ГлавноеАналитика"Негде взять": Запад признал досадный просчет в энергетике

«Негде взять»: Запад признал досадный просчет в энергетике

Опубликовано

Европейцы и американцы сделали ставку на декарбонизацию, но, похоже, оказались к этому не готовы. Участники конференции ООН по климату (COP-28) в конце 2023-го потребовали утроить глобальные мощности АЭС к 2050-му. Однако в США атомных электростанций все меньше, а те, что есть, устарели. В Германии вообще ничего не осталось. Технологии утрачены, львиная доля новых разработок принадлежат России и Китаю. Какие возможны последствия — в нашем материале.

Ветер сменился

Новости партнеров

На Климатической неделе в Нью-Йорке ведущие банки и финансовые организации мира официально одобрили амбициозную цель COP-28.

Ядерная энергетика должна играть ключевую роль в декарбонизации, подчеркнули там. На заре «зеленой лихорадки» атом тоже решили заменить ветряками и солнечными панелями. Теперь АЭС вернули в экологическую повестку.

Совместную декларацию приняли представители 20 стран. Это свидетельствует о развороте от возобновляемых источников к низкоуглеродной энергетике, в том числе атомной, указывают аналитики.

В разгар недавнего энергокризиса в Европе осознавали: на одном ветре далеко не уедешь, особенно когда он не дует. Плюс целый ряд технологических, финансовых и инфраструктурных препятствий: растущие затраты, задержки в цепочках поставок, нехватка инфраструктуры. Все это тормозит ветроэнергетические проекты. Вялотекущая рецессия, промышленный спад, отказ от российских энергоресурсов, закрытие крупнейшего нидерландского месторождения Гронинген тоже не добавляют оптимизма.

В США другие сложности — дефицит собственных компонентов для ветроэнергетики, запрет на импорт китайских технологий, хотя альтернатив почти нет, отмечает Reuters.
Проблема приобретает глобальный характер. Эксперты ожидают идеальный шторм в сфере чистой энергетики.

«В отличие от возобновляемых источников, таких как ветер или солнце, АЭС могут работать круглосуточно. Это особенно важно в периоды пикового потребления, когда солнечные или ветровые станции не справляются с нагрузкой. А миру нужно все больше энергии для таких технологий, как, например, искусственный интеллект», — говорит Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Сомнительный эксперимент

Новости партнеров

Относительно атома в Европе до сих пор не определились. Так, Франция — мировой лидер по его доле в энергетическом балансе — 70%. За десять лет там планируют построить еще шесть энергоблоков. В Германии же в прошлом году закрыли три последние АЭС: «Изар-2», «Неккарвестхайм-2» и «Эмсланд». А ведь в 2022-м из-за энергокризиса немцам пришлось реанимировать «грязные» угольные электростанции.

Газ опять резко подорожал. Германия в рецессии — минус 0,3% в 2023-м. Локомотив Европы теряет конкурентоспособность.

Надо сказать, что отключение АЭС вызвало ожесточенные споры. Даже в правящей коалиции (социал-демократы, «Зеленые», Свободная демократическая партия). Победили те, что считают себя защитниками окружающей среды и борцами с глобальным потеплением.

И вот результат: теперь Германия энергию импортирует. От французских АЭС и польских угольных электростанций.

В зеленой энергетике больше политики, чем прагматики. Обеспечение электричеством загородного дома и крупного промышленного мегаполиса — это далеко не одно и то же, замечает по этому поводу Хаджимурад Белхароев, доцент ИМЭБ экономического факультета РУДН.

Нет мощностей

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), атомная энергетика будет расти в ближайшие несколько лет в среднем на три процента в год.

И, как сообщает доклад МЭА «Электроэнергетика-2024», более половины новых реакторов введут в эксплуатацию в Китае и Индии.

Новости партнеров

До 90% строящихся энергоблоков — российские или китайские.

«Росатом» реализует проекты в Турции, Индии, Бангладеш, КНР, Венгрии, Египте — всего 34 реактора. Фактически это новые рынки сбыта. Около 30 стран, располагающие примерно 440 АЭС, импортируют российские материалы, указывает Мария Гирич, эксперт Центра Россия-ОЭСР ИПЭИ Президентской академии.

Для Запада задача расширения атомной энергетики крайне сложная. Не хватает сырья, утрачены компетенции, нет финансирования. Так, по оценкам Еврокомиссии, озвученным еще в 2022-м, строительство новых АЭС потребует 500 миллиардов евро инвестиций.

Американские станции давно устарели.

Оборудование, спроектированное в 1960-х и изготовленное в 1970-х, эксплуатировалось в сложнейших условиях радиоактивного и температурного воздействия. Нет ни одной другой страны с таким количеством реакторов возрастом 60 лет. В России лишь на двух АЭС есть энергоблоки из 1960-х, остальные значительно моложе. На это обращали внимание в природоохранной организации Friends of the Earth.

К тому же на Западе большие проблемы с обогащением урана.

Россия как производитель урана — на шестом месте с долей чуть более пяти процентов. Около 45% мировой добычи — в Казахстане. Это почти в три раза больше, чем у Канады — второго по объемам поставщика. Однако Москва лидирует по обогащенному урану. В прошлом году экспортировали на 2,7 миллиарда долларов.

По прогнозам Enrichment Market Outlook, к 2035-му Россия возьмет под контроль до 30% глобального рынка в этом сегменте.

Кроме того, значительная доля мощностей в Казахстане, а также Узбекистане (7,2% мировой добычи) принадлежит российским компаниям.

«Наше главное преимущество — услуги по обогащению, включая производство высококачественного низкообогащенного топлива. На данный момент Россия — практически единственный поставщик таких услуг в США, хотя Астана и Пекин также стремятся на этот рынок», — говорит Гирич.

В 2023-м ЕС увеличил вдвое импорт урана из России. В частности, его закупали для 19 ядерных реакторов Чехия, Болгария, Венгрия, Финляндия. Вашингтон ввел санкции, однако с оговорками, позволяющими продолжать торговлю.

Но Москва, разумеется, ориентируется на дружественные государства.

«Африка — вот новая точка притяжения. На этом континенте явно не хватает поверхностных водных артерий, что серьезно затрудняет развитие энергетического сектора и, соответственно, промышленности, а также освоение богатых ресурсов, скрытых в недрах. В таких условиях АЭС — оптимальное решение», — объясняет Белхароев.

Ядерные державы, способные строить и обслуживать атомные станции, уже вступили там в конкурентную борьбу. И у России явные преимущества.

ria.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

Договорняка не будет. Москва не принимает «мирный план» Вашингтона

Итак, после продолжительных переговоров в Москве стало ясно, что ничего не ясно. Точней, договорняка...

Путин готов заплатить страшную цену, чтобы избежать худшего

Министр обороны Германии Борис Писториус в январе 2024 года говорил, что война с Россией...

Глава Верховного суда высказался о качестве правосудия после появления «схемы Долиной»

Глава Верховного суда России Игорь Краснов обратил внимание на недопустимость использования судебных решений для...