национальной идее общепризнанных ценностей: «жизни, прав и свобод человека, патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, крепкой семьи и высоких нравственных идеалов».
Провокационный вопрос: кто против столь шикарного набора гуманитарных и патриотических ценностей? Никто. Несогласных по определению не будет.
«Включаем» логику вкупе с диалектикой: если нет против, значит, нет и национальной идеи!
Новости партнеров
В нашем социуме, и в элите, и среди простых граждан распространено глубокое заблуждение, что государственная идеология и ее стержневая основа – национальная идея, поспособствуют духовной консолидации населения страны. Заблуждение базируется на стереотипе: запишем – де некие «благородные идеалы» в Основной закон государства и российское общество в едином душевном порыве устремится к великой цели – мечте!
Национальная идея настоящая, а не ее профанация, неминуемо раскалывает по политическим критериям, как истеблишмент, так и народ. Уточню: поначалу раскалывает. Если национальная идея оказывается востребованной пассионарной частью населения и отвечает тенденциям общественного развития, такая идеологема побеждает. Государственная идеология сплачивает общество, но через разлом, конфликт интересов. Иногда противостояние общественных сил бывает кровавым.
В этой связи уместно вспомнить товарища Ленина. К вождю большевиков, как закоренелому русофобу, отношусь негативно. Его деяния в области национальной политики до сих пор аукаются на всем постсоветском пространстве. В то же время Ульянов – Ленин был выдающимся политиком и нестандартно мыслящим человеком. У него, несомненно, есть чему поучиться!
«Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться» — написал Ленин в редакционном заявлении «Искры» в 1900 году. В Российской социал-демократической рабочей партии в то далекое от нас время велась ожесточенная дискуссия по идеологическим вопросам. У оппонентов позиции принципиально непримиримые. Итог известен. РСДРП через три года на втором съезде окончательно раскололась на два противоборствующих крыла: большевиков и меньшевиков.
Смысл заявления лидера большевиков в том, что объединение будет прочным, дееспособным только при наличии единомышленников, людей с общими целями и интересами. Полемика между приверженцами определившейся политической линии не исключена по тактическим вопросам, но не по фундаментальным положениям партийной программы.
Экстраполирую ситуацию на сегодняшнюю и… предвижу возражение: «там» речь о выработке идеологической платформы партии, а «тут» о национальной идее! Да, «там» был необходим более жесткий подход по сплочению единомышленников, а сейчас поднимается вопрос об идеологии государства.
В нашем случае проще (государство, а не политическая организация), но «процесс размежевания» примерно такой же. Только не по максимуму, а по оптимуму. С конкретными целями и принципами определимся, тогда обретем единомышленников!
Виктория Дорожкина, кандидат политических наук: «Национальная идея – это, как правило, идея социальных перемен, которая, рождаясь в толще общественных умонастроений, отражает проблемы и назревшие тенденции развития, запросы и ожидания нации».
Новости партнеров
Идея, которая на начальном этапе поляризует общество, а, иногда, нокаутирует неэффективную политическую систему, есть настоящая национальная идея. В ином случае все разговоры о национальной идее являются ее имитацией, пустым декларированием благих пожеланий. В конечном итоге получим традиционное топтание на месте!
Информационное агентство «Регнум» опубликовало весьма любопытное высказывание заслуженного юриста России Игоря Безрукова: «Такое понятие, как национальная идея, по факту вообще к конституции не имеет отношения. Это скорее философская категория, насчет которой обсуждения идут постоянно и в нашей стране, и за рубежом».
У заслуженного юриста довольно странная интерпретация темы, обусловленная алогизмом либо сознательным смещением предмета обсуждения в другую плоскость. Бастрыкин в Санкт – Петербурге публично заявил о включении национальной идеи в российскую Конституцию. Об иных вариантах апробации идеологического конструкта речь не велась.
Интригующее заявление на том же Петербургском юридическом форуме сделал вице – спикер Госдумы Петр Толстой: «Большая часть мировых практик «не прижилась» в российском законодательстве, предстоят «более существенные» изменения в Конституцию, чем это было в 2020 году». Источник: RBC. RU от 19 мая 2025 года.
Позволю себе не согласиться с господином Безруковым, отнесшим национальную идею исключительно к философской категории. У национальной идеи, наряду с философской есть и политическая категория, проявляющаяся в специфических функциях: политико – конституирующей; политико — целеполагающей; политико – консолидирующей; политико – культурологической. Данные функции определяет политология, как научная дисциплина!
Автор — политолог, журналист, публицист
Позиция редакции может не совпадать с позицией автора



